Файл: Право социального обеспечения (Особенности оказания государственной социальной помощи в связи с бедностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В статье 14 Федерального закона «О государственной социальной помощи» говорится о том, что данный закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Этот Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» даёт ответ на следующие вопросы:

- назначение прожиточного минимума;

- определение потребительской корзины и порядок её установления;

- величина прожиточного минимума, частота выплат и порядок установления;

- учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи населению субъектов Российской Федерации.

Также необходимо отметить Федеральный закон «О порядке учёта и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ [6]. В этом законе указано, какие виды доходов следует учитывать при определении среднедушевого дохода, как следует рассчитывать среднедушевой доход, чтобы предоставить государственную социальную помощь указанным в законе категориям граждан. Данный закон устанавливает, за какой период должны учитываться доходы и какие именно это должны быть доходы. Он логично дополняет Федеральный закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи», поскольку в вышеназванном законе не определён порядок исчисления среднедушевого дохода. Этот закон вносит ясность, которая необходима органам социальной защиты населения и гражданам, обращающимся в эти самые органы за необходимой помощью.

Обратить внимание следует и на Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 № 227-ФЗ [5]. Он определяет потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по России, а также устанавливает то, что потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет, а её состав и объём строго определены в натуральных показателях.

Законодательство субъектов Российской Федерации вносит свои коррективы в предоставление государственной социальной помощи. В Самарской области, например, таким законом является Закон Самарской области от 06.05.2000 №16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» (последние изменения внесены 17 апреля 2017 года).


Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что система законодательства в Российской Федерации довольно обширна. Это обусловлено правовым характером регулирования этой сферы.

§ 1.3 Виды и размер государственной социальной помощи

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» предусмотрены денежные выплаты, которые могут расходоваться получателями как по своему усмотрению, так и на те цели, на которые она предоставлена.

В статье 12 вышеназванного закона виды оказания государственной помощи подразделяются на 2 категории:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальное пособие – это безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок [10]. Для таких пособий характерны:

  1. Безвозмездность. Это значит, что граждане не должны возвращать полученные ими пособия в тот бюджет, из которого они выплачены. Таким образом, получатели пособий в праве расходовать эти пособия по своему усмотрению, не беспокоясь о том, что будет необходимо вернуть денежные выплаты;
  2. Выплаты пособий происходят в фиксированных законом размерах. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает предельный размер такой помощи. Размер государственной социальной помощи определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточного минимума и доходом малоимущего одиноко проживающего гражданина или общи доходом членов малоимущих семей. Из этого следует, что размер государственной социальной помощи зависит от дохода её получателей, но сумма выплат не может превышать минимального прожиточного минимума.
  3. Они представляют собой материальную поддержку граждан. В нашей стране на данный момент значительная часть населения живёт за чертой бедности. У них не хватает денежных средств на то, чтобы купить еду, лекарства, одежду и другие жизненно необходимые товары. Эта категория людей безусловно нуждается в материальной поддержке государства.
  4. Выплаты пособий производятся за счёт средств соответствующего бюджета. В статье 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» указано то, что источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. Если средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местных бюджетов не хватает на оказание такой помощи, то выделяются средства бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» указаны точно источники выплаты пособий, а именно бюджеты, из которых выделяются денежные средства.

Субсидия – это оплата гражданам материальных благ или оказываемых услуг, имеющая целевое назначение. Важно отметить, что целевое назначение является отличительным признаком такой помощи. Поскольку субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, то граждане, которые их получают, не могут тратить эти денежные средства по своему усмотрению.

Компенсация – это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью обеспечения дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми от наличия у них каких-либо иных источников дохода [7]. Компенсация предоставляется за уже понесённые гражданами расходы, то есть ей присущ обратный характер.

Случаи предоставления компенсаций установлены законодательством РФ.

Государственная социальная помощь может быть оказана и в натуральном виде. Органам исполнительной власти законодательством даны широкие полномочия: они имеют право предоставлять помощь как в форме денежных выплат, так и в натуральной форме. Разумеется, малоимущие граждане предпочитают получать помощь в виде денежных выплат и расходовать их по своему усмотрению. Но, как показывает практика, натуральная помощь не менее важна для этой социальной категории.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что в настоящее время государственная социальная политика направлена на то, чтобы преодолеть социальное неравенство, оказать помощь незащищённым слоям населения. Проводимые социальные реформы призваны помочь в достижении улучшения материального положения, условий жизни людей. Многие страны, в том числе развитые, предоставляют своим гражданам пособия по бедности. Названия у них разные, но смысл один – помощь тем лицам, которые имеют доход ниже черты бедности.

Глава 2. Особенности оказания государственной в связи с монетизацией льгот

§2.1 Понятие монетизации льгот

Федеральный закон от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О монетизации льгот» внес коррективы в Федеральный закон от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи». В главе 2 закона «О государственной социальной помощи» обозначено, что данная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг. Монетизация льгот означает, что натуральные льготы заменяются денежными компенсациями.


Система льгот появилась ещё в советское время. Льготы — это социально-обеспечительные блага имущественного характера, предоставляемые определенным заслуженным гражданам или инвалидам по сокращению их расходов по транспорту, по оплате жилищно-коммунальных услуг, по протезированию и в других случаях [8] Для государственной экономики того периода было характерно существование системы социальных гарантий. Льготами поощрялись определённые категории граждан за особые заслуги перед страной. В 80-90-е годы XX века количество льгот значительно увеличилось, а сами льготы стали системой государственной поддержки населения в условиях острой нехватки денежных средств в государственном бюджете. Большое количество льгот так и не было реально предоставлено, при этом количество формальных льготников было выше, чем половина страны.

Система льгот не вполне справедлива к тем категориям граждан, кто этой помощью не пользуется (ими, например, могут быть жители деревень). Монетизация решает эту проблему неравномерного доступа к льготам, то есть льготники получают возможность по своему усмотрению расходовать денежные средства.

Три вида льгот остались в виде набора социальных услуг:

- транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках;

- лекарства;

- санаторно-курортное лечение.

Такие льготы предоставляются в натуральной форме за счёт средств федерального бюджета для льготников, которых включили в федеральный регистр, и за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации, которых включили в региональные регистры. Но этот набор социальных услуг не является абсолютно бесплатным. Если гражданин хочет получать такой набор, то его стоимость отнимается из суммы ежемесячных денежных выплат.

В бюджете 2005 года для «федеральных льготников» на замену льгот денежными компенсациями была заложена сумма в 171,8 млрд. рублей. По факту же было потрачено намного больше.

Разделение льготников на федеральные и региональные происходит согласно принципу: кто выдаёт право на льготы гражданам, тот их оплачивает из своего бюджета.

Задача внедрения монетизации довольно сложна в техническом плане. Это подтверждает тот факт, что целые регионы оказались не готовы к этому преобразованию, чиновники не смогли продумать заблаговременно свои действия. Например, закон о монетизации не предусматривал компенсации для пенсионеров, поскольку эти льготы обеспечивали именно региональные власти. Из этого следует вывод о том, что некоторая часть населения всё-таки пострадала при переходе к монетизации.


Негативные последствия могли бы быть меньше, если бы получатели помощи могли бы свободно выбирать её вид: натуральную форму предоставления или денежные выплаты.

§ 2.2 Государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг

В статье 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» размещён перечень граждан, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде социальных услуг:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года №40-ФЗ) [2];

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Набор социальных услуг – это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, перечисленных в Законе о государственной социальной помощи [12]. Он описан в статье 6.2:

- обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами;

- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;