Файл: Методы психоаналитической работы с ребёнком различного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно современным исследованиям, психокоррекция детей и подростков обязательно должна «подкрепляться» работой с родителями. По мнению Л.Ф. Варячич-Райко, спецификой работы психолога (психотерапевта), который работает с детьми и подростками и применяет глубинно ориентированные (психодинамические) методы в своей работе, является необходимость контакта с родителями ребенка.

Ведь особенностью ребенка-клиента является его непрерывное развитие и зависящее от родителей положение. Сотрудничество с родителями является неизбежной и необходимой при психокоррекционной работе с детьми, ведь только благодаря контактам с родителями психолог (психотерапевт) получает информацию: поведения ребенка вне встреч, динамики проявления его симптомов, реальных отношений со значимыми объектами. Со своей стороны, психолог (психотерапевт) предоставляет информацию родителям о возрастных особенностях и потребностях развития ребенка, а также, не касаясь динамических аспектов, снижает у родителей чувство тревоги, вины, стыда и несостоятельности, которые возникают у них в связи с обращением за помощью относительно своего ребенка. Взаимодействие с психологом (психотерапевтом) позволяют родителям также осознать собственные чувства, связанные с отцовством [2].

Много современных научных работ посвящено различным формам сотрудничества с родителями детей, которые находятся в психокоррекционном процессе. В случае работы с маленькими детьми, у которых «эго» еще не является зрелым, контакты с родителями внедряются на регулярной основе. Работа с родителями дополняет психоаналитический процесс ребенка и помогает решить его интрапсихические конфликты. Рекомендации по присутствию родителей на психокоррекционных сессиях зависят от требований конкретного случая, ведь их присутствие во время сессии может стать как познавательной для них, так и - препятствием для детей. А регулярные беседы с родителями об аналитическом материале ребенка всегда имеет эффективное и познавательное действие.

Так, например, Г.Хорн предлагает специальные правила проведения бесед с родителями с целью: сбора анамнеза, для проведения консультаций, заключения договора с родителями о прохождении ребенком психокоррекционной программы.

По Г.Хорну, беседа с родителями ребенка, которого предлагается привлечь к психотерапии, имеет следующие отдельные составляющие:

1) первая ознакомительная беседа, формулировки запроса;

2) общая воспитательная консультативная беседа;


3) сбор анамнестических данных о ребенке;

4) подготовительная беседа с родителями перед началом процесса психотерапии;

5) встречи с родителями, которые сопровождают ход психотерапии ребенка;

6) беседа в случае обострения состояния ребенка, помощь в кризисных ситуациях;

7) беседа во время посещения психологом ребенка дома;

8) беседа с работниками службы социальной опеки;

9) беседа с учителями и воспитателями;

10) беседа с врачом ребенка;

11) беседа с привлечением всей семьи;

12) заключительная беседа [13].

Современный английский ученый-психоаналитик Г.Хорн утверждает, что главная цель работы с родителями, которая является обязательным условием при психотерапии ребенка, заключается в том, чтобы помочь родителям учитывать интересы ребенка, а также побудить желание и готовность родителей помогать как ребенку, так и психотерапевту (психологу) в достижении эффективного результата в работе с ребенком. вместе и с этим, ученый предлагает анализировать те трудности родителей, связанные с их прошлыми или действительными (актуальными) проблемами, отличать их от проблем своего ребенка, а также учитывать внешние обстоятельства и ближайшее окружение, которое вмешивается в опеку за ребенком.

На основе своего клинического опыта автор выделил следующие подходы к работе с родителями ребенка, который получает психотерапевтическую помощь:

1) психотерапевт-психоаналитик встречается с родителями для проведения подготовительной беседы по привлечению ребенка в процесс психотерапии;

2) работа с родителями проводится в соответствии с моделью, предложенной Д.Пайнз, в рамках которой родителям помогают сохранить образ ребенка и отделить собственные детские переживания от потребностей и поведения ребенка. Это необходимая часть работы, которую следует проводить заранее, иначе родители могут отказаться от участия ребенка в процессе психотерапии или прервать его на ранних этапах;

3) психотерапевт проводит работу с родителями параллельно с психотерапией их ребенка [14].

Представленным выше материалом, конечно, не исчерпывается все разнообразие психокоррекционных подходов к дополнительной работе с родителями детей и подростков, вовлеченных в психотерапевтическую (психокоррекционную) работу по поводу невротических состояний, негативных переживаний, поведения и т.д., которые существуют сегодня. Но уже на основе этого материала можно выделить 2 принципиальные ориентации - работа непосредственно с ребенком и работа с его социальным окружением (родители, семья, детский коллектив). Обе ориентации могут быть реализованы на разных уровнях: мотивационно-эмоционально-аффективно, логико-познавательном и поведенческом. Различные психокоррекционные направления используют методы различной ориентации и уровня воздействия. В частности, детский психоанализ обычно, сочетает ориентацию и на ребенка (игровые, рисуночные методики), и на окружение (работа с родителями в виде консультаций, различных форм семейной психотерапии).


2.2. Современные методы психодинамической парадигмы в работе с детьми и подростками

Важными требованиями к психотерапевтическим методам является их научно методическая разработанность, возможность сочетать их различные формы (индивидуальную, групповую, парную психотерапию), применять метод как для различных возрастных групп, так и для разного спектра проблем клиентов, минимальные противопоказания. Отмечается также, что психодинамическое направление гораздо превосходит другие по своей научной разработанности, качеством и количеством работ научно-эмпирического уровня.

В настоящее время исследуются несколько современных методов психодинамической парадигмы: психоаналитически ориентированная психотерапия, интерперсональный подход в психотерапии, кататимно-имагинативная психотерапия, структурно психодинамический подход.

В контексте темы данного исследования, рассмотрим метод кататимно-имагинативной психотерапии. Развернутая характеристика самого метода изложена в ряде публикаций как зарубежных, так и отечественных специалистов [1, 9; 11; 16; 17; 21]. В данном тексте ограничимся краткими сведениями о нем, которые имеют непосредственное отношение к теме работы.

Кататимно-имагинативная психотерапия (КИП, символдрама) – психодинамический метод, который был основан выдающимся немецким психотерапевтом Х. Льойнером в 40-50 годах прошлого века и, показав высокую эффективность в психотерапии неврозов, нарушений, связанных с невротическим развитием личности, и психосоматических заболеваний, в 1995 году был внедрен в психотерапию как научно обоснованный метод. Можно сказать, что теоретическая концепция КИП определяют три существенные признаки: метод основывается на глубинно-психологических теориях; в нем используются имагинации; ключевую роль играет работа с символикой имагинций.

Основными теоретическими положениями КИП являются следующие: в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются неосознаваемые психические процессы (бессознательные фантазии, влечения, конфликты и механизмы защиты), а также динамика их развития в отношениях с объектом; метод базируется преимущественно на теоретическом фундаменте классического психоанализа и его современного развития (теория поездов, Эго-психология, теория объектных отношений, Self-психология, психология процесса развития тому подобное);

КИП отличается от других направлений психодинамической психотерапии работой с образной сферой человека;


специфическим для этого метода является особая форма представления образов - имагинации, в которых в символическом виде представлены интернализованными конфликтами клиента и паттернами его объектных отношений;

в терапевтическом процессе психотерапевт использует эти символизации и последующие ассоциации клиента в контексте анамнеза, актуальной жизненной ситуации и отношений переноса / контрпереноса с диагностической и терапевтической целью [16; 17; 20; 21].

Среди методов психодинамического направления символдрама отличается как метод, который полностью соответствует современным требованиям к психотерапии: он является системным, хорошо технически организованным, дидактически четким. Другие характеристики метода: относительная краткосрочность, наличие как поддерживающих, так и вскрывающих техник, возможность применения в различных формах (индивидуальной, групповой, парной), разработанность техник для работы с различными возрастными категориями клиентов и разной проблематикой, определяют широкий диапазон применения символдрамы и ее минимальные ограничения (противопоказания).

Метод КИП достаточно распространенным в мировом психотерапевтическом пространстве, особенно в Европе (западной, северной, центральной и южной), а также на постсоветском пространстве (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан и страны Балтии). Сейчас метод внедряется уже и в странах Северной Америки.

В России метод стал известен с 1995 года и достаточно быстро распространился среди психологов-консультантов и психотерапевтов. Сейчас метод КИП представлен в большинстве регионов России. Анализ литературных источников свидетельствует о достаточной впровадженисть КИП в работу отечественных специалистов различных сфер психотерапевтической практики, а также о процессах научной рефлексии этой практики [4; 12; 13; 18; 22; 24; 25; 26]. Итак, кататимно-имагинативная психотерапия основательно внедряется в России.

во-первых, метод хорошо структурирован и технически организован, то есть содержит достаточно ясные технологии применения как в начале работы с клиентом, так и по мере ее развертывания от сеанса к сеансу; во-вторых, метод основывается на концепциях классического и современного психоанализа, то есть он имеет фундаментальную теоретическую базу, а, следовательно, является солидным и надежным.

Что касается детей и подростков, то для них характерны проблемы с психологической сепарацией от родителей: она проходит сложно, с достаточным опозданием и трудностями. Эти процессы достаточно четко проявляются в образах и рисунках детей: им трудно оторваться от земли на воздушном шаре, часто трансформация образа приводит к отлету на космическом корабле в космос; дети с беспокойством и очень осторожно заходят в образах в пещеру, часто ищут «проводника», который или помогает исследовать пещеру и находить из нее выход, или представляет дар, с помощью которого ребенок становится спокойнее и смышленее.


Сложные и противоречивые отношения подростков с родителями проявляются и в том, что во время представления образа по мотивам «Ручей» дети редко проявляют желание путешествовать к источнику, который дает начало ручью и символизирующее характер ранних отношений с матерью; в образах по мотивам «Опушка» в подростков могут появляться какие-то маленькие существа или животные, часто свидетельствует о сильном отрицание детьми своих страхов и агрессивных импульсов, особенно, когда эти переживания касаются их родителей.

В известной степени такие особенности представления символдраматичных образов подростками можно объяснить их возрастом. Вместе с тем мы берем также во внимание исследования по русской ментальности, важным фактором формирование которой исследователи называют особенности семейной жизни и ведущую роль женщины в воспитании детей. Занимая такую ​​роль в семье, женщина как мать воспитывает их, в том числе и мальчиков, скорее для семьи, чем для реализации в обществе, защищая от травмирующей взаимодействия с миром, а, следовательно, тормозя развитие их самостоятельности, независимости, стремления к самоутверждению в социуме [10].

Итак, применяя символдраму в работе с детьми и подростками, прорабатывая такие их проблемы, как отношения с родителями, процессы сепарации, следует опираться на знания культуральных особенностей, которые могут проявляться в образах детей и их рисунках через соответствующую символику. Учет этих особенностей является важным, во-первых, для ориентации в конфликтных зонах конкретного ребенка, которые требуют дальнейшего обработки, во-вторых, такое знание необходимо при диагностике эмоционального неблагополучия и невротических расстройств у детей и подростков, поскольку данные показывают, что диагностические критерии, которые выделяют западные специалисты для определения нормы и патологии с образами и рисунками детей, не всегда можно прямо экстраполировать на отечественную выборку

Приведенные выше примеры проявления культуральной специфики при применении в отечественных условиях метода кататимно-имагинативной психотерапии составляют лишь небольшую часть данных, собранные нами в ходе теоретического исследования по данному и другим методам психодинамической парадигмы. Систематизация и обобщение данных продолжается.

Заключение

Распространение методов психодинамической парадигмы в России имеет ряд историко-культурных предпосылок. Однако успешность их применения в современном психотерапевтическом пространстве связано не только с должным их изучением, но и осмыслением и обработкой с учетом социокультурного контекста в теории и на практике.