Файл: Стратегический менеджмент: сущность и специфика (Сущность и специфика стратегического менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Введение
В последние годы в практике стратегического планирования в организациях прослеживается необходимость разработки их целей и миссии. Актуальность исследования стратегического планирования определяется несколькими взаимосвязанными проблемами: грамотной постановкой главной миссии предприятия и точным определением видов целей организации, затрагивающих все функциональные сферы.
В этой связи изучение изменений, происходящих в системе стратегического планирования предприятий представляется важной теоретической и практической задачей.
Степень разработки проблемы. Анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема точного и результативного определения целей организации находится в центре внимания многих специалистов. Данный вопрос нашёл своё отражение в трудах таких публицистов, как: В.Я. Смерек, А.Дж. Стрикленд III, Грегори Р. Райтер, Л.Гительман и других.
Однако анализ вышеуказанных источников показал, что авторы недостаточно осветили такие проблемы, как: разработка долгосрочной стратегии компании и определение её целей, на формирование которых также могут повлиять следующие причины: быстрые изменения в окружающей сфере, возникновение новых потребностей у потребителей, интенсивный рост конкурентной борьбы за ресурсы и т.д.
Это и предопределило объект и предмет исследования, а также его цель и задачи.
Объектом исследования является ООО «Азбука Вкуса».
Предметом – разработка миссии и целей организации.
Целью исследования является анализ существующей классификации целей организации и проведение исследований в определении и реализации миссии компании ООО «Азбука Вкуса».
Достижение поставленных целей предусматривает постановку следующих задач:
- определениепонятиямиссии в стратегическом развитии компании на примере разных точек зрения специалистов;
- рассмотрение видов целей, их понятий и характеристик;
- изучение взаимодействия миссии и целей для развития организации, их различий и сходств;
- изучение определения и реализации целей, главной миссии и принципов компании «Азбука Вкуса».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных учёных по проблеме стратегического планирования местного развития.
Эмпирическую базу исследования составили: печатные издания научных статей по вопросам стратегического планирования, ресурсов Internet, материалы периодической печати.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Сущность и специфика стратегического менеджмента
1. 1 Виды и типология стратегий, инструменты их разработки
Для достижения своих целей, торговые сети используют набор разнообразных стратегий, которые можно объединить под понятие стратегическое управление. Данный термин возник в середине 60х годов XX века, с целью разграничения управления высшего уровня от уровня производства. Задачей стратегического управления является разработка организацией долгосрочных целей и действий, которые помогут компании укрепить свои позиции по отношению к конкурентам. [8]
В отличие от оперативного управления, стратегическое делает упор именно на долгосрочную перспективу. Взгляд обращен на внешнюю среду организации, а именно – отраслевой рынок и действия конкурентов. Для осуществления такого управления организация должна использовать стратегии.
Разные авторы дают разные определения понятию «стратегия», однако их все можно объединить в три большие группы.
- М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Д. Хангер, Д. Б. Куинн рассматривают стратегию как четкий, развернутый и обширный план действий организаций.
- А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд, О. С. Виханский определяют стратегию как выбор направления организации, методы конкуренции, а также её позиции в окружающей среде.
- И. Н. Герчикова, Л. Е. Басовский, А. Чандлер определяют стратегию как долгосрочную систему мер, которая обеспечивает эффективную реализацию целей и миссию организации.
Таким образом, можно сформулировать общее определение. Стратегия – широкий план организации, который направлен на осуществление целей и миссии компании, который определяет общее направление развитие организации, её методы конкуренции и положение в окружающей среде.
Поскольку данное понятие является крайне обширным, следует рассмотреть инструменты разработки стратегий, которые и определяют их вид и типологию. Для этого, необходимо выделить основные этапы жизни стратегии. [5]
Рис. 1. Этапы разработки и внедрения стратегий [5]
- Целеполагание.
Исходя из миссии компании, первостепенной задачей является целеполагание. Цели можно разделить на стратегические, тактические и операционные.
- Стратегические – глобальные цели, определяющие намерения организации на долгосрочную перспективу. Например, иметь к 2020 году торговые точки в каждом субъекте Российской Федерации.
- Тактические – цели, которые рассматривают отдельные элементы, например, развитие торговой сети в определенном субъекте Российской Федерации.
- Операционные – цели краткосрочного периода, где основной задачей является решение текущих задач.
Самым популярным методом целеполагания является инструмент SMART [12], где цель должна быть Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Time-bound (конкретная, измеримая, достижимая, актуальная и ограниченная во временном промежутке).
После постановки целей, организация может приступить к анализу микро и макро среды.
- Анализ микро и макро среды.
Для исследования внешней среды, возможно использование PEST анализа. [17] Он позволяет проанализировать следующие факторы:
- P (Political) – политические факторы, которые могут оказывать влияние на организацию. Например, риск вооруженных конфликтов в регионе.
- E (Economical) – экономические факторы и связанные с ними риски.
- S (Social) – социальные факторы, специфические особенности региона.
- T (Technological) – технологичные факторы, использование технологических решений в отрасли.
Что касается микро среды организации, то для ее определения можно применить совокупность SWOT и TOWS анализа. SWOT анализ позволяет выделить сильные (strengths) и слабые (weaknesses) стороны организации, с целью определения конкурентных преимуществ и основных уязвимостей организации. Также, определяются возможности (opportunities) компании, которые помогут в достижении целей, и угрозы внешней среды (threats). Исходя из SWOT, организация, исходя из текущего положения дел, может определить 4 варианта развития стратегии. Например, если компания знает, что у нее имеются возможности и для их достижения имеются силы, то применяется стратегия SO (strengths-opportunities). В ритейле это может применятся для выхода на новые рынки, экспансии и реализацию других смелых решений.
- Разработка стратегии.
После постановки целей и анализа окружающей среды, компания может приступить к разработке собственной стратегии. В зависимости от сферы деятельности, специфики организации, особенностей внешней среды и прочих факторов, разработка стратегии носит исключительно индивидуальный характер. На данном этапе возможно применение матрицы И. Ансоффа, матрицы BCG, модели Портера, матрицы Стейнера и другие. Ключевой задачей данного этапа является выбор наилучшей альтернативы, которая может позволить приступить непосредственно к реализации стратегии. [7]
- Реализация стратегии.
Основной задачей реализации стратегии является наиболее рациональное задействование необходимых бизнеспроцессов, их перестроение под поставленные цели и осуществление мероприятий, направленных на достижения результатов.
- Контроль реализации и оценка эффективности стратегии
Заключительным этапом является оценка эффективности внедренной стратегии. Здесь может быть применен GAP анализ – стратегический метод проверки соответствия действий определенным стандартам. При выявлении недочетов GAP позволяет внести в процессы компании различные корректировки, разработать сценарии для осуществления изменений и повторно отслеживать производимые действия. Также, контролем эффективности стратегии может выступать аудит, плюс качественная и количественная оценка работы организации.
Таким образом, если применить данную схему на продуктовый ритейл, игроку необходимо поставить цели, проанализировать внешнюю и внутреннюю среду, разработать и внедрить стратегию, а также отслеживать полученные результаты.
Дополнительно, можно рассмотреть классификацию стратегий по Саритху. Автор предлагает многоуровневый анализ и построение стратегии фирмы, основанный на нескольких признаках классификации. [3]
Таблица 1.
Многоуровневый анализ стратегии
Признак |
Классификация |
Целевое назначение |
Генеральная (развитие фирмы). Базовая (развитие фирм системы). Отраслевая (развитие отрасли деятельности). Маркетинговая (продвижение товаров и услуг). |
Субъект |
На субъекты рынка / на потребителя |
Срок реализации |
Текущие, среднесрочные, долгосрочные |
Конкурентные преимущества (способы достижения) |
Наступательные, оборонительные, промежуточные |
Охват рынка (методы) |
Виолентные, патиентные, коммунтантные, эксплерентные |
Типы конкурентных преимуществ |
Дифференциация, фокусировка, стратегия низких издержек |
Особенности использования |
Общие / частные |
Стабильность рынка |
Основные / альтернативные |
1. 2 Оценка эффективности стратегии развития торговых сетей и методология исследования
В работе будет произведено исследование российских торговых сетей, ориентированных на продуктовый премиум-сегмент и действующих на территории Российской Федерации.
Различные авторы предлагают различные подходы к оценке эффективности ритейлера. Обычно ключевыми параметрами являются доля рынка, объем продаж, рентабельность компании, динамика ключевых показателей. Отдельно можно выделить еще несколько показателей, которые помогут раскрыть эффективность используемой стратегии торговых сетей:
- EBITDA – дает возможность оценить «чистую» эффективность компании, не обращая внимания на долговую и налоговую нагрузку на торговую сеть.
- Средний чек – показатель размера выручки, деленный на определенное количество времени (или операций). Одним чеком считается все, что клиент купил за одно посещение магазина.
- Количество чеков – показатель, отражающий количество совершенный операций за определенный период времени. В совокупности со среднем чеком, позволяет отследить поведенческие факторы покупателей.
- Товарооборот – в нашем исследовании подразумевается розничный товарооборот, отражающий результат деятельности предприятия. [5]
Также, экспансионные результаты и применение новых технологий являются важным показателем эффективности реализуемой стратегии. [1]
В качестве анализа в работе будут рассмотрены торговые сети «Азбука вкуса», «Глобус гурмэ» и «Бахетле». Многие исследования рынка ритейла и поведения торговых сетей относят данные компании именно к премиальному сегменту. [46] [47]
Различные авторы называют схожие в совокупности черты, которые свойственны премиум сегменту:
- Цена товаров выше среднерыночной
- Конкуренция по качеству как основная конкуренция
- Улучшенный сервис, жесткие требования к персоналу
- Персонализированный подход
- Высокая роль репутации и лояльности клиентов
Основной целевой аудиторией являются обеспеченные люди, однако по факту они составляют обычно не более 50% от числа покупателей. Дополнительно, трафик в торговые точки генерируется и теми людьми, кто обычно совершает покупки в масс маркете. [48] [49] [50]
Будут рассмотрены ключевые финансовые и экспансионные показатели.
С помощью расширенного маркетингового инструмента «4P» имеется возможность более детально изучить поведение торговой сети:
- Product (продукт) – «оболочка» торговой сети, особенности ассортимента и стандартов обслуживания.
- Price (цена) – ценовая политика торговой сети, определение действующего сегмента рынка продуктов питания.
- Promotion (продвижение) – особенности стимулирования сбыта товара, маркетинговые компании, стимулирование повышения лояльности.
- Place (место) – особенности месторасположения торговой точки, формата магазина, каналы распределения.