Файл: Понятие и признаки государства (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство выступает в качестве основного института политической системы современного общества, которое позволяет обеспечить охрану экономической и социальной структуры жизни социума. Актуальность выбранной темы подтверждается необходимостью в изучении сущности государства, а также основополагающих признаков как одного из главных институтов современного общества, имеющего свой закон, публичную власть, территорию государства и систему правоохранительных органов.

Выбранная тема широко использовалась учеными в области юриспруденции, такими как: Бодэн Ж., Алексеев С.С., Тихомиров Л.А., Марченко М.Н., Сорокин П.А., Грачев Н.И., Глазунова Н. И., Дмитриев Ю.А., Миронов В.О., Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А и другие.

Объектом работы служит государство как сложное социально образование

Предметом работы служит государство, его признаки, виды и особенности его функционирования.

Целью курсовой работы является изучение сущности государства на современном этапе развития. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотрение сущности государства и выявление основных признаков, характеризующих данный институт; рассмотрение плюрализма в понимании и определении государства; определение роли государства.

В ходе написания курсовой работы использовались методы: методы исследования, применяемые при изучении выбранной темы: сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, абстрагирование, сравнительно-правовой, формально-юридический метод и другие.

По структуре курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых отражает определенный аспект изучаемой проблемы.

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Понятие и роль государства в современном Российском обществе

На современном этапе развития общества государство выступает в качестве центральной формы организации общественной жизни, нормального функционирования деятельности социума. Для того, чтобы разобраться в существовании многих правовых явлений необходимо понимать, что представляет собой государство и неразрывно связанные с ним, правовые институты.


Вопрос о сущности и понятии государства является дискуссионным в юридической литературе и на сегодняшний момент нет единого понимания среди юристов. Именно данный вопрос можно отнести к числу наиболее дискуссионных и часто обсуждаемых в правовой литературе.

Это может объясняться группой факторов: во-первых, существующие вопросы уже с давних времен затрагивали права и интересы различных слоев населения; во-вторых, не одна из организаций не может конкурировать с государством по уровню и количеству осуществляемых направлений и выполнению задач касательно оказания влияния на общественную жизнь граждан; в-третьих, государство является сложным и противоречивым общественно-политическим явлением.

Известный ученый Ж. Бодэн считал, что государство является особой организаций верховной власти, которая обладает суверенитетом. В частности, высказывал мысль о том, что государство – это «деятельность по управлению семействами и тем, что их непосредственно связывает с властью государственной». [1] При этом, последняя категория обязана принимать во внимание вечные начала добра и справедливости, которые создают общее благо и в конечной цели формируют цель государственного устройства.

Таким образом, данное определение автором толкуется в значительно узком смысле слова, как определенная система публичной власти, включающая существование обособленного аппарата управления.

Более широко термин государство понимает Л.А. Тихомиров считая, что государство выступает не только в качестве аппарата управления общественной жизнью, но и главным образом представляется организацией, интегрирующей предпосылки социально дифференцированного общества, имеющее своей целью сохранение существования и обеспечение дальнейшего развития. [2] Таким образом, автор поднимает вопрос о понимании государства не как о существующем аппарате власти (понимание в узком смысле слова), а государстве как государственно-организационном обществе.

Данная точка зрения может признаваться правильной, поскольку невозможно представить государство отдельно от общества, можно лишь абстрагироваться в некоторой степени, но государство не существует без общества.

Некоторые авторы считают, что государство можно определить, как независимую централизованную социально-политическую организацию, осуществляющую регулирование социальных отношений. [3]


Анализируя различные точки зрения авторов касательно вопроса понимания «государство» в современных условиях развития страны государство следует определять, как политический институт организации общества, который распространяет власть на территорию страны; осуществляет деятельность посредством государственного аппарата.

Рассматривая понятийно-правовую составляющую необходимо отметить роль государства в общественной жизни, которая проявляется посредством выполнения государством как внутренних, так и внешних функций.

Функцией государства по мнению А.И. Денисова считается все то, что осуществляет характеристику государства в аспекте предметно-политическом, призвано отражать определенную сторону сущности государства на определенном этапе его развития. Другими словами, это является содержанием государственной деятельности. [4]

Классификация функций на внутренние и внешние является общепризнанным делением в правовой литературе и на основании этого деления можно проследить связь функций в каждом государстве, а также проанализировать изменение их объёма и содержания, значимость и количество в случае появления новых задач. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Однако следует отметить, что в юридической литературе среди авторов нет единой классификации функций государства. Так, Е.С. Мазаева в диссертационном исследовании при проведении критического анализа различных взглядов на понимание предмета относит к внешним функциям: военную; обеспечение правопорядка и мира; интегрирующую; сотрудничество со странами СНГ. К числу внутренних относит: политическую; социальную; охраны правопорядка; идеологическую; информационную.[5]

Рассмотрение следует начать с внутренних функций государства:

Следует начать с экономической функции государства, которая находит свое отражение в выработке и осуществлении координационных мерах, направленных на экономическое развитие в благоприятном режиме страны. Если рассматривать экономическую функции в конкретном проявлении, то она выражается в наличии налогов, определенных вложений инвестиций, определение льготных условий для некоторых категорий граждан, выработке определенных направлений экономического развития.

Государство в пределах своей компетенции создает базисные положения рынка, а именно устанавливает «правила игры» для всех субъектов, направляет меры по борьбе с монополизмом, а также стимулирует и поддерживает развитие предпринимательской деятельности. Можно выделить следующие основополагающие группы экономических функций, выполняемых государством:


1) поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения законодательной основы и создания конкурентной среды;

2) перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов;

3) ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма для обеспечения достижения таких целей, как целостность и обороноспособность страны, функционирование инфраструктуры, необходимый уровень социальной защиты граждан, защита окружающей среды и т. д.;

4) достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.

Политическая функция направлена на гармонизацию интересов различных неоднородных по своему содержанию групп. Посредством проведения выборов, референдумов государство выявляет расстановку социальных сил в обществе для того, чтобы не допускать столкновение различных сил общества. Кроме этого политика государства устанавливает меры, направленные на защиту конституционного строя, суверенитета государства, так и призвана представлять интересы граждан на международной арене.

Благодаря социальной функции обеспечиваются нормальные условия жизнедеятельности граждан Российской Федерации посредством установления минимального уровня размера оплаты труда, установления отдельным гражданам пособий и социальных надбавок, стипендий; обеспечение средствами лиц, нуждающихся в улучшении условий жилья (строительство).

Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Эта задача реализуется в процессе правотворческой деятельности, которой занимаются практически все государственные органы. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения.

Финансовая функция государства включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет - централизованный денежный фонд, используемый выполнения публичных задач и функций. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли - науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов - налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции.


Функция поддержки развития учреждений культуры, науки и образования приобретает большое значение в современном российском обществе.

1. Развитие науки реализуется: созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и конкуренции (состязательности) различных научных школ; путем создания и поддержки научных институтов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т.д.

2. Развитие культуры обеспечивается государственной поддержкой ее различных направлений – литературы, искусства, музыки; финансирование сохранения историко-культурных памятников, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек. Существенно то, что в современных условиях используются значительные государственные средства для совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации, средств воздействия на сознание и деятельность людей.

3. Развитие образования реализуется путем создания оптимальных условий для государственных и негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.

К внешним функциям следует отнести:

Военную функция, которая была характерна еще на ранней стадии развития государства и общества. На современном этапе развития общества государства решают вопросы посредством мирных переговоров, проводя сессии и заседания. Кроме всего вышеперечисленного существует ряд организаций, главной задачей которых является разрешение военных конфликтов и недопущение столкновения между государствами (Организация по безопасности и сотрудничества в Европе, ООП).

Дипломатическая функция организуется посредством осуществления деятельности консульских и специальных представительств, главной задачей которых выступает поддержка дружеских взаимоотношений между несколькими государствами, а также повышение уровня взаимопонимания по всем направлениям общественной жизни.

Функция внешней экономики проявляется в том, что любое правовое государство не может существовать отдельно от других государств и самостоятельно специализироваться на производстве всей той продукции, которая необходима населению страны. Каждая из стран стремиться к разработке определенной продукции, которыми она богата в обмен на те товары, которые они не могут производить в силу нецелесообразности (затрачивается большое количество денежных средств на производство того или иного товара) либо в силу существования других немаловажных условий (отсутствие возможности в силу отсутствия необходимого климата).