Файл: Эффективность менеджмента организации (Сущность, критерии и показатели эффективности менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

управленческим потенциалом менеджмента (профессиональными и личными характеристиками менеджеров); 

организационной структурой управления; 

схемами функционирующих в организации коммуникативных процессов; 

стилем руководства организацией; 

технологией управления (совокупность функций, методов и форм управленческого воздействия); 

организационной культурой; 

социально-психологическими факторами [14, c. 76]. 

Основные подходы к оценке эффективности менеджмента включают два направления:

Экономические - предполагают соотношение результатов хозяйственной деятельности организации и затрат ресурсов на управление (например, полученной прибыли и затрат на управление). 

Социальные - ориентируют на учет социальных результатов менеджмента (например, морально-психологический климат, сплоченность трудового коллектива, ритмичность в работе, отсутствие деструктивных конфликтов и др.). 

Критерии и показатели эффективности управления:

объем производства; 

прибыль; 

рентабельность; 

производительность труда; 

фондоотдача. 

Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы: 

группа показателей, характеризующих эффективность системы управления; 

группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления; 

группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень. 

1.2. Экономическая эффективность менеджмента

Понятие «эффективность» используется очень широко и применяется обычно в точном смысле слова: эффективно то, что приводит к результату; эффективный значит действенный.

Эффективность менеджмента – это соотношение ее полезного результата (эффекта) и объема использованных или затраченных для этого ресурсов. Формирование и реализация полезного эффекта менеджмента выступает как длительный процесс, растянутый иногда на месяцы и даже годы. Оценить эффективность управления значительно сложнее чем эффективность производства. Процесс управления можно разбить на отдельные этапы и операции, выделяя при этом взаимосвязанные между собой промежуточные (локальные) и конечные результаты деятельности органа управления в целом и его отдельных звеньев. Промежуточные результаты неодинаковы по своей значимости. Главные из них - обобщения, новые идеи, концепции, воплощенные в соответствующих решениях и планах. Кроме того, каждое звено управления, а также отдельные специалисты подготавливают для руководства разработки, нормативные и справочные материалы. Эти промежуточные результаты называются вспомогательными. Однако их качество во многом предопределяет результативность управления в целом и должно быть предметом соответствующего анализа и оценки.


Обобщающие оценки эффективности менеджмента выражают конечные результаты функционирования управляемого объекта – цеха, предприятия. Можно принять хорошее своевременное решение, сбалансированный план. Однако, это еще не гарантирует высокую эффективность: нужны организационные, контрольные, стимулирующие, воспитательные меры воздействия на коллектив, чтобы реализовать намеченные цели с наименьшими затратами. Сами по себе управленческие решения или план – только предпосылка для получения полезного эффекта производственной деятельности совокупного работника, частью которого выступает управление. Нельзя ожидать высокой эффективности, если принятый план или решение плохо обоснованы, не обеспечены ресурсами. Но хороший план или решение также могут быть не выполнены из-за невысокого уровня организаторской работы на последующих этапах [15, c. 24].

Эффект менеджмента не сводится только к экономическим результатам. Большое значение имеет и социальный эффект. Его значимость в управленческом труде весьма велика, но не имеет количественных измерителей.

И вообще, принято качественную сторону полученного результата (эффекта) обозначать термином «критерий», а количественную – термином «показатель эффективности». Термин «критерий» употребляется в данном случае в его общепринятом смысле – признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило.

Различают два вида эффективности менеджмента: экономическую и социальную. Их самостоятельность, конечно, относительна, так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. По своей роли в обеспечении гармоничного функционирования в обществе они не равнозначны: социальная эффективность как обобщающая, конечная, и в этом смысле главная; экономическая – как первичная, исходная, и в этом смысле основная. На современном этапе наибольшее развитие получил критерий экономической эффективности менеджмента, поскольку он позволяет количественно измерить эффективность в сфере труда.

Основой для оценки экономической эффективности менеджмента является отношение суммы затрат на управление к объему производства или к стоимости единицы продукции. При этом очень важно учитывать такие характеристики:

соотношение темпов роста затрат на управление и объема прироста продукции или производительности труда;

соотношение объема прироста затрат на управление и объема прироста продукции, полученной за счет роста производительности труда;


соотношение между приростом затрат на техническое перевооружение и приростом затрат на управление.

Экономическая эффективность оценивается по уровню и динамике издержек на тот или иной вид менеджмента. Однако сам факт экономии денег, времени или численности кадров управления будет показателем эффективности лишь в том случае, если качество управления, по крайней мере, не ухудшится. О действительной экономической эффективности управления можно говорить тогда, когда затраты на управление не изменились, а качество управления улучшилось; затраты на управление увеличились, но еще в большей мере улучшилось качество управления. Наиболее распространенным показателем определения эффективности управления является отношение общего или конечного результата производства к совокупным затратам по управлению.

Другой распространенный показатель оценки эффективности управления – это отношение общего результата производства к численности работников аппарата управления.

Две величины – результат и расход – имеют реальную ценность при определении эффективности управления, только будучи сопоставленными одна с другой. Высокий результат обесценивается, если для его цели израсходованы непомерно большие суммы и средства. Но бывают и противоположные случаи, когда нужно израсходовать большие средства, чтобы получить требуемый эффект. Примером может послужить внедрение электронно-вычислительной техники. Значительные капиталовложения на ее закупку оправданы, так как в итоге действительно улучшились социально-экономические результаты, в конечном счете снизился относительный процент управленческих расходов на единицу продукции.

Сформулированный критерий одновременно и абсолютный и относительный.

Абсолютность его выражается в том, что нет другой возможности объективно, без личного пристрастия оценить реальный вклад системы управления в целом и работающих в ней людей в достижение полученных экономических и других результатов.

В заключение по данному вопросу следует отметить, что количественный эквивалент оценки лишь приблизительно верно отражает реально выполненную системой управления работу.

Таким образом, эффективность менеджмента – категория социально-экономическая, она раскрывает взаимосвязь результатов менеджмента, выраженных технико-экономическим и социальным результатом, с расходами на их достижение. За общий критерий экономической эффективности менеджмента принимают максимальный результат на единицу расхода или минимальный расход на единицу результата. Конкретное количественное выражение критерий обретает с помощью системы показателей, посредством которых соизмеряются расходы и полученные результаты.


2. Оценка эффективности менеджмента в ООО «Шинторг»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

ООО «Шинторг» занимается оптовой, розничной торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, техническим обслуживанием автомобилей. Автозапчасти представлены от оригинальных производителей до заменителей самого широкого диапазона от фирм премиум до эконом-класса.

Предприятие может осуществлять следующие виды деятельности:

– оптовая, розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;

– торговля оптовая неспециализированная;

– торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов;

– аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом;

– покупка и продажа собственного недвижимого имущества;

– деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками;

– консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

– строительство жилых и нежилых зданий;

– деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе;

– иная деятельность, не запрещенная законодательством Российской Федерации.

Преимущества компании:

– производство работ персоналом, прошедшим обучение и обязательную сертификацию по специальным программам завода–производителя обеспечивает качественное исполнение работ;

– постоянный контроль производителем автомобилей технологии производства работ у официального дилера дает гарантии тщательного выполнения всех операций;

– обязательное применение при производстве работ специального оборудования и инструмента, имеющегося в наличии у официального дилера, повышает качество исполнения работ;

– применение оригинальных и сертифицированных запчастей повышает надежность эксплуатации автомобиля;

– регулярное получение технической информации дилером от производителя о всех особенностях эксплуатации автомобиля позволяет специалистам давать грамотные консультации по вопросам безопасности при его эксплуатации.


Организационная структура компании отражена на рис. 1.

Генеральный директор

Отдел маркетинга и рекламы

Финансовый директор

-торговый зал;

-менеджер по кредитам;

-менеджер отдела продаж;

- менеджер по корпоративным продажам

Руководитель сервисного центра

Рисунок 1- Организационная структура ООО «Шинторг»

Организационная структура ООО «Шинторг» имеет линейно–функциональный принцип.

В соответствии с уставом (Приложение 1) общество для достижения целей своей деятельности может от своего имени приобретать и осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством для закрытых акционерных обществ, нести обязанности, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество не несет ответственности по обязательствам государства, равно как и государство не несет ответственности по обязательствам Общества.

Динамика показателей деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика изменения основных финансово-экономических показателей ООО «Шинторг» в 2017-2019 гг., тыс. руб.

Показатели

Год

Абсолютный прирост (отклонение),+,–

Относительный прирост (отклонение), проц.

2017

2018

2019

2018/ 2017

2019/ 2018

2018/ 2017

2019/ 2018

2019/ 2017

Выручка

978617

1026703

1125329

48086

98626

4,91

9,61

14,99

Себестоимость

847571

968599

1078496

121028

109897

14,28

11,35

27,25

Валовая прибыль (убыток)

131046

58104

46833

-72942

-11271

-55,66

-19,4

-64,26

Коммерческие расходы

37333

39938

42127

2605

2189

6,98

5,48

12,84

Прибыль (убыток) от продаж

93713

18166

4706

-75547

-13460

-80,62

-74,09

-94,98

Проценты к получению

40

0

0

-40

0

-100

-

-100

Проценты к уплате

17522

10193

5265

-7329

-4928

-41,83

-48,35

-69,95

Прочие доходы

28783

143854

108326

115071

-35528

399,79

-24,7

276,35

Прочие расходы

81929

116586

81578

34657

-35008

42,3

-30,03

-0,43

Прибыль (убыток) до налогообложения

23085

35241

26189

12156

-9052

52,66

-25,69

13,45

Чистая прибыль (убыток)

16887

17316

20829

429

3513

2,54

20,29

23,34