Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
На практике это означает, что любой пользователь должен понимать, как действует тот или иной элемент интерфейса, просто взглянув на него [4]. Если что-то выглядит как кнопка, оно должно действовать как кнопка. Не играйте с базовым взаимодействием приберегите свою фантазию для задач более высокого уровня.
Удачным примером реализации перечисленных принципов можно считать программные продукты фирмы «1С». Возможность самостоятельно менять интерфейс под нужды пользователя существует в продуктах компании «1С». Например, в системе «1С:Предприятия 8.2», используя встроенные средства разработки, администратор может программировать формы, оптимизировать взаимодействие между клиентской и серверной частью и дорабатывать платформу. Прикладные решения доступны не только в локальной сети, но и через интернет, если применять низкоскоростные каналы связи.
Разработка интерфейса в «1С» происходит при помощи встроенного языка, благодаря которому пользователь может динамически перестраивать его части и создавать собственные алгоритмы для обработки данных. Структура определяется набором команд, расположенных в определенной последовательности. В системе нет ограничений по количеству уровней их вложенности [20]. В процессе разработки интерфейса в «1С 8.3» существует механизм настройки программы в зависимости от прав доступа пользователя и его принадлежности к команде. Администратор может настраивать права пользователя и видимость определенных элементов для различных групп, а сам пользователь имеет доступ к дополнительным настройкам при наличии разрешения от администратора [21].
Заключение
Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать ряд выводов:
- С точки зрения общих правил, можно отметить, что разработка интерфейса программы обычно начинается с определения задачи или набора задач, для которых продукт предназначен. Простое должно оставаться простым - не нужно усложнять интерфейсы. Постоянно думайте о том, как сделать интерфейс проще и понятнее.
Пользователи не задумываются над тем, как устроена программа. Все, что они видят — это интерфейс. Поэтому, с точки зрения потребителя именно интерфейс является конечным продуктом.
Интерфейс должен быть ориентированным на человека, то есть отвечать нуждам человека и учитывать его слабости. Нужно постоянно думать о том, с какими трудностями может столкнуться пользователь. Думайте о поведении и привычках пользователей. Не меняйте хорошо известные всем ЭИ на неожиданные, а новые делайте интуитивно понятными. Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат.
Избегайте двусмысленности. Например, на фонарике есть одна кнопка. По нажатию фонарик включается, нажали еще раз — выключился. Если в фонарике перегорела лампочка, то при нажатии на кнопку не понятно, включаем мы его или нет. Поэтому, вместо одной кнопки выключателя, лучше использовать переключатель(например, checkbox с двумя позициями: «вкл.» и «выкл.»). За исключением случаев, когда состояние задачи, очевидно.
- Говоря об отдельных элементах ПИ, также стоит отметить ряд особенностей процесса его построения:
- Цвет. Цвета делятся на теплые(желтый, оранжевый, красный), холодные(синий, зеленый), нейтральные(серый). Обычно для ПИ используют теплые цвета. Это как раз связано с психологией восприятия. Стоит отметить, что мнение о цвете — очень субъективно и может меняться даже от настроения пользователя.
- Форма. В большинстве случаев — прямоугольник со скругленными углами. Или круг. Полностью прямоугольные ПИ, лично мне нравятся меньше. Возможно из-за своей «остроты». Опять же, форма как и цвет достаточно субъективна.
- Основные элементы ПИ (часто используемые) должны быть выделены. Например, размером или цветом. Иконки в программе должны быть очевидными. Если нет — подписывайте. Ведь, по сути дела, вместо того чтобы объяснять, пиктограммы зачастую сами требуют для себя объяснений. Старайтесь не делать слишком маленькие элементы — по ним очень трудно попасть.
- обязательна прозрачная для пользователя навигация и целевая ориентации в программе. Главное, чтобы было понятно, куда идем, и какую операцию программа после этого шага произведет. Ясности и четкости понимания пользователем текстов и значения икон. В программе должны быть те слова и графические образы, которые пользователь знает или обязан знать по характеру его работы или занимаемой должности. Быстроты обучения при работе с программой, для чего необходимо использовать преимущественно стандартные элементы взаимодействия, их традиционное или общепринятое их расположение. Наличия вспомогательных средств поддержки пользователя (поисковых, справочных, нормативных), в том числе и для принятия решения в неопределенной ситуации (ввод по умолчанию, обход «зависания» процессов и др.).
Для оценки необходимого уровня удобства интерфейса также используются специальные опросники, формуляры, чек-листы, однако к данной работе лучше привлекать специалистов по эргономике.
Список использованной литературы
- ГОСТ Р ИСО 9241-11-2010. Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов
- Баканов А.С. Проектирование пользовательского интерфейса: эргономический подход. Москва: Ин-т психологии РАН, 2009. – 182 с.
- Баканов А.С. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия. Москва: Ин-т психологии РАН, 2013. - 176 с.
- Белоусова С.А., Рогозов Ю.И. Анализ подходов к созданию пользовательского интерфейса. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, №4, 2014
- Бережная И.Н. История и философия науки и техники: учебно-методическое пособие для студентов первого курса специальностей. Белгород: Изд-во БГТУ, 2007. - 128 с/
- Джонсон Д. Умный дизайн: простые приемы разработки пользовательских интерфейсов. Пер. с англ. Е. Шикарева. СПб: Питер, 2012. - 224 с.
- Иванов С.Р. Стив Джобс. Москва: КоЛибри, 2015. - 95 с.
- Иванова Г.С. Технология программирования. 3-е изд., стер. Москва: КноРус, 2013. - 333 с.
- Ким В.Ю. Особенности разработки дизайна пользовательского интерфейса для мобильного приложения. // Новые информационные технологии в автоматизированных системах, №8, 2015
- Лукьянов Д.В. Разработка графического пользовательского интерфейса. // Новые информационные технологии в автоматизированных системах, №11, 2012
- Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса. М.: АСТ, 2014. - 412 с.
- Попов А.А. Технология разработки программного обеспечения: курс лекций. Красноярск: СибГТУ, 2016. - 113 с.
- Попов А.А. Эргономика пользовательских интерфейсов в информационных системах. Москва: РУСАЙНС, 2016. - 311 с.
- Сербин В.А. Эволюция пользовательских интерфейсов. // Гуманитарная информатика, № 7, 2013
- Смирнов А.А. Разработка прикладного программного обеспечения. Москва: МЭСИ, 2012. - 108 с.
- Сорокин А.А. Объектно-ориентированное программирование: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. - 174 с.
- Сухоруков К.Ю. Проектирование и разработка пользовательского интерфейса. Саратов: Саратовский гос. технический ун-т, 2016. - 292 с.
- Терещенко П.В. Интерфейсы информационных систем: учебное пособие. Новосибирск: НГТУ, 2012. - 65 с.
- Тидвелл Д. Разработка пользовательских интерфейсов. Пер. с англ. Е. Шикарева. - 2-е изд. - Москва: АСТ, 2012. - 478 с.
- Федечкин Р.С., Французова Ю.В. Разработка интерфейса пользователя для автоматизированной системы. // Известия Тульского государственного университета. Технические науки, №7-2, 2016
- История развития графического интерфейса. [Электронный ресурс], режим доступа: https://appleinsider.ru/istoriya-apple/istoriya-razvitiya-graficheskogo-interfejsa.html
- От 1.0 до 10: история развития Microsoft Windows. [Электронный ресурс], режим доступа: https://tproger.ru/translations/microsoft-windows-history/
- Жакров С. Основы построения интерфейсов. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.interface.ru/home.asp?artId=2634
- Xerox Alto - CHM Revolution. [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.computerhistory.org/revolution/input-output/14/347