Файл: Методы психоаналитической работы с ребёнком различного возраста.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 5
Уровень 5. Нарушение развития и личные расстройства. На этом уровне формируются длительные и глубинные отклонения. Это касается различных аспектов как «искаженного», так и «поврежденного» развития: аутизм, ядерные психопатии, психогенные формирования личности, а также специфические аномалии развития. Подобные нарушения часто является эго-синтонного, что необходимо учитывать при выборе метода психотерапии.
Уровень 6. Биологические нарушения. Биологические факторы (осложненная беременность, пре-, пери-, постнатальные нарушения ЦНС) могут быть ведущими в происхождении симптоматического поведения.
Психотерапия периода взросления должна соответствовать специфическим потребностям этой жизненной фазы.
1.2. Принципы и направления психотерапевтической работы с детьми
Сформулированы следующие принципы психотерапии [Карвасарский Б. Д., 2000]:
1. Критерием необходимости назначения психотерапии при психических расстройствах детского и подросткового возраста является выявление отклонений, угрожающих нормальному возрастному развитию ребенка, и в том случае, когда энергия пациента тратится на преодоление внутренних и внешних конфликтов, а не на выполнение задач развития;
2. Объем и выбор последовательности психотерапевтических вмешательств зависит от степени тяжести симптоматики, наличии внутренне личных и / или меж- личных конфликтов, физического состояния пациента, продолжительности нарушений, количественных и качественных отклонений в эмоциональной, поведенческой, мотивационных сферах, искажение образа «Я», дисфункциональных семейных отношений, мотиваций на работу, субъективных отношений к нарушениям, возможности и желание микро-социального окружения к изменениям. В случае объединения нескольких расстройств у одного пациента следует ранжировать актуальность проблем для него и его семьи;
3. Индивидуальная и групповая психотерапия у детей и подростков учитывают следующие моменты: направленность на конкретное содержание, учет актуальности проблемы для пациента, необходимость детальной проработки информации, разграничения целей работы с ребенком и родителями, оценка личных ресурсов, которые могли бы стать резервом для усиления стратегий преодоление трудностей (допинг-механизмов), директивный стиль проведения занятий и активность психотерапевта. Врач должен отказаться от дистанции в общении, активно входить в процесс лечения, и, несмотря на в целом доброжелательную атмосферу, твердо отстаивать свою точку зрения;
4. Выбор адекватной формы проведения психотерапии;
5. Гибкость терапевтической тактики. Врач не должен действовать по схеме. Следует быть готовым обсуждать с пациентом то, что его интересует, если этого требует ситуация;
6. Избегать сильной фрустрации;
7. Усиление функций «Я» и осторожность в работе с регрессией. Важная задача психотерапевта детей и подростков - усиление «Я» пациента, но с одновременным разрешением на регрессию поведения при необходимости;
8. Предоставление корректирующие эмоционального опыта. Обсуждая с психотерапевтом обстоятельства своей жизни, пациент получает возможность приобрести новый эмоционального опыта. Причиной возникновения такого опыта является установка врача на специфические возрастные проблемы, которые могут ожидать ребенка в будущем.
9. Сочетание индивидуальной психотерапии с другими видами психотерапии, особенно групповой и семейной. Преимущества групповой психотерапии заключаются, с одной стороны, в том, что интенсивность лечебного воздействия распределяется между участниками группы, а, с другой стороны, снижается уникальность симптоматики и появляется возможность обсуждения проблем со сверстниками;
10. Подключение семейной психотерапии, нацеленной на преодоление нарушений границ между семейными подсистемами и решения семейных конфликтов, приводит к снижению частоты рецидивов пограничных психических расстройств. Задачей семейной психотерапии у детей и подростков часто является не решение всех семейных проблем, а только тех, которые относятся к «проблемного» юного пациента. При формулировке психотерапевтического запроса психотерапевт нередко ограничивается уровнем осознания родителями себя как неэффективных в родительской роли;
11. Интеграция когнитивно-поведенческого, положительного и системного подходов. Такой подход позволяет использовать краткосрочные модели психотерапии как самостоятельный метод лечения психических расстройств у детей и подростков без этапа семейной психотерапии;
12. Эффективность психотерапии. Определяется в параметрах достижения поставленных личных целей и качественных изменений в поведении ребенка в социальных ситуациях, группе сверстников, семье, школе, повышении уверенности в себе, преодолении копинг-поведения взамен психологической защиты, устранении искаженного образа «Я».
Психофизиологическая реабилитация [Глушко А. М. и др., 1995] включает три этапа:
Диагностический - клинико-психофизиологическое обследование.
Лечебно-восстановительный - индивидуальный подход. При наличии психоэмоционального возбуждения у конкретного больного, применяется подбор индивидуальных психотерапевтических воздействий (рациональная беседа с элементами психоанализа, логотерапии, эстетотерапия, психотерапевтическая беседа)
Социально-адаптивный.
E. Lester (1968) выделяла четыре этапа проведения психотерапии у детей и подростков:
установление контакта с ребенком;
определения природы нарушения;
содействие взаимопониманию ребенка и родителей;
заключительный этап.
И. С. Вельвовський и др. (1984) рекомендуют психотерапию у детей проводить в три этапа: подготовительный (включая первые два этапа по Lester), активной психотерапии и заключительный.
Подготовительный этап состоит из тщательного изучения личности ребенка, окружающей среды, факторов, которые могут травмировать его психику, склонностей, интересов, привычек. На основе такого изучения должен быть установлен контакт с ребенком. Предыдущий травматический опыт соприкосновения с врачами, или отрицательное переноса на психотерапевта недоверчивого отношения ко всем взрослым могут затруднять контакт. Поэтому первые встречи с больным должны носить характер обычной беседы, цель которой вызвать у ребенка доверие и уважение.
И. С. Вельвовский и др. (1984) выделяют на этапе активной терапии рациональную терапию, библиотерапию, игровую, тренировочную, суггестивную терапию.
Существует множество классификаций методов и приемов психотерапии.
М. И. Йогихес (1929) приводит такие формы лечения нервных детей:
групповое воспитание, лучше всего подходит для эгоцентричных и детей-одиночек;
спокойное лежание 1-2 раза в день продолжительностью 10-40 минут
«Уроки молчания» по Монтессори с концентрацией внимания на различных шумах, например - ход часов.
В. Л. Минутка (1999) выделяет психоаналитически-ориентированную психотерапию, философско-гуманистическую (в т.ч. экзистенциальную), групповую (в т. Ч. Психодраму и семейную психотерапию), когнитивно-бихевиоральная, гипносуггестивной и эклектики-интегративной психотерапии.
М. И. Буянов (1990) дает следующую классификацию приемов психотерапии детей и подростков:
суггестивная - внушение в состояниях: активном; просоночном и передсонному; гипнотическом (сомноленция, каталепсия или сомнамбулизм) на фоне действия седативных средств; самовнушение и др.;
тренировочная - модификация аутотренинга; погашение патологического рефлекса в условиях патогенной ситуации; мышечное расслабление; психотерапия реципрокного торможения и др.; метод искусственной репродукции аффективных и патогенных ситуаций; имаготерапия и др.;
наркопсихотерапия - наркогипноз, гипнонаркоз, наркоанализ и др.;
объясняющая (рациональная) психотерапия - убеждение, аретопсихотерапия, либропсихотерапия и др.;
стрессопсихотерапии - психострессопсихотерапия, биострессопсихотерапия, фармакострессопсихотерапия, физикострессопсихотерапия. Этот метод имеет только историческое значение. Используется при лечении алкоголизма и заикания у взрослых,
коллективная - прием психотерапевтического зеркала, анонимное обсуждение больными своих переживаний и создание чувства лечебной перспективы, коррекция масштабов болезненных переживаний;
игровая - недирективная и директивная.
M. Tramer (1956) относит к психотерапии детей и подростков следующие приемы:
внушения (в том числе гипноз),
логическое объяснение (логотерапии, разработанная V. Frankl, 1948);
психокатарсис (S. Freud, J. Breyer);
индивидуальную психологию (A. Adler)
трудотерапию, нормализацию отношений матери и ребенка, отца и ребенка, детский психоанализ.
S. Stein (1969) разделяет все приемы психотерапии на три группы.
Первая группа - психоаналитические приемы: гипноанализ, отреагирование, катарсис, метод свободных ассоциаций, переноса (положительное и отрицательное), обратное переноса, терапевтическая нейтрализация.
Вторая группа - психодрама.
Третья - гипноз.
М. И. Буянов (1990) в рамках психотерапии детей и подростков выделяет общую, отдельную и специальную психотерапию.
Общая психотерапия - это психотерапевтический компонент фармако-, физиотерапии и других методов лечения (включая плацебо). Общую психотерапию можно назвать малой психотерапией, имея в виду то, что ее проводить могут не только врачи-психотерапевты, но и все врачи независимо от специализации.
Среди методов отдельной психотерапии А. И. Захаров (1998) выделяет суггестивную, тренировочную, стрессопсихотерапии, наркопсихотерапия, рациональную, коллективную, игровую и др.
Специальная психотерапия рассматривается как часть комплексного лечения при неврозах, неврозоподобных расстройствах резидуально-органического генеза, психосоматических нарушениях, патологических реакциях и патологическом развитии личности, при хирургических и других соматических заболеваниях, а также как средство уменьшения состояния психологического напряжения у здоровых и больных лиц.
Глава 2. Методы психоаналитической работы с ребёнком различного возраста
2.1. Характеристика психоаналитической работы с детьми и подростками
Итак, подход был разработан Анной Фрейд, который представлял собой совместную работу психодинамически ориентированного психолога как с ребенком, так и с родителями. Она считала, что изменения в поведении ребенка будут более стремительными и длительными, если одновременно будет меняться и социальная среда, где воспитывается ребенок.
Поэтому А. Фрейд рекомендует внедрять просветительскую работу с родителями и учителями (лекции, семинары, консультации). В этом случае родители становятся активными участниками и самого процесса психологической проработки, и вместе с детьми участвуют в корректирующих играх и инсценировки. Те родители, которые не готовы к такому тесному сотрудничеству с детским психологом, приглашаются на регулярные отдельные консультации, на которых они могут обсуждать свои проблемы как по поводу воспитания детей, так и личностного характера. Родителям, которые погружены и в свои личностные проблемы, А. Фрейд рекомендует обращаться к другому психологу, который работает в технике семейной психотерапии [1].
Другой подход был разработан М. Кляйн, и он базируется исключительно на работе с ребенком. В данном случае задача психолога (психотерапевта) определяется тем, чтобы научить ребенка «выживать» в той ситуации развития и в том окружении, в котором он сейчас находится. Родители не принимают участия в психокоррекционной работе. М. Кляйн считала, что родители оказывают искаженную, субъективную информацию по поводу ребенка. В то же время ребенок лучше, чем родители, может информировать в символической форме психолога по своим проблемам, ситуации в семье и т.д. [5].
По мере развития психодинамической парадигмы (развитие теории объектных отношений, теории привязанности) начали появляться и другие тенденции работы с родителями детей, которые получают психокоррекционную помощь. Да, очень тщательно, например, непосредственную работу с родителями изучали и внедряли Д.Виникот, Р.Шпитц. Психоаналитики Т.Бенедек, Е.Фурман, В.Грин рассматривали «детско-родительские» отношения как особую стадию индивидуального развития. При этом главной целью работы с родителями ребенка, находящегося в психотерапевтическом процессе, является помощь родителям, которым предстоит понять, с какими трудностями им придется столкнуться по мере роста и развития их ребенка, а также какие свойства должны быть им присущи для того, чтобы удовлетворить потребности ребенка в той или иной стадии его развития. Среди таких свойств - эмоциональная способность признать, что ребенок является не только зависимым от них существом, но и отдельной личностью, которая развивается [15, 3].