Файл: Эффективность менеджмента организации (Сущность, критерии и показатели эффективности менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сумма выручки ООО «Шинторг» равна 978 617 тыс. руб. в 2017 г. В целом в течение периода исследования значение показателя увеличилось и достигло 1 125 329 тыс. руб. в 2019 г. (прирост 14,99% в целом за период). Увеличение объема сбыта свидетельствует о способности предприятия действовать эффективно даже в условиях жесткой конкуренции рыночной экономики. При условии сохранения стабильного положительного уровня валовой маржи чистая прибыль ООО «Шинторг» будет увеличиваться.

Темп прироста себестоимости товаров, работ, услуг ООО «Шинторг» (127,25%) был выше темпа роста выручки (114,99%) в 2017 – 2019 гг. Это говорит о снижении эффективности текущего направления деятельности ООО «Шинторг».

2.2. Анализ эффективности менеджмента

Анализ эффективности менеджмента можно проводить как в целом по предприятию, так и по отдельно взятым сотрудникам и подразделениям.

Анализ эффективности менеджмента на примере отдельно взятого сотрудника проведем на примере генерального директора ООО «Шинторг».

Для анализа эффективности работы менеджера необходимо знать содержание его труда. Содержание труда генерального директора, как и любого менеджера высшего звена, имеет характерную структуру. Так, менеджеры высшего звена значительную часть своего времени уделяют внешним связям, представлению организации, взаимодействию с внешней средой. Также, значительная часть времени отводится на создание мотивационной атмосферы.

Ориентировочная структура затрат рабочего времени менеджера высшего звена представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Структура затрат времени менеджера высшего звена

Группа операций

Доля в общем времени, %

Контроль

12

Планирование

10

Посещение заседаний, совещаний

8

Принятие решений

20

Ответы на запросы подчиненных

10

Написание писем и деловых бумаг

5

Создание мотивационной атмосферы

15

Представление компании

20

Итоги анализа затрат рабочего времени генерального директора ООО «Шинторг» в таблице 3.

Таблица 3 - Функциональная структура затрат труда генерального директора ООО «Шинторг»


№п.п.

Функциональная группа операций

Общее время, ч:мм

% от рабочего времени

1

Делопроизводственные (Дп)

0:50

10,42

2

Контрольно-оценочные (К)

01:40

20,83

3

Распорядительные (Р)

01:00

12,5

4

Координационные (Ко)

01:20

16,67

5

Мотивационные (М)

00:30

6,25

6

Представительские (Пр)

01:25

17,71

7

Потери времени (П)

01:15

15,63

Итого

8:00

100

Менеджер высшего звена, такой, как генеральный директор предприятия, несет ответственность за ключевые показатели деятельности предприятия. Его первостепенной задачей, проявляющейся в ряде подчиненных задач, является организация и поддержание эффективности системы управления предприятием. Это означает, что рост / снижение эффективности системы управления на предприятии является прямым индикатором эффективности работы генерального директора.

Для проведения анализа экономической эффективности результатов работы менеджеров предприятия имеет смысл составит функциональную матрицу и отразить в ней возложенные на отдельные руководящие должности обязанности.

Функциональная матрица руководящих должностей ООО «Шинторг» представлена в таблице 4.

На первый взгляд распределение обязанностей достаточно гармонично и логично. Однако очевидны и существующие недостатки выстроенной системы управления.

Таблица 4 - Функциональная матрица руководящих должностей ООО «Шинторг»

Функция

Генеральный директор

Начальник отдела маркетинга и рекламы

Коммерческий директор

Финансовый директор

Техни-ческий директор

1

2

3

4

5

6

7

1

Разработка стратегии фирмы

Х

2

Мониторинг внешней среды (в своей сфере)

Х

Х

Х

Х

Х

3

Планирование работы отдела

Х

Х

Х

Х

Х

4

Составление финансового плана

Х

Х

5

Распределение ресурсов между отделами

Х

6

Контроль

бухгалтерского учета

Х

7

Подбор персонала

Х

Х

8

Проведение аттестации сотрудников

Х

9

Мотивация сотрудников

Х

Х

10

Контроль за выполнением стратегии

Х

11

Выполнение работ по договорам клиентов

Х


Разработкой стратегии занимается генеральный директор, при этом существует вероятность постановки целей, не учитывающих реальное положение дел. Разработка стратегии должна осуществляться при непосредственном участии начальника отдела маркетинга и рекламы, владеющего информацией о рынке.

Взаимодействие генерального директора и начальника отдела маркетинга должно строиться по образцу взаимодействия генерального и финансового директоров при разработке финансового плана.

Особое внимание следует обратить на распределение полномочий, касающихся работы с кадрами.

Подбор персонала осуществляет коммерческий директор, подбор управленческих кадров – генеральный директор. Коммерческий директор также занимается аттестаций сотрудников. Мотивация персонала возложена на генерального и финансового директоров. Таким образом, очевидно, что на данном этапе необходимо выделение отдела кадров, который принял бы на себя распределенные по директорам обязанности, что позволило бы решить проблему нехватки персонала и повысить эффективность его использования.

В ООО «Шинторг» существует недостаток квалифицированных кадров. Учитывая, что на рынке труда еще не преодолены кризисные тенденции и спрос на рабочую силу ниже предложения, имеет смысл рассмотреть причины недостатка в персонале.

Оптимизация системы оплаты труда (рост заработной платы за счет повышения производительности труда, оптимизация структуры оплаты труда – введение новых форм и видов премирования, надбавок и доплат, увеличение размеров единовременных поощрительных выплат, увеличение размеров должностных окладов). Система оплаты труда должна быть понятна каждому работнику. Систему оплаты должны считать справедливой все работники. По мере возможности, система должна показывать, как результаты конкретного труда работников сказываются на общем результате, на достижении целей организации, система должна быть гибкой, система должна носить мотивирующий характер, стимулировать работников на достижение целей предприятия.

Слабая сторона в работе службы персонала – отсутствие системы отбора и найма персонала.

В ООО «Шинторг» необходимо создание не только отдела кадров, но и специальной системы подбора, развития и перемещения сотрудников («Положение о ротации») и управление этой системой как стратегически важной задачей. Система предполагает решение трех задач:

  1. Выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия должности.
  2. Подготовка этих сотрудников к работе в этой должности.
  3. Обеспечение плавного замещения освободившейся должности и утверждения в ней нового сотрудника.

На сегодняшний день ротация персонала происходит стихийно, в основном это работники производственных участков замещают работников на периоды ежегодного отпуска или по болезни, то есть четкой отработанной системы нет.

На предприятии отсутствует резерв руководителей. Подготовка замещающих работников представляет собой сложный многоступенчатый процесс, требующий постоянного внимания со стороны директора, поддержки руководителей отделов. Не смотря на сложность и трудоемкость, этот процесс необходим, так как для организации стратегически важно, кто занимает ключевые должности, поскольку вклад этих людей в достижение целей организации исключительно высок. При планировании резерва необходимо определять не только, какие должности являются ключевыми сегодня, но и как их список будет выглядеть через год.

Должностные инструкции в ООО «Шинторг» разрабатывает экономист по труду и заработной плате. Необходимость изучения и оценки кадров в ООО «Шинторг» связано с решением вопросов об их расстановке, выдвижении, обучении и поощрении. Изучение кадров включает: анализ анкетных данных, наведение справок у руководителя по месту прежней работы, тестирование, собеседование.

Обучение кадров в ООО «Шинторг» предполагает регулярное обновление, расширение и углубление имеющихся знаний рабочих, специалистов, руководителей всех уровней. Базовым обучающим центром является кадровый центр «Конто», где возможно повышение уровня знаний прежде всего административно-управленческого персонала.

Ежегодно руководители отделов повышают квалификацию на семинарах в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. Но обучение персонала чаще всего бессистемно, редко напрямую связано с решением конкретной бизнес-задачи предприятия.

Существует проблема использования полученных знаний на практике в соответствии с планом развития предприятия.

Расчет показателей эффективности управления в ООО «Шинторг» представим в таблице 5.

Таблица 5 - Расчет показателей эффективности управления в ООО «Шинторг»

Система направлений оценки эффективности

Основные критерии оценки эффективности

Оценка в баллах (0-1)

Достижение цели

  1. Степень достижения цели.
  2. Расширение доли рынка.
  3. Сохранение организации как целостности.

0,4

0,2

0,7

Качество функционирования

  1. Соотношение централизации и децентрализации.
  2. Рост гибкости организационной формы.
  3. Соподчиненность дерева целей и уровней иерархии.
  4. Эффективность текущей обработанной информации, включая её комплексность.
  5. Скорость и точность выделения информации по специальным запросам.
  6. Надежность и безопасность информации.
  7. Своевременность информации.
  8. Наличие необходимой информации.
  9. Экономичность от масштаба сбора, обработки, передачи информации.

0,5

0,4

0,5

0,7

0,7

0,8

0,7

0,7

0,7


Окончание таблицы 5

Экономичность

  1. Удельный вес издержек управления в общих издержках.
  2. Затраты на подготовку управленцев.
  3. Затраты на управленческое консультирование.
  4. Эффективность управленческих решений.
  5. Точность управленческих решений.
  6. Надежность решений.
  7. Быстрота подготовки управленческих решений.
  8. Гибкость и последовательность принятия решений.

0,6

0,5

0,5

0,6

0,7

0,6

0,7

0,6

Изменение в качестве рабочей силы

  1. Гибкость в системе продвижения по службе.
  2. Полномочия работников и их ответственность.
  3. Степень удовлетворения, выполняемой работы.
  4. Повышение квалификации.

0,3

0,8

0,4

0,5

Внешние и внутренние социально-экономические условия

  1. Способность првоедения факторного анализа.
  2. Наличие обоснованных целей.
  3. Степень интеграционной поддержки.

0,5

0,4

0,7

Сумма нормы 27 баллов

ИТОГО:

15,4

Таким образом, суммарная оценка эффективности системы управления составила 15,4 баллов из 27 возможных, то есть в целом систему управления ООО «Шинторг» можно назвать малоэффективной.

Оценить эффективность менеджмента в целом на предприятии можно через показатели прибыли.

Общая сумма валовой прибыли ООО «Шинторг» составляет 46 833 тыс. руб. на конец 2019 г. против 131 046 тыс. руб. в 2017 г. Значение показателя является положительным, а значит, у ООО «Шинторг» остаются средства для осуществления прочих расходов, а именно расходов на управление, на сбыт, на обслуживание привлеченных заемных средств.

Общая сумма валовой прибыли ООО «Шинторг» составляет 46 833 тыс. руб. на конец периода исследования против 131 046 в 2017 г. Значение показателя является положительным, а значит, у ООО «Шинторг» остаются средства для осуществления прочих расходов, а именно расходов на управление, на сбыт, на обслуживание привлеченных заемных средств.

Сумма прибыли от продаж ООО «Шинторг» снижается на 94,98%, что говорит нам о низкой операционной эффективности ООО «Шинторг». Такая тенденция указывает на некачественную работу менеджмента предприятия.

Каждое коммерческое предприятие нацелено на получение чистой прибыли, поэтому именно такой показатель является одним из наиболее важных для любой компании. Он является результативной оценкой всех сильных и слабых сторон предприятия, воздействия внутренних и внешних факторов. Объем чистой прибыли ООО «Шинторг» в 2017 г. равен 16 887 тыс. руб.