Файл: Понятия и признаки государства (Понятие, сущность и содержание государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, современные функции Российского государства подвержены воздействию различных факторов, влияющих на их реализацию, одним из которых является необходимость обеспечения устойчивого развития. Устойчивое развитие влияет на содержание и систему функций государства, обусловливает приоритетность ряда функций на современном этапе, способствует формированию и обособлению новой функции государства. Вопрос о выделении новой функции государства является дискуссионным, однако нельзя отрицать наличие объективной необходимости формирования функции государства с возможным названием «функция устойчивого развития».

Глава 3 Признаки государства

Государство обладает свойственными ему признаками, которые не имеют аналогов.

Во-первых, это территориальная организация власти. Именно территориальными границами и ограничивается юрисдикция государства. В кач

Другой признак государства - всеобщность, оно выступает от всего общества (а не отдельных его групп) и распространяет власть на всю его территорию. Государственная власть обладает публичным характером, т.е. обеспечивает защиту общих интересов и благ, а не частных.

Государство имеет «монополию на законное насилие» и обладает признаком принудительности. Оно может применять силу для исполнения законов. Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства.

Государственная власть также имеет суверенный характер. Он обладает признаком верховенства по отношению ко всем институтам и организациям внутри страны и независимости в межгосударственных отношениях.

Государственный суверенитет - это верховенство государства на своей территории (внутренний суверенитет) и его независимость в международных отношениях (внешний суверенитет). Государство обладает высшей властью в пределах собственных границ, которая распространяется на всех граждан, учреждения и организации. Другие страны не имеют права вмешиваться в его внутренние дела. Оно также определяет, какие отношения установить с другими государствами. Формально наличие суверенитета не зависит от численности населения, величины территории или политического режима, хотя на практике возможны нюансы.


Суверенитет подразумевает юридическое верховенство государственной власти. Это, в свою очередь, означает распространение ее на все население и социальные структуры; монопольное право применения особых средств воздействия (силовых методов, принуждения); осуществление властных полномочий в правотворческой, правоохранительной и правоприменительной формах; прерогативу признавать ничтожными и отменять акты субъектов политики. Верховенство государственной власти обеспечивается посредством законов и аппарата власти.

К неотъемлемым атрибутам государственного суверенитета относятся неприкосновенность территориальных границ, принципы единства и неделимости территории, невмешательство во внутренние дела. В случае, когда какое-нибудь иностранное государство нарушает границы страны или принуждает к принятию того или иного решения, говорят о нарушении государственного суверенитета. Это обычно происходит, когда государство слабо и не может должным образом обеспечить свои интересы.

Государственный суверенитет имеет политические, правовые и экономические аспекты. Наличие в его владении территорий, собственности, культурного достояния является экономической основой суверенитета. Развитая организация власти, стабильность государства - это политическая основа. А правовая основа - это конституция, законы, декларации, принципы международного права о равенстве государств и их территориальной целостности, праве наций на самоопределение и невмешательстве в их внутренние и внешние дела. 5 В условиях глобализации, как, впрочем, и в давние времена, порой бывает сложно говорить об абсолютном характере суверенитета отдельно взятого государства, поскольку на него нередко оказывается давление со стороны международных организаций, крупных и сильных государств и их группировок. И здесь решающим фактором является, может ли государство что-то этому давлению противопоставить или нет.

Государство концентрирует основные властные ресурсы для осуществления своих полномочий (экономические, социальные и пр.). Оно имеет исключительное право на взимание налогов с населения и выпуск денег.

Наконец, государство обладает собственной символикой (это герб, флаг, гимн) и организационными документами (доктрина, конституция, законодательство).

Государственная власть – это способность государства с помощью законных средств подчинять своей воле как отдельных индивидов, так и больших групп людей. Особенность такого вида власти заключается в том, что она сосредотачивается в руках группы лиц[20].


Символами государственной власти в России являются герб, гимн и флаг. Понятие государственной власти может трактоваться и иначе.

В толковом словаре С.И Ожегова дается три определения власти. Первое из них: власть – это «право и возможность распоряжаться кем-то или чем-нибудь, подчинять своей воле». Это то, с чем люди сталкивают каждый день в своей жизни. Такое значение слова «власть» применимо к описанным ниже понятиям.Родители властвуют над детьми, воспитывая их, устанавливая для них правила и рамки. Власть над собой – самообладание – умение человека управлять своими эмоциями. О власти природы, к сожалению, часто забывают. Вспоминают о ней лишь после очередного тайфуна или землетрясения. Тогда, пожалуй, каждый человек волей-неволей задумывается, что он лишь гость на этой земле, а истинная хозяйка мира – матушка-природа.

Второе определение власти в словаре С.И Ожегова связано с политическим аспектом человеческой жизни: власть - это «политическое господство, государственное управление и его органы». Как известно из истории, в первобытных племенах значение власти было общественным. Правление осуществлялось всеми членами рода или старейшинами. Со временем произошло расслоение общества, авторитет старейшин уступил место публичному авторитету. Появились государственные, социальные и другие органы, управление и регулирование отношений между которыми осуществляется властью.

Третье определение власти таково: «лица, облеченные правительственными, административными полномочиями». То есть власть – это люди, обладающие определенными правами и обязанностями, осуществляющие управление государственным аппаратом, отдельными его органами и людьми.

Нередко понятие власти для некоторых людей становится синонимом престижа, богатства, свободы и рассматривается ими как способ достижения лучшей жизни. Для кого-то власть является самоцелью. Обладание властью приносит таким людям наслаждение. Подобной отношение порой толкает таких людей на злоупотребление властью, подчинение себе воли других людей, распоряжение кем-либо (чем-либо). Таким образом, можно сделать вывод, что власть – это форма управления коллективом. Она есть везде, где есть устойчивое объединение людей, и призвана регулировать отношения между людьми, а также между обществом и политическими институтами.

Существуют социологическая, бихевиористическая, телеологическая, институцональная и другие концепции власти. Рассмотрим, что такое государственная власть и каковы её признаки.


  1. Признаки государственной власти:
  2. Легитимность (законность). Власть признается правомерной большинством граждан страны и мировым сообществом.
  3. Единство. Распространение власти на всю территорию государства и всех граждан.
  4. Независимость (суверенность власти). Не зависит от какой-либо власти внутри или вне государства.
  5. Монополия принуждения на своих территориях. Право на налогообложение населения. Обладание развитой системой органов. Не стоит приравнивать государственную власть к государству, так как государство – это способ организации общества (форма общества), а государственная власть – это способ управления этим обществом.

Функции государственной власти управление, организация, руководство, контроль в различных сферах общества. Согласно принципу разделения властей, принято выделять три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение позволяет не допустить превышения властных полномочий.

Заключение

Государство представляет собой общность политического характера, наделенная определенной структурой, характеризующая определенной организацией власти, наличием рычагов управления общественными и политическими процессами, наделенное такими качествами как: суверенитет, территория и население.

Среди десятка теорий можно выделить основные теории происхождения права (классовая, теологическая, историческая и др.) и иные теории, которые не являются основными, но рассматриваются наряду с ними (психологическая, договорная, теория насилия, расовая, теория солидаризма и др.).

Государство обладает свойственными ему признаками, которые не имеют аналогов.

- территориальная организация власти;

- всеобщность, оно выступает от всего общества (а не отдельных его групп) и распространяет власть на всю его территорию;

- государство имеет «монополию на законное насилие» и обладает признаком принудительности;

- государственная власть также имеет суверенный характер;

государство концентрирует основные властные ресурсы для осуществления своих полномочий (экономические, социальные и пр.);

- государство обладает собственной символикой (это герб, флаг, гимн) и организационными документами (доктрина, конституция, законодательство).

Функции государства - определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.


Современные функции Российского государства подвержены воздействию различных факторов, влияющих на их реализацию, одним из которых является необходимость обеспечения устойчивого развития. Устойчивое развитие влияет на содержание и систему функций государства, обусловливает приоритетность ряда функций на современном этапе, способствует формированию и обособлению новой функции государства. Вопрос о выделении новой функции государства является дискуссионным, однако нельзя отрицать наличие объективной необходимости формирования функции государства с возможным названием «функция устойчивого развития».

Список использованных источников

  1. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 // Собрание законодательства РФ. 1996. N 15. Ст. 1572
  2. Азизкулова Г.С., Камолов И.И. Теория государства и права. Схемы определения и вопросы тестов. СПб., 2013.
  3. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. М., 2005. С. 44
  4. Алокова М.Х. Теоретико-методологические проблемы исследования функций государства // Право и практика. 2018. № 4.
  5. Алокова М.Х. Теоретико-методологические проблемы исследования функций государства // Право и практика. 2018. № 4.
  6. Бондаренко А.С., Сафронов В.В. Сущность и функции государства // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы XI международной научно-практической конференции: в 2-х частях. М.,2015.
  7. Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений: вопросы теории. Воронеж, 2005.
  8. Камапров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 2012.
  9. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 2012.
  10. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2007.
  11. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2003.
  12. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. №6
  13. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989.
  14. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.,2014.
  15. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2010.
  16. Сафронов В.В. Теория государства и права: в 2 ч. Ч. 1: учеб. пособие. Красноярск, 2010.
  17. Теория права и государства: учебник для вузов. / под ред. В.Н. Протасова. М., 2015. С
  18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2014.