Файл: Системный подход к менеджменту (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, системный подход – комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и её структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей. Принципами системного подхода является: единство, целостность, динамичность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, организованность, множественность и декомпозиция.

1.2. Основные элементы и типы организационной системы

Любая организация при системном подходе рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы и определенное количество внешних связей.

Следует дать определение понятию «организация». В истории были различные попытки идентифицировать это понятие.

1. Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация – есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.

2. Организация – социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных).

3. Организация – гармония, или соответствие, частей между собой и целым.

Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.

4. Организация – целое, которое не сводится к простой арифметической сумме составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы своих частей (всё зависит от эффективности связей).

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, имеющее определенный набор взаимосвязанных целей[10].

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой. В любой организации реализуются три ключевых процесса:

– получение ресурсов из внешней среды;

– производство продукта;

– передача его во внешнюю среду.

Основные потоки в организации:

- на входе системы – поступление материалов, рабочей силы, капитала; - на выходе – готовый продукт (товары, услуги).

Организация как система координации поведения людей обеспечивает процесс достижения целей. Деятельность участников организации реализуется в рамках структуры и зависит от эффективности установленных связей между ними. Для того чтобы организация эффективно выполняла свои функции по достижению целей, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфликтами, организационную культуру и др. Все организации вне зависимости от целей, типа и конечного результата имеют общие для всех сложных организаций характеристики[11].


Сегодня организация может быть определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе определённых процедур и правил.

Исходя из данного ранее определения системы, определим организационную систему.

Организационная система – это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают:

– производство;

– маркетинг и сбыт;

– финансы;

– информация;

– персонал, человеческие ресурсы – обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.

Эти элементы являются основными объектами организационного управления.

Но у организационной системы есть и другая сторона:

1. Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и интеграции человеческой деятельности.

2. Цели и задачи. Организационная цель – есть идеальный проект будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация- инструмент для достижения целей.

3. Организационная структура. Структура – это способ объединения элементов системы. Организационная структура – есть способ соединения различных частей организации в определённую целостность (основными видами организационной структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т.д.). Когда проектируем и поддерживаем эти структуры, мы управляем[12].

Специализация и разделение труда. Это тоже объект управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на составляющие, которые предполагают специализацию человеческого труда.

Организационная власть – это право, способность (знания + навыки) и готовность (воля) руководителя проводить свою линию при подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Каждый из этих компонентов необходим для реализации власти. Власть – есть взаимодействие. Функцию координации и интеграции деятельности людей бессильный и неэффективный менеджер организовать не может. Организационная власть – не только субъект, но и объект управления.

Организационная культура – присущая организации система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми.


Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное лицо. Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность.

Организационные границы – это материальные и нематериальные ограничители, которые фиксируют обособленность данной организации от других объектов, находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен обладать способностью расширять (в меру) границы собственной организации. В меру – значит брать только то, что сумеешь удержать. Управлять границами – значит вовремя их очерчивать[13].

Организационные системы можно разделить на закрытые и открытые:

Закрытая организационная система – это та система, которая не имеет связи со своей внешней средой (т.е. не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример – натуральное хозяйство.

Открытая организационная система имеет связи с внешней средой, т.е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней средой.

Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования т. п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

ГЛАВА 2. РОЛЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ЗАВОД ЖБИ»

2.1. Системный анализ в ОАО «Завод ЖБИ»

Открытое Акционерное Общество «Завод ЖБИ» (далее – ОАО «Завод ЖБИ» создано в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Общество является юридическим лицом. Общество в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом.

ОАО «завод ЖБИ» на рынке стройматериалов более 50 лет. Все это время шло непрерывное развитие и совершенствование производства, внедрение новых передовых технологий, расширение сфер услуг, предоставляемых предприятием.


Организационная структура в общем виде представляет собой линейно-функциональную структуру, образованную из взаимоподчиненных элементов в виде иерархической лестницы (рис. 2).

Рисунок 2. Структура управления ОАО «Завод ЖБИ»

Такая структура управления обладает целым рядом преимуществ:

  • быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим,
  • рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;
  • стабильность полномочий и ответственности за персоналом.
  • единство и четкость распорядительства и т.д.

Недостатками является:

    • дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности;
    • недостаточная для больших компаний, и компаний, работающем на динамичном рынке, оперативность принятия решений;
    • разногласия между линейными и функциональными службами;
    • противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов и т.д.

ОАО «Завод ЖБИ» выпускает более 2000 наименований строительных материалов. Ведущими направлениями в производственной и коммерческой деятельности завода являются изготовление железобетонных изделий и деталей для объектов социального, жилищного и промышленного назначения, арматурных каркасов, товарных бетонов и растворов, керамзитового гравия, стеновых камней и тротуарной плитки.

Предприятие изготавливает практически все то, что нужно для своего строительного комплекса, и это позволяет строить дома «под ключ». Освоено строительство быстровозводимых панельных церквей, на которые имеется большой спрос. С каждым годом завод расширяет объемы работ по комплексному благоустройству улиц, площадей, парков, скверов, территорий перед коттеджами, офисами, административными зданиями в городе и прилегающих поселках. В современных рыночных условиях, ОАО «Завод ЖБИ» проводит модернизацию производства, наращивает темпы выпуска продукции.

Системный анализ в управлении имеет целью дать лицам, принимающим решения, рекомендации по выбору целей и стратегии (с использованием математических методов), направленных на повышение эффективности производства.

Системный анализ предполагает сравнение альтернативных курсов действий с точки зрения затрат и эффективности при достижении определенной цели. Обычно такое сравнение осуществляется в форме отыскания альтернативы, которая обеспечивает минимум затрат на достижение некоторых заданных результатов или, наоборот, является попыткой привести к максимуму некоторый натуральный показатель результатов деятельности при наличии ограничений на затраты средств. Разработка таких оценок носит название анализа «стоимости-эффективности».


Различные альтернативы проверяются посредством моделей, которые показывают, какие последствия можно ожидать, следуя каждой из альтернатив, а именно: каков уровень затрат и какова степень достижения каждой из поставленных целей. Затем используется критерий для взвешивания затрат по отношению к результатам, и таким образом альтернативы могут быть расположены в порядке их предпочтительности.

Одним из условий успешной работы с поставщиками и покупателями продукции в ОАО «Завод ЖБИ» является точное и своевременное выполнение условий заключенных договоров и контрактов. Поэтому идет строгое соблюдение сроков поставки продукции, сроков оплаты, условий транспортировки товара, соблюдении оговоренного ассортимента закупаемой продукции, что обеспечивает слаженную работу клиентов с предприятием, а также способствует завоеванию благоприятного имидж ОАО «Завод ЖБИ».

Работы по поставкам продукции заранее планируются. Это заключается не только в том, что в соответствующие сроки идет отгрузка продукции клиентам, а также и в том, что покупатели заранее присылают в управление маркетинга заявки на железобетонные конструкции и другую продукцию, на основе которых формируется план производства на каждый последующий месяц.

Мнения оптовых покупателей, а также непосредственных потребителей продукции Общества играют важную роль в деятельности предприятия. Для оптовых покупателей управлением маркетинга ежеквартально высылаются анкеты-опросники по утвержденной форме, которые позволяют изучить рынок железобетонных конструкций в соответствующем регионе, уровень цен на продукцию конкурирующих фирм, позволяют узнать мнение клиентов по ассортименту производимой продукции, выявить запросы, желания клиентов.

Среди розничных покупателей проводится анкетирование непосредственно магазинами ОАО «Завод ЖБИ» с целью изучения спроса на новую продукцию, выявления мнения также по поводу дизайна, уровня цен, ассортименту и др.

В работе предприятия учитываются все отзывы покупателей – как положительные, так и отрицательные: отрицательные – с целью выявления и устранения недостатков по качеству самих товаров, условиям транспортировки, качеству обслуживания и т.д., положительные – для изучения спроса на продукцию, формирования планов производства (при положительных отзывах на конкретные виды продукции), и для повышения имиджа предприятия в целом.

В настоящее время предприятие имеет большое число потребителей.