Файл: Системный подход к менеджменту (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ОАО «Завод ЖБИ» является лидером по объемам продаж среди организаций аналогичного профиля. Предприятие постоянно увеличивает свою долю рынка по продаже сборного железобетона. Активно наращиваются объемы производства мелкоштучных изделий. Успешно развивается деятельность на других регионах рынка, значительно увеличиваются объемы продаж тротуарной плитки вне территории области. Можно сделать вывод о том, сто ОАО «Завод ЖБИ» занимает прочные позиции на рынке строительных материалов.
После анализа внешней среды следует проанализировать сильные и слабые стороны предприятия.
Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе, и которую она должна стремиться расширить и укрепить.
Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно сделать все возможное, чтобы избавиться от них.
Сильные и слабые стороны предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сильные и слабые стороны ОАО «Завод ЖБИ»
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Производство |
Использование качественного сырья. Увеличение объёмов производства. Контроль качества сырья и готовой продукции. |
Устаревшее оборудование, требующее модернизации. Высокая себестоимость продукции. |
Кадры |
Сильная управленческая команда. Желание работников заниматься повышением квалификации. Добросовестные опытные работники со стажем. |
Текучесть кадров. Недальновидная квалификация и профессионализм работников. Слабая мотивация труда. |
Маркетинг |
Налажены каналы сбыта. Положительный имидж. |
Недостаточно изучена конъюнктура рынка. |
Организация |
Простота организационной структуры. Чётко определены обязанности и ответственность каждого работника. |
Длинный путь принятия решения от руководителя к исполнителю. |
Финансы |
Получаемая прибыль направляется на расширенное воспроизводство. |
Прибыль поступает в рублях, которые имеют тенденцию к обесцениванию. |
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что наиболее сильными сторонами предприятия являются производство, кадры и финансы, хотя в областях производства и кадров есть некоторые проблемы.
Рынок товарного бетона и раствора характеризуется наличием большого количества конкурентов. Сегодня применяются не только стационарные, но и мобильные бетонные узлы, которые способны готовить бетонные смеси прямо на строительных площадках. Поэтому даже небольшие строительные организации занимаются производством бетонных и растворных смесей. Большинство конкурентов обладают малыми объемами производства.
К основным конкурентным свойствам следует отнести удобство транспортировки, скорость отпуска продукции и цену.
Для оценки преимуществ и недостатков ОАО «Завод ЖБИ» на рынке товарного бетона и раствора необходимо выявить отличия цен завода и основных конкурентов. ОАО «Завод ЖБИ» занимают положение ценового последователя по большинству товарных позиций, приводя свои цены в соответствие с ценами конкурентов, порой создавая видимость более низких цен.
Маркетинг направлен на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта продукции.
Стратегия ОАО «Завод ЖБИ» состоит в том, чтобы полностью удовлетворить внутреннюю потребность и не допустить входа в регион других производителей. Основной упор следует делать на то, чтобы сделать невыгодным вход сторонних производителей в область.
Так как продукция предприятия ЖБИ относится к отрасли строительных материалов, то в отношении стратегии маркетинга необходим акцент на неценовую конкуренцию – увеличение ассортимента изделий, совершенствование качества продукции. Сервис, удобство приобретения и сопутствующие услуги, при сохранении небольших цен. Ценовая конкуренция не является приоритетной.
Отрасль жилищного строительства испытывает большую потребность в строительных материалах данного типа, поэтому проблем со сбытом не должно возникнуть.
Несмотря на то, что рынок строительных материалов не является новым, он представляется перспективным, ненасыщенным. Из-за того, что доля продукции ЖБИ на данном рынке составляет 54%, конкуренты не смогут воспользоваться моментом и нанести не поправимый ущерб предприятию.
Выбор ценовой стратегии определяется общей маркетинговой стратегией. Так как целью предприятия является укрепление позиций на рынке, то ценовая стратегия должна быть следующей: цена ниже чем у конкурентов и ниже чем на других рынках с таким же товаром, иногда цена ставится ниже чем себестоимость, но в нашем случае у фирмы хороший имидж и каналы сбыта, что позволит обойтись без критических мер.
ОАО «Завод ЖБИ» на рынке большинства видов строительных материалов следует стратегии диверсификационного роста, что оправдано спецификой продукции и сложившейся ситуацией.
Задачами маркетинговой политики, для выбранной стратегии развития является:
– повышение имиджа предприятия;
– переманивание клиентов конкурентов;
– расширение рынка сбыта продукции;
– улучшение реализации товаров за счет повышения степени узнаваемости марки в среде покупателей.
Основными методами воздействия на покупателя будут: реклама, продвижение торговли и поддерживание имиджа фирмы.
Реклама:
– прямая реклама: по почте, лично вручаемые рекламные материалы, информационные письма и т.д.;
– реклама в прессе: в специальных (отраслевых) журналах, в справочниках, телефонных книгах;
– печатная реклама: проспекты, каталоги, открытки, календари и др. виды печатной продукции;
Расширение рынка сбыта продукции:
– предоставление скидок: (скидка на приобретаемое количество продукции и формы оплаты, персональные скидки, предоставляемые для специальных покупателей, в которых заинтересовано предприятие);
– демонстрационные залы;
– участие в различных выставках и семинарах.
Таким образом, ОАО «Завод ЖБИ» наиболее выгодно для себя использует конкурсы и выставки, что помогает поднять престиж предприятия и его известность, а также снизить затраты на традиционную рекламу.
2.2. Предложения по развитию системного подхода к менеджменту ОАО «Завод ЖБИ»
Применение системного подхода к менеджменту позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. При этом необходимо иметь в виду, что системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению, помогающий руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь ее целей.
Можно выделить следующие предпосылки становления системного подхода в оценке эффективности управления:
– рост влияния человеческого фактора в управлении. Чем сложнее структура управляемого объекта или, наоборот, чем централизованней управление в фирме, тем более значимо становится влияние субъективного подхода руководства на принятие решений;
– быстрое изменение факторов внешней среды: законодательные и нормативные акты. Используемые в оценках коэффициенты в некоторых случаях оказывались устаревшими, не отражающими действительного состояния фирмы;
– ускорение научно-технического прогресса: техники и технологии. Жизненный цикл товара сократился настолько, что применение одних и тех же методов оценки управления оказывалось искажающим фактором.
Системный подход представляет собой оценку большого количества информации различной природы с помощью универсальных показателей. Системный подход включает следующие разделы:
– выявление всех аспектов оцениваемого критерия;
– исследование каждого из аспектов оцениваемого критерия соответствующими методами анализа;
– универсализация полученных результатов оценок;
– обработка результатов;
– выработка рекомендаций по улучшению оцениваемого критерия.
В основе системного подхода лежит идея декомпозиции и интеграции системы, ее подсистем и элементов при анализе взаимосвязей организации с внешней средой и принятии управленческих решений, обеспечивающих комплексный подход к ее функционированию и получению желаемого результата с учетом совокупного воздействия внешних и внутренних факторов.
В упрощенном виде ОАО «Завод ЖБИ» можно представить как открытую систему, которая через входы получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы и оборудование (технологию), и возвращает во внешнюю среду продукцию или услуги (рис. 3).
Внешняя среда
«1» |
Организация (преобразование входов и входов) |
«0» |
Входы Выходы |
Рисунок 3. Организация как открытая система
В процессе функционирования этой системы осуществляется преобразование входов (поступающих на входы ресурсов) в выходы. При эффективном преобразовании ресурсов в ОАО «Завод ЖБИ» образуется добавочная стоимость выходов по отношению к входам, в результате чего формируются дополнительные выходы: увеличиваются продажи, формируется прибыль, увеличивается доля рынка, реализуется социальная ответственность организации, удовлетворяются потребности сотрудников, обеспечивается рост организации и т.д.
Процесс управления ОАО «Завод ЖБИ», осуществляемый с использованием механизмов менеджмента, является целенаправленным и рациональным процессом. В результате этого процесса осуществляется трансформация начальной ситуации на входе системы (1) в желаемую ситуацию на ее выходе (0), которая определяется стратегическим управлением, направленным на достижение определенных целей организации. Для оптимальности и целенаправленности процесса должна быть обеспечена реализация необходимой функции управления.
Декомпозиция системы, реализуемая в рамках системного подхода, является основным способом, позволяющим проникнуть в существо конкретного объекта, проблемы, не нарушая комплексного подхода при формировании управленческих решений. Системный подход позволяет учитывать взаимосвязи между элементами системы (то есть организации) и конкретными факторами внешней среды в их взаимосвязи. Декомпозиция и структуризация системы, ее подсистем и элементов в сочетании с интеграцией оценки последствий принимаемых решений являются главными инструментами системного подхода при сложной работе по управлению организацией.
Поскольку решения зависят от информации, а та в свою очередь от коммуникаций, то организация строится на основе анализа информационных потребностей и коммуникационных сетей. Внимание акцентируется на процессе принятия решения, а не на деятельности или структуре подразделений потому, что именно в процессе принятия решений устанавливаются цели и стратегия и направляются действия, ведущие компанию к успеху или неудаче.
Поскольку для понимания поведения системы мы должны исследовать как ее компоненты, так и их взаимодействие между собой, то для понимания организации необходимо:
1) знать подсистемы или основные области решений;
2) понимать, как в действительности принимаются решения;
3) понимать способ, с помощью которого области решений связываются коммуникационными каналами, переносящими информационные потоки.
Однако, если нас интересует не только данная организация, но и ее развитие, нам следует определить также, какими должны быть основные решения; как эти решения должны приниматься; какая для этого нужна информация и какие коммуникационные каналы нужны для ее передачи.
Системный подход к ОАО «Завод ЖБИ» в том его понимании, которое изложено выше, можно разделить на следующие этапы:
1. Постановка целей.
2. Определение подсистем, или основных областей решений.
3. Анализ областей решений и выявление потребностей в информации.
4. Проектирование коммуникационных каналов для информационных потоков.
5. Группировка областей решений для снижения загруженности коммуникаций.
Системный подход к менеджменту предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.
Процесс управления в ОАО «Завод ЖБИ», кроме руководства, включает и такие важные функции, как планирование, организация, управление (в узком смысле) и связь.
1. Планирование. Функция планирования в ОАО «Завод ЖБИ» включает выбор целей организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов их достижения. Планирование, по существу, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.
2. Организация. Организационная функция в ОАО «Завод ЖБИ» направлена на объединение людей и материальных, финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией. Эта функция руководства включает в себя определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их использование. Таким образом, функция организации обеспечивает взаимосвязь, или взаимозависимость, между различными подсистемами и всей системой в целом.