Файл: Право социального обеспечения (Особенности оказания государственной социальной помощи в связи с бедностью).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности оказания государственной социальной помощи в связи с бедностью
§1.1 Понятие и цели государственной социальной помощи
Глава 2. Особенности оказания государственной в связи с монетизацией льгот
§2.1 Понятие монетизации льгот
Глава 3. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Доступная медицинская и лекарственная помощь является обязательным условием соблюдения социальных гарантий, которые предоставляются благодаря социальной политике Российской Федерации. Вопрос обеспечения лекарственными средствами льготников в настоящее время актуален и подлежит широкому обсуждению на федеральном уровне.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утверждён Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №665.
Гарантированный перечень видов медицинской помощи (Базовая программа) включает скорую медицинскую помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни; лечение в амбулаторных условиях; диагностику и лечение на дому; осуществление профилактических мероприятий (прививки, диспансеризация и пр.); стоматологическую помощь; лекарственную и стационарную помощь. Все виды скорой медицинской помощи предоставляются независимо от мест проживания и прописки бесплатно, за счёт средств бюджетов соответствующих территорий [11].
В части 3 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» указано, что длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальным услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов – 21 день, для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – период от 24 до 42 дней.
Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые в которые предоставляются путёвки на санаторно-курортное лечение, утверждён совместным Приказом от 10 июля 2013 года Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №301н и Министерства Здравоохранения Российской Федерации №449н.
Граждане, которые имеют право на получение социального пакета, обладают возможностью выбора получения его в натуральной форме или же денежной форме в составе ежемесячных денежных выплат. Это отражено в статье 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Натуральная форма предоставления набора социальных услуг числится по умолчанию. Важно добавить, что гражданин имеет право отказаться от получения социального пакета полностью или частично. Также он может и возобновить предоставление социального пакета по заявлению до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Размер федеральных ежемесячных выплат устанавливается с учётом стоимости набора социальных услуг, индексируется каждый год и с 1 февраля 2017 года составляет 1048,97 рублей:
- 807,94 рублей (на оплату предоставления услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами;
- 124,99 рублей (на оплату услуги в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение;
- 116,03 рублей (на оплату предоставления услуги в виде проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно).
Граждане, которые сделали свой выбор в пользу получения социальных услуг в натуральном виде, получают ежемесячные денежные выплаты за вычетом стоимости размера социальных услуг.
Выплаты денежных средств не в каждом случае способны компенсировать отмену соответствующих льгот. Выгоды и потери от введения монетизации распределились неравномерно. Для жителей деревень (которые льготами практически не пользовались) монетизация выгодна, но активным пользователям льгот – нет.
§ 2.3 Ежемесячные денежные выплаты в связи с монетизацией льгот
«Ежемесячные денежные выплаты» - это новый вид денежного предоставления в системе социального обеспечения Российской Федерации. Он был введён Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О монетизации льгот». Данный закон внёс поправки в действующее законодательство, особенно в закон «О государственной социальной помощи».
Право на получение ежемесячных денежных выплат получили следующие категории граждан:
- ветераны (боевых действий, Великой Отечественной Войны) и члены их семей;
- Герои СССР, Герои Российской Федерации, кавалеры ордена Славы и члены их семей;
- инвалиды всех групп, в том числе дети-инвалиды;
- несовершеннолетние узники фашизма времён Великой Отечественной Войны;
- граждане, которые подверглись радиационному воздействию.
Если гражданин наделяется правом получения ежемесячных денежных выплат по нескольким основаниям в рамках одного законодательного акта, то выплата производится по одному из таких оснований, предусматривающему более высокий размер.
Чтобы начать получать ежемесячные денежные выплаты гражданину, который имеет право на предоставление такого вида государственной помощи, необходимо обратиться в управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением по месту регистрации (постоянной или временной). Такое заявление можно подать по месту фактического проживания, если у гражданина отсутствует место жительства, подтверждённое регистрацией. Заявителю необходимо иметь при себе следующие документы:
- документы, подтверждающие личность и гражданство заявляющего лица (или личность и полномочия его законного представителя);
- документы о проживании на территории Российской Федерации;
- документы, устанавливающие факт принадлежности заявителя к льготной категории.
Решение о назначении такого вида выплат принимается в течение десяти рабочих дней, начиная с даты, когда было подано заявление. После этого в течение пяти дней заявителя извещают уполномоченные органы о принятом решении.
Обобщая вышесказанное, приходим к выводу, что ежемесячные денежные выплаты представляют собой регулярную государственную помощь, получить которую довольно просто, если имеются в наличии документы, подтверждающие принадлежность гражданина к категории получателей льгот.
Глава 3. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи
§ 3.1 Получатели государственной социальной помощи
В статье 7 Федерального закона Российской Федерации «О государственной социальной помощи» сообщается, что получать таковую помощь могут малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Величина прожиточного минимума определяется, принимая во внимание величины прожиточных минимумов, которые установлены для каждой социально-демографической группы населения отдельно. Если в субъекте Федерации нет установленных величин прожиточных минимумов, то используются величины прожиточных минимумов, которые установило Правительство Российской Федерации.
Правовая основа для вычисления прожиточного минимума в нашей стране была установлена Федеральным законом от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В этом законе закреплены вопросы определения и вычисления потребительской корзины, также периодичность и порядок её предоставления.
Прожиточный минимум составляют потребительская корзина, обязательные платежи и сборы [9]. Потребительская корзина представляет собой минимально необходимый уровень потребления материальных благ и услуг, то есть в ней отражены минимальные потребности человека в продовольственных и непродовольственных товарах и услугах. Сюда входят: питание, непродовольственные товары, необходимые услуги. При этом большая часть этого минимума занимает питание. Наборы различаются, так как природно-климатические, экономические, демографические, социально-этнические, экологические условия регионов отличны друг от друга.
Вторую часть прожиточного минимума составляют обязательные платежи и сборы. Российское законодательство обязывает каждого гражданина их оплачивать. Малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, как и остальные граждане, обязаны со своих доходов производить таковые выплаты. Однако, для этой категории граждан уплата налогов и сборов как правило является непосильной ношей. В связи с этим необходимо включать в минимальный прожиточный минимум помимо потребительской корзины обязательные платежи и сборы.
Социальная помощь выплачивается только в том случае, если среднедушевой доход членов семьи ниже величины установленного прожиточного минимум. Рассмотрим для примера семью из двух человек. Если в такой семье доход мужа ниже прожиточного минимума, а общий доход семьи выше прожиточного минимума, то в этом случае муж не имеет оснований для получения социальной помощи. Использование для расчётов среднедушевого дохода позволяет государству снизить количество получателей данной помощи.
Порядок произведения расчётов установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
При расчёте среднедушевого дохода рассматриваются следующие данные:
- состав семьи;
- доход членов семьи;
- доход членов семьи от имущества, принадлежащего им на основании права собственности.
Органы социальной защиты, производя расчёт среднедушевого дохода, учитывают доходы членов семьи за последние три календарных месяца, которые предшествуют месяцу, в котором было подано заявление на оказание государственной социальной помощи. Среднедушевой доход семьи складывается из доходов каждого члена семьи, полученных в денежной и натуральной форме.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 указаны виды доходов, которые учитываются при расчётах среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина: оплаты труда, компенсации, выходные пособия, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, доходы от имущества, алименты, проценты по банковским вкладам и т.д. Заработная плата учитывается в месяце её фактического получения. Доходы от сдачи в аренду имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются за те месяцы, на которые приходится расчётный период. Доходы от сезонных и временных работ также делятся на количество месяцев и учитываются за месяцы, приходящиеся на расчётный период. В доходах малоимущих семей и одиноко проживающих граждан не учитываются государственная социальная помощь и единовременные страховые выплаты.
В статье 13 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ указано, что в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. В расчёт не берутся (статья 14 вышеназванного закона):
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
- лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
- лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Граждане, которые получили статус малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, в праве рассчитывать на поддержку со стороны государства. Также принадлежность нуждающегося лица к категории граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг, позволяет получать регулярную государственную помощь.
§3.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи
В статье 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» указано, что таковая помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Основанием для получения помощи является заявление в письменной форме. То есть получение данного вида помощи является субъективным правом, при этом каждый гражданин сам принимает решение о её получении. Государство даёт право всем гражданам, попадающих в категорию малоимущих слоёв населения, получить помощь, но реализация этого права добровольная.