Файл: Методы психоаналитической работы с ребёнком различного возраста.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 5
Введение
Актуальность. Исследования по истории психотерапии показывают, что важную роль в ее становлении и развитии играет социокультурный фактор - запрос общества, который обусловлен социально-экономическими процессами его развития и менталитетом людей. Отечественная психотерапия, пережив в результате идеологического давления период стагнации в советские времена, сейчас в своем становлении ориентируется на достижения мировой психотерапевтической науки и практики в контексте присущих ей на данном этапе инновационных тенденций, изменений в методах, подходах, к психотерапии. Вместе с тем развитие отечественной психотерапии обусловлено также социально-политическими, экономическими и культурными процессами собственного общества, ментальностью народа, современными потребностями и запросами людей. В связи с этим при применении на отечественных просторах тех или иных организационных форм, теорий и методов современной западной психотерапии возникает вопрос о наличии надлежащих условий для их использования, а также их изучение, осмысление и обработки с учетом социокультурного контекста в теории и на практике.
Личность ребенка находится в процессе созревания, многие психические структуры еще не сформированы, ему трудно противостоять давлению импульсов. Взаимодействие с первичными объектами (родителями, сиблингами и т.д.) происходит в настоящем, а не стало частью прошлого. Решение проходить психоанализ в большинстве случаев исходит не от ребенка, так как он часто не осознает своих проблем. В работу с ребенком неизбежно включены родители.
Объект исследования – психотерапия детей и подростков.
Предмет исследования – методические средства работы с детьми и подростками.
Цель исследования – провести теоретический анализ проблемы методов психоаналитической работы с ребёнком различного возраста.
Задачи:
- Раскрыть особенности психотерапии детей и подростков, принципы, направления работы;
- Проанализировать методы психоаналитической работы с детьми и подростками.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор совокупности методов: - теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Психотерапия у детей и подростков: основные понятия
1.1. Понятие психотерапевтической работы с детьми и подростками
Психотерапия находится на стыке направлений медицины: физиологии, психиатрии, психопатологии, неврологии и т.д., психологии, социологии и ряда гуманитарных наук, причем последнего времени происходит экспансия психотерапии во вне клиническую среду (реадаптация и реабилитация после пребывания в лечебном учреждении, кабинеты социально-психологической помощи).
Психотерапия - это процесс психологического взаимодействия врача с пациентом, целями которого являются:
Нормализация психических, эмоционально-аффективных и вегетативных расстройств невротического регистра, а также нарушенных отношений личности, изменение установок, привычек, взглядов, мировоззрений, избавление от патологической зависимости от чего-либо;
Мобилизация ресурсов лица и адаптационных возможностей (психологических и физиологических) у человека [Простомолотов В. Ф., 1997].
Важно осознавать, что психологическая помощь должна иметь стратегические цели: восстановление утраченного чувства личной ценности, отказ от закрытых, защитных стратегий самосознания, утверждение собственной индивидуальности через конструктивное поведение и общение [Соколова А. Т., 1989].
С точки зрения Д. И. Шустова (1996) в процессе психотерапии важным является коррекция взаимоотношений личности больного и окружающей среды. Индивидуум должен меняться перед тем, как изменится форма его поведения.
Выделяют определенные этапы психотерапии, направленные, уровне взаимодействия:
Установления психотерапевтического контакта;
Исповедь больного (рассказ о себе)
Психотерапия с использованием познавательно-поведенческих механизмов психологической защиты - рациональная, когнитивная, поведенческая, патогенетическая, психоанализ, функциональная тренировка;
Психотерапия с использованием психофизиологического защиты измененного сознания (гипноз, гипнокатарсис, внушение, аутотренинг, медитация)
Эмоциональное стимулирование (хобби-психотерапия, творческое самовыражение).
Клинико-психотерапевтический вывод строится по определенной схеме:
Жалобы, беспокоят пациента или родителей в момент беседы с врачом;
Жалобы, на момент беседы отсутствуют, но более или менее регулярно, или периодически возникают в течение дня, недели или месяца;
Жалобы, возникают лишь в ответ на специфические внешние факторы;
Изучение общей картины болезни (симптомов) пациента, его отношение к ним.
Есть разные точки зрения на организацию психосоматической помощи больным. Согласно одной - лечение психосоматических заболеваний у детей должны проводить педиатр вместе с психиатром, психотерапевтом. Согласно второй - терапевт, работающий в кардиологическом (или гастроэнтерологическом, неврологическом и др.) отделении, должен иметь подготовку в области медицинской психологии и психиатрии. Первую концепцию отстаивают врачи, работающие с детьми, вторую - взрослые терапевты.
Многие исследователи отмечает, что очень важно в комплексном лечении психосоматических заболеваний является использование личностно-ориентированной [Якимович В. Б., 1991] и симптоматической психотерапии в правильном соотношении между ними, а также определение задач и выбор конкретных психотерапевтических техник с учетом соотношения клинических, психофизиологических и психологических механизмов психосоматических заболеваний и его специфики на разных этапах лечения.
При использовании психотерапии в клинике внутренних болезней используются такие меры воздействия:
Влияние на невротический (функционально-динамический) компонент соматического заболевания;
Влияние на психические, нейропсихические и соматопсихические механизмы болезни;
Влияние на личность больного с целью изменить реакцию на болезнь, улучшить функционирование в новых условиях;
Воздействие на группы людей в сфере проживания больного.
Цели и задачи психотерапии психосоматических заболеваний:
Всестороннее изучение личности больного, особенностей реагирования.
Установление этиопатогенетических механизмов, которые способствовали возникновению и фиксации длительных эмоциональных расстройств.
Осознание больным причинно-следственных связей между особенностями его личности и развитием заболевания.
Коррекция нарушенных систем отношений, патогенных форм реагирования.
Клиническими предпосылками широкого и эффективного использования психотерапии являются:
Прямое использование ее лечебного воздействия при широком круге заболеваний, в этиопатогенезе которых психическому фактору принадлежит главная (неврозы) или очень существенная роль (другие пограничные состояния, психосоматические расстройства)
Ее лечебно-профилактическое значение с учетом психосоциальных реакций на соматические болезни, их последствия, влияние специфических соматических расстройств психологическое функционирование индивида, его поведение.
Значительное место психотерапия имеет в реабилитации различных заболеваний. Так, при эндогенной депрессии психотерапия повышает эффективность лечения больных не только в отношении уменьшения клинических расстройств в остром периоде, но и в профилактике рецидивов, а также социальной реадаптации (в отношении восстановления способности продолжать обучение).
В основу психопрофилактики детей надо положить следующие требования:
Воспитание правильного представления об общественных мотивы и движущие силы, создаст возможность поведения на основе адекватного понимания ситуации;
Познание собственных возможностей и предупреждения перенапряжения;
Воспитание навыков реагирования на реальные события, а не на ожидаемые неприятности;
Использование в процессе реагирования своих наиболее производительных черт характера;
Ухода наиболее тяжелых обстоятельств жизни;
Использование механизмов компенсации для смягчения недостатков характера;
Выработка навыков релаксации, отвлечения от психотравмирующей ситуации.
Следует отметить особенности детского возраста, которые вносят коррективы в назначение психотерапии:
повышенная внушаемость у детей часто сочетается с непониманием необходимости лечения вследствие негативного отношения к нему;
психологическая зависимость ребенка от взрослого, неправильное понимание взрослыми изменения его поведения порождает в ней враждебное отношение ко всем взрослым;
психика ребенка находится в постоянном развитии и поэтому формы и методы психотерапии должны использоваться с учетом не только клинических синдромов, но и возрастных особенностей ребенка.
М. И. Буянов (1990) подчеркивал такую особенность психотерапии у детей, как ее неразрывную связь с социальной педагогикой. В детском возрасте отмечается значительно больше по сравнению со взрослыми, роль отвлечения и переключения. Склонность детей к отвлечению и переключение М. И. Буянов рекомендует использовать для снятия фиксаций болезненных симптомов и вредных привычек.
Одно из существенных направлений психотерапии - это изменение, модификация поведения на более адаптивное. У детей легко возникают условно-рефлекторные связи и поэтому важное психотерапевтическое значение имеет игра. Широкое использование психотерапевтического воздействия через родителей и других старших лиц, пользующихся у ребенка авторитетом и доверием - один из ключевых моментов в психотерапии детского возраста. Частая смена методов лечения - закономерное явление при психотерапии детей и подростков, но подобранный метод должен в той или иной форме варьироваться, оставаясь основным.
При планировании психотерапевтических мероприятий следует разделить жалобы и данные клинико-психологического исследования на следующие уровни [Карвасарский Б. Д., 2000]:
Уровень 1. Проблемы с внешним окружением. Этот уровень рассматривает проблемы членов семьи в контексте социальных связей. Он включает, помимо всего прочего, обучение в школе, работу членов семьи, отношение с другими родственниками, друзьями, знакомыми, соседями, условия проживания и доходах семьи. Гипотезы этого уровня объясняют возникновение психологической проблематики неблагоприятными факторами внешней среды.
Уровень 2. Проблемы в семье. Рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Симптоматическое поведение «идентифицированного пациента» анализируют как следствие нарушения функционирования всей семьи или отдельных ее подсистем. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействия и структурных особенностях семейной организации. Придается большое значение сбора семейного анамнеза, структуре семьи, иерархии, объединенности, границам, коммуникации, треугольнике как единицы оценки семьи, коалициям, стадии жизненного цикла, семейной истории, горизонтальным и вертикальным Стрессоры.
Уровень 3. Когнитивные и поведенческие проблемы. Они охватывают нарушения или трудности в области эмоций, когнитивных функций или поведения пациента, которые объясняются с позиции теории обучения (когнитивный дефицит или искажения):
контакт;
невербальные проявления коммуникации;
пассивная (пассивно-агрессивная), агрессивная или уверенное поведение;
развитие социальных навыков;
характеристика сферы общения пациента;
самооценка - адекватная, низкая, завышена;
способность к адаптации, устойчивость к стрессу;
копинг-механизмы (механизмы преодоления трудностей и стресса)
аффекты (следует особо описать такие аффекты как тревога, депрессия, страх, чувство вины, апатия)
мотивы поведения (следует искать мотивы поведения особенно в сферах сексуальной и агрессии, обратить внимание на иерархию мотивационно-потребительской сферы, установить блокировку основных потребностей, определить временную перспективу);
характеристика степени личной зрелости; «Условная выгода» симптомов
суицидальные мысли и намерения;
ресурсы и положительные особенности ребенка.
Уровень 4. Эмоциональные конфликты. Эмоциональные расстройства имеют сознательную и бессознательную стороны (двойное дно) защитные системы (наличие защиты можно изучать при наличии или отсутствии фобий, обсессивно-компульсивного поведения) невротические механизмы защиты - бессознательные способы редукции эмоционального напряжения; установление специфических автоматических мыслей, предшествующих негативным эмоциям или дезадаптивному поведению (связь между иррациональными установками и поведением). Следует учитывать фазы психического развития по Ковалеву и Фрейду.