Файл: Методы психоаналитической работы с ребёнком различного возраста.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 5
Психоаналитическое направление в психотерапии было и остается на сегодняшний день одним из наиболее признанных и распространенных направлений. Можно сказать, что именно психоанализ заложил основы современной психотерапии.
Дети и подростки, направляемые на психоанализ, имеют проблемы различной тяжести и различного содержания. Конкретная история развития будет различаться у каждого ребенка. Однако всех их объединяет тот факт, что внутренний эмоциональный ландшафт нарушен. Чтобы разобраться в существующих нарушениях, детский психоаналитик обращает внимание, в первую очередь, на следующие параметры развития ребенка.
В результате проведенного исследования применения в отечественных условиях психодинамического метода кататимно-имагинативной психотерапии обнаружены данные о культуральной специфике в его использовании, что проявляется в особенностях проблематики клиентов, которая «прочитывается» в их образах и рисунках, в своеобразном восприятии ими некоторых стандартных и других известных мотивов КИП, в символике образов и их динамике за ходом имагинации, а также в особенностях стиля, стратегий работы с образами, моделей психотерапевтической помощи, которую выбирает психотерапевт. В связи с этим можно говорить о характерных для отечественного пространства тенденций к определенной модификации в принципах и техниках КИП: акцент на проработку проблем сепарации от внешних объектов; усиления роли эмпатийно-поддерживающего стиля в психотерапевтическом процессе; учета культуральной специфики в символике образов и их динамике, что побуждает к выбору адекватных особенностям отечественных клиентов мотивов КИП, стратегий в работе с имагинацией, моделей психотерапевтической помощи. Актуальным является также внесение определенных корректив в диагностические критерии нормы и патологии, которые определяются на основе образных репрезентаций взрослых, детей и подростков, семейных пар.
Список литературы
- Бурлакова Н.С. Детский психоанализ Школа Анны Фрейд: уч.пособ / Н.С.Бурлакова, В.И.Олешкевич. - М .: Издательский центр «Академия», 2015. - 288с.
- Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми // Журнал практической психологии и психоанализа. -№4. - 2016.
- Грин В. Терапевтическая работа по созданию у родителей нового образа ребенка / Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж.Циантиса, С.Б.Ботиуса, Б.Холлерфос, Э.Хорн. Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2016. -с.43-63.
- Кисарчук З.Г. , Лазос П. Модель коррекции негативных переживаний подростков средствами кататимно-имагинативной психотерапии как Психодинамические с ориентированного метода / Актуальные проблемы психологии. Т.3 .: Консультативная психология и психотерапия: Зб.наук. Института психологии / Под ред .. Максименко С.Д., Кисарчук З.Г. - Нежин, 2010 - с.3-35.
- Кляйн М., Айзекс С., Райверы Дж. Развитие в психоанализе /Пер.с англ. Д.В.Полтавец, С. Дурас; сост.ы научн.ред. И.Ю. Романов. - М.: Академический проект, 2011. - 512с.
- Лазос П. Глубинная составляющая негативных переживаний подростка как фактор их возникновения и интенсивности. / Актуальные проблемы психологии. Том.3 .: Консультативная психология и психотерапия: Зб.наук. Института психологии им. Г.С.Костюка.- М .: Ин-т психологии; издатель ЧП Лысенко Н.Н., 2019. - с.213-224.
- Лазос П. Проблема исследования негативных переживаний современных подростков в отношениях с родителями. / Журнал практикующего психолога. Специальный выпуск, №14. - 2018. - с.169-177.
- Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. - М.: Эйдос, 1977. - 286с.
- Никонова И. Ю. Некоторые аспекты внедрения психоаналитически ориентированной системы консультирования в работу школьного психолога. / Актуальные проблемы психологии. Т.3 .: Консультативная психология и психотерапия: Зб.наук. Института психологии / Под ред .. Максим нка С.Д., Кисарчук З.Г. - Нежин: Миланик, 2017. - Вып.5. - с.206-216 .
- Психология современного подростка / Под ред.проф. Л.А.Регуш. - СПб: Речь, 2015 .- 400с.
- Растин М. Беседы с родителями / Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж.Циантиса, С.Б.Ботиуса, Б.Холлерфос, Э.Хорн. Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2016. -с.23-43.
- Садальская Е.В. Перспектив ы развития кататимно-имагинативной психотерапии: от сновидений наяву к психодинамической образной психотерапии. / Кататимно-имагинативная психотерапия как психодинамическая образная психотерапия: Сб.статей (Серия «Библиотека Рабочей группы кататимно-имагинативной психотерапии») / Под ред. Садальской Е.В. - Вып.1.- М .: Изд.дом «Атмосфера», 2018.- с 10-26 .
- Хорн Г. Как проводит беседу с родителями детей, Которые Должны проходит психотерапию. / Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства: ил. сб.научн.статей / МЩЩСЗС; под. ред. Р.П.Еслюка. - Харьков: Новое слово, 2012, с.89-109.
- Хорн Э. В интересах ребенка: размышления о работе с родителями в процессе детской терапии. / Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж.Циантиса, С.Б.Ботиуса, Б.Холлерфос, Э.Хорн. Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2016. -с.63 - 81.
- Furman E. Parenthood as a developmental phase. Paper presented at the first scientific meeting of the Association for Child Psychoanalysis , Topeka , KS , 1966.