Файл: Понятия и признаки государства (Понятие, сущность и содержание государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Способностью творить право», т. е. законотворческими полномочиями, наделяются судьи. Кроме того, подчеркивается психическое переживание судьи при разрешении конкретного судебного дела. Представители социологической теории права понимали право как правоотношения, которые возникают и существуют независимо от юридических норм. Иными словами, правовые отношения приравнивались к общественным отношениям, а социальный порядок — к правопорядку. Подобное понимание права, с одной стороны, приближало его к реальной жизни, юридической практике, а с другой, оправдывало и обосновывало административный и судебный произвол.

Таким образом, мы рассмотрели основные теории происхождения права, где выяснили причины появления теорий, их многообразие, Достоинства и Недостатки.

2.2 Функции государства: понятие, признаки и развитие

Современное государство характеризуется многообразием различных направлений его деятельности, реализации государственной политики.

Основные направления деятельности государства в юридической литературе принято обозначать как функции государства.

Учитывая многогранность и сложность понятия «функции государства», многообразие подходов и позиций к определению данного понятия является оправданным.

При исследовании научной литературы можно выявить, что понятие «функции государства» либо ограничивают представлением об основных направлениях его деятельности по «управлению обществом», либо расширяют посредством включения в их содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов»[10].

Недостатками подобных определений является то, что в первом определении не учитывается возможность и реальность государственного воздействия на общественные отношения в связи с управлением и регулированием экономики, влиянием государства на международные политические, экономические и иные отношения.

Во втором определении происходит смешение функций государства с функциями его механизма, часто определяемого в качестве аппарата государства, системы государственных органов.

Сегодня в научной литературе популярно определение функций государства как «основных направлений его деятельности, выражающих сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами»[11].

Данное определение в разных источниках может встречаться в различных интерпретациях, но с сохранением основной идеи.


В научной литературе рассматриваются различные классификации функций государства. Наиболее распространены следующие из них:

— в зависимости от важности и социальной значимости определенных направлений деятельности государства (основные и неосновные);

— в зависимости от продолжительности действия (постоянные и временные);

— в соответствии с принципом разделения властей (законодательные (правотворческие), управленческие и судебные);

— по сферам реализации общезначимых целей (внутренние и внешние);

Задачи, которые решают государства при реализации функций, не могут быть одинаковыми для всех государств и государственных образований, т.к. зависят от множества факторов.

На стоящие перед государством цели и задачи, а, следовательно, и на некоторые функции государства влияют социально-классовая сущность, идеологическая обусловленность. Учитывая, что формирование функций государства происходит в процессе развития и укрепления государства, определенная последовательность их возникновения обусловливается очередностью задач, подлежащих решению государством на определенном этапе его исторического развития, а также поставленными целями. Данные цели и задачи зависят от многих условий, например, от уровня нравственного и культурного развития общества, интересов и потребностей граждан, экономических возможностей государства и общества, развитости и профессионализма государственного аппарата и т.д.

В ходе исторического развития государства происходит изменение его функций (видоизменяются, появляются новые, исчезают ранее существовавшие). Однако, анализируя их, можно выявить их обусловленность экономической и социально-классовой структурой общества, характерной для конкретной исторической эпохи, а также сущностью и социальным назначением государства. Поэтому рассмотрение и анализ функций государства необходимо производить с учетом принадлежности государства к определенному типу.

Каждая функция имеет свое содержание, которое изменяется под влиянием различных факторов. К таким факторам можно отнести:

— национальный, который особенно проявляется в многонациональных государствах. Необходимость сохранения и развития национальной самобытности, культуры, традиций оказывает влияние на функции государства, добавляя определенное национальное содержание;

— информационный, т.к. создание общепланетарного информационного пространства, информатизация общества предполагают формирование свободного общества, участие общественности в управлении делами государства, что находит отражение в функциях государства;


— уровень научно-технического развития. Как отмечает Л.А. Морозова, научно-технический прогресс оказывает двойное воздействие на деятельность государства: государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, с одной стороны, и законодательно ограничить возможные негативные последствия от внедрения научных достижений — с другой[12].

Одним из факторов, влияющих сегодня на реализацию функций Российского государства, является обеспечение устойчивого развития. Не случайно Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440[13], закрепила, что «идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований»[14].

Устойчивое развитие в качестве формы развития человеческой цивилизации было предложено на международном уровне на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. — ЮНИСЕД в Рио-де-Жанейро. При этом за основу была взята трактовка устойчивого развития, излагаемая в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее»: «Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»[15].

Согласно российской модели, устойчивое развитие предполагает «сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей»[16].

Проанализировав содержание концепции устойчивого развития, мы пришли к выводу о том, что ее влияние на функции Российского государства выражается в ряде аспектов.

Устойчивое развитие, влияя на ранжирование функций государства, отражается на системе функций государства, обусловливает приоритетность ряда функций на современном этапе.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести: охрану прав и свобод человека и гражданина, обеспечение безопасности и правопорядка, экономическую, налогообложения, социальной защиты, экологическую, культурную и др. Внешними функциями являются: функция обороны, поддержания мирового порядка, интеграции России в мировую экономику; функция международного сотрудничества; функция совместного разрешения с другими государствами глобальных проблем современности (экологических, энергетических, демографических ит.д.) и пр.


Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (далее — Концепция УР) констатирует необходимость скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.

Так, согласно Концепции УР переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды, что обуславливает приоритетность экологической функции государства.

Провозглашение в Концепции УР необходимости стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы, а также улучшения качества жизни людей в пределах хозяйственной емкости биосферы предполагает приоритетность экономической и социальной функций государства.

Констатация в Концепции УР факта невозможности перехода к устойчивому развитию при существующих стереотипах мышления делает приоритетным культурную функцию государства.

Обоснование обязанности государства в Концепции УР гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен, обосновывает приоритетность функции обеспечения безопасности.

Особое внимание в Концепции УР уделено функции международного сотрудничества, поскольку биосфера как регулятор окружающей среды представляет собой единую систему, в связи с чем «переход к устойчивому развитию всего мирового сообщества может быть осуществлен только в условиях эффективного международного сотрудничества»[17].

Функция совместного разрешения с другими государствами глобальных проблем современности обоснована в Концепции УР необходимостью решения таких глобальных проблем, как: «сохранение биоразнообразия; защита озонового слоя от истощения; предотвращение антропогенного изменения климата; охрана лесов и лесовосстановление; борьба с опустыниванием; развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий; обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия; решение проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем (сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе)»[18].


Таким образом, исходя из российской модели устойчивого развития, мы можем констатировать приоритетность для обеспечения устойчивого развития таких внутренних функций государства, как экономическая, экологическая, социальная, культурная функции, функция обеспечения безопасности (имеющая внутреннее и внешнее проявление), а также таких внешних функций, как международное сотрудничество и функция совместного разрешения с другими государствами глобальных проблем современности, при этом не умаляя значение и важность иных функций государства.

Устойчивое развитие влияет на содержание функций государства

Согласно Концепции УР переход Российской Федерации к устойчивому развитию должен осуществляться посредством последовательного решения задач на трех этапах. На начальном этапе предлагалось решить острые экономические и социальные проблемы посредством соблюдения различных ограничений на хозяйственную деятельность, разработки и выполнения программ оздоровления окружающей среды, определения комплексных мер по нормализации экологической обстановки и т.д.

В последующем необходимо осуществить структурные преобразования в экономике, произвести технологическое обновление, экологизацию процесса социально-экономического развития.

На последнем этапе обеспечивается гармонизация взаимодействия общества в лице всего мирового сообщества с окружающей средой.

Безусловно, решение поставленных задач в рамках каждого этапа предполагает корректировку содержания различных функций Российского государства.

Так, в рамках экономической функции необходимо разработать «систему стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов»; в рамках экологической — обеспечить восстановление экологических систем; в рамках культурной — сформировать «эффективную систему пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения».

Устойчивое развитие обусловливает возможность появления новой функции — функции устойчивого развития государства.

В научной литературе неоднократно высказывалась идея о том, что в современных условиях, с учет глобальности и всеобъемлемости мероприятий и направлений обеспечения устойчивого развития, можно говорить о формировании новой функции государства — функции устойчивого развития. В связи с этим интерес представляет позиция Н.В. Бутусовой, отмечавшей, что устойчивое развитие постепенно приобретает черты главной функции государства, поскольку охватывает все направления деятельности и со временем должна обеспечить трансформацию содержания иных функций государства в русле новой цивилизационной парадигмы развития и преобразоваться из функции, обеспечивающей переход к устойчивому развитию, в функцию, призванную такое развитие постоянно поддерживать и совершенствовать (функцию устойчивого развития)»[19].