Файл: Понятия и признаки государства (Понятие, сущность и содержание государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
Введение
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности, функционирования. С помощью целей, задач и функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития, приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой.
Итак, появление представлений о функциях государства связано с философским осознанием сущности государства, цели его создания и необходимости решения им ряда задач.
Объект – исследовать теоретические положения о государстве.
Предмет – проанализировать теоретические положения о понятии и признаках государства.
Цель – изучить понятие, признаки государства.
При написании работы использовалась учебная литература, пособия, монографии, статьи из научных журналов. При написании работы я опиралась на труды таких ученых, как: Козлов Е. А., Алексеев С.С., Лазарев В.В., Мазаева Е.С. и других.
Методологическую основу исследования составляют: исторический, нормативно-логический и технико-юридические методы, системно-структурный метод, диалектический метод, методы синтеза, анализа, индукции, дедукции, а также иные методы.
Научное и практическое значение исследования. Полученные в ходе исследования выводы представляют собой попытку анализа и обобщения накопленных знаний о функциях государства. Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в дальнейшем обучении и усвоении правовых дисциплин либо для дальнейшей разработки данной темы.
Полученные выводы имеют научное значение, поскольку представляют собой обобщение накопленных знаний в сфере соотношения рассматриваемых явлений и могут быть, в свою очередь, применены в качестве базовых для дальнейших научных исследований по аналогичной и смежной тематике. Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения могут быть использованы при преподавании в высших юридических учебных заведениях.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованнойлитературы.
Глава 1. Понятие, сущность и содержание государства
Государство представляет собой общность политического характера, наделенная определенной структурой, характеризующая определенной организацией власти, наличием рычагов управления общественными и политическими процессами, наделенное такими качествами как: суверенитет, территория и население.
Сущность государства проявляется через власть. Именно через власть государство наделяет свои веления общеобязательностью для всего населения посредством принятия юридических норм (законов). Обязательность соблюдения населением юридических норм обеспечивается исполнительно-распорядительными государственными органами.
Государство и право тесным образом связаны, так как государство издает нормы права – правила поведения, которые устанавливаются государством в целях достижения и осуществления общественной стабильности и порядка. Совокупность правовых норм и есть право. Таким образом, право служит своему государству, закрепляет его интересы. В то же время право может воздействовать на развитие общества, производственных отношений[1].
Существует множество подходов к пониманию государства и его сущности. В целом оно рассматривается как вид политической организации общества, наделенная аппаратом управления и принуждения, выражающее волю и интересы правящего класса.
С позиции исторического подхода государство нужно рассматривать как вид социальной организации, наделенной властью на обществом, которое находится на территории этого государства. Государство существует в целях решения проблем общества, поддержания общего блага при сохранении прежнего порядка.
В структурном плане государство представляет собой разветвленную сеть учреждений и организаций, которая олицетворяет три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
О многообразии подходов к пониманию государства говорил еще Г.Кельзен. Он писал, что термин «государство» может употребляется в нескольких смыслах[2]:
1) Как юридический феномен, т.е. отношения между государством и правом должны рассматриваться так же, как и отношения между правом и индивидуумом;
2) В социологическом смысле, т.е. понимание государства как социальной реальности, которая существует, не зависимо от ее правовой реальности и правового порядка;
3) С точки зрения социальной биологии, т.е. государство определяется как живой организм;
4) Как система норм или политически образованное общество.
Глава 2. Происхождение и признаки государства
2.1 Теории происхождения государства
Среди десятка теорий можно выделить основные теории происхождения права (классовая, теологическая, историческая и др.) и иные теории, которые не являются основными, но рассматриваются наряду с ними (психологическая, договорная, теория насилия, расовая, теория солидаризма и др.).
Рассмотрим основные теории происхождения права:
1. Теологическая теория.
Главным представителем данной теории был идеолог католицизма Фома Аквинский, а также Аврелий Августин и Жозеф де Местр. Основные идеи: согласно теории миром управляет Божественный разум, а значит право создал Бог для регулирования жизни общества и отдельных индивидов. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке[3].
Основной постулат теории говорит, что существование высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права.
Фома Аквинский утверждал, что часть Вечного закона — это Божественный закон, выраженный в Библии. Если человеческий закон противоречит Божественному закону, то он не должен соблюдаться в любом случае[4].
Теологические учения опирались на религиозные книги (в первую очередь на Библию), которые объясняли происхождение Данной теории. Эта теория стала связывать право с добром и справедливостью, а это указывает на достоинства теории. Божественная теория сыграла свою немаловажную роль на историческом этапе развития, но для современного развитого общества это теория скорее не приемлема, то есть утратила свою значимость, что является её недостатком.
2. Естественно-правовая теория.
Названная теория получила свое завершение в период буржуазных революций в конце 17- начале 18 вв. Представители данной теории: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк, Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро и А. Радищев. Ученые этой теории полагали, что существует право позитивное, которое устанавливает государство, и естественное, которое присущее человеку от рождения. Естественное исходит из природы человеческого разума - это не писаное право. А совокупность естественных неотъемлемых прав человека (право на жизнь, свободу, равенство, собственность и др.) и есть критерий позитивного права[5].
3. Историческая теория.
Возникла в период конца 18 - начала 19 вв. Основными представителями этого направления исследовательской мысли являются Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, Н. М Карамзин.
Основные идеи заключались в том, что право-это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию. Здесь право развивается постепенно, незаметно и стихийно. Мыслители трактовали, что право - это правовые обычаи, то есть исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия; право есть у каждого народа, которое саморазвивается со временем.
Главными достоинствами исторической теории являются культурно-исторические и национальные особенности права (и их необходимость), а также подчеркивается естественность развития права, которое означает, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению.
Но есть и свои недостатки данной теории, к примеру, в новых экономических условиях обычаи не справлялись с упорядочением рыночных отношений, тем самым эти правовые обычаи идут в ущерб законодателю.
4. Классовая теория (Марксистская концепция).
Выдающимися мыслителями 19 века и основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс.
В общем, можно сказать, что с точки зрения этой теории право - это возведённая в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение её в закон осуществляется государством путём установления или санкционирования определённых норм. Мыслители полагали, что корни права лежат в экономике, в базисе общества, но, тем не менее, право не должно стоять выше экономики.
В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются, или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений[6].
Безусловно, Маркс и Энгельс были правы, что экономика - это огромный фактор в развитии общества, и что на определенной ступени развития общества, обычаи перестают быть основным средством социального регулирования, который были применены к однообразному, однородному обществу, но отнюдь не для общества, в котором произошло социальное дифференцирование на классы, группы.
Однако классовую борьбу можно рассматривать как с отрицательной стороны, которое ведет к регрессу общества. Тем более в праве должна выражаться воля не только господствующего класса, а общая воля людей, их права, обязанности Право должно отвечать интересам всех людей, а не только интересам экономически сильного и господствующего класса. К сожалению, Маркс и Энгельс не учли этого обстоятельства.
Важнейшими функциями права признавалась принудительная, репрессивная, карательная функции, которые также указывают на минусы марксистско-ленинской теории.
5. Нормативистская теория.
Завершена в начале 20 века. Представители: П. Новгородцев, Г. Кельзен, Р. Штаммлер.
Основные идеи мыслителей: исх0дными являются представления о праве, как о системе норм, где на самом верху находится «основная суверенная норма», принятая законодателем. Каждая низшая норма черпает свою законность в норме значительной юридической силы[7].
В основании системы находятся индивидуальные акты (решения судов, договоры, предписания администрации и другие). Здесь доказывается необходимость содчинения правовых норм по степени юридической силы, что может являться главным достоинством этой теории.
Однако у теории есть обратная сторона медали, где явно виден уклон к формальной стороне права, но не содержательной, то есть прав личности, нравственных начал юридических норм и т.д.
6. Социологическая теория права.
Данное направление учения о праве сложилось в первой трети XX в. в европейских странах, далее оно получило развитие на территории США. Положения социологической теории права выступают в качестве противоположных по отношению к положениям нормативистской теории права[8].
Основоположники социологической теории права под собирательным понятием «право» понимали следующие правовые институты: административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи; правосознание людей, судей, должностных лиц; правоотношения; юридические нормы. Кроме того, под правом понималась деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность, т. е. право рассматривалось в действии. При этом следует отметить, что, согласно социологической концепции права, юридическое значение правовых норм принижалось, т. е. сама правовая норма была лишена всякой активности[9].