Файл: Понятие и признаки государства (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ну, и, наконец, функция культурного сотрудничества проявляется в обмене между государствами культурным опытом как на уровне двусторонних, так и на уровне многосторонних договоров. Здесь необходимо сказать о таких международных организациях как ЮНЕСКО (занимается культурными и образовательными направлениями деятельности), Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет.

1.2 Признаки государства

Разнообразие условий и особенностей в которых существует государство на различных этапах своего развития порождает многие специфические качества для конкретного государства. Наряду с этим, каждое государство содержит ряд признаков, характерных на любом этапе развития и на основе данных признаков становится возможным определить государство как политическую систему социума, которая распространяет свою власть на территорию всей страны посредством четко сформированного аппарата управления.

Рассматривая конкретные признаки государства Г. Еллинек главным признаком считал территорию государства; население (определенный народ), а также государственную власть. [6]

Трехуровневая система признаков, предлагаемая Г. Еллинеком, не является расширительным толкованием всех признаков государства, но в то же время позволяет сформировать формальное определение государства как территориального объединения группы людей, которое основывается на существовании суверенной публичной власти. И в связи с этим выделить существенные черты государства:

  1. Существование публичной власти позволяет говорить о организационно обособленном характере посредством которого выражаются главным образом интересы лиц, стоящих у власти;
  2. Публичная власть в любом государстве осуществляется с помощью централизованного аппарата управления;
  3. Государственная власть имеет свойство опираться на возможность государственного принуждения, в том числе используя систему правоохранительных органов;
  4. Для содержания целостного аппарата управления необходимы денежные средства, формируемые за счет налоговых платежей граждан;
  5. Существование политической власти приводит к разделению населения в зависимости от территориального признака.

Схожие признаки выделял Н.Н. Алексеев, выделяя всем известные: территорию, государственную власть, население и организационный порядок.[7]

Также, рассматривая основные признаки государства некоторые ученые выделяют в качестве элементов существование основного закона страны, а также государства. В Российской Федерации таковым является Конституция РФ. Анализируя практику зарубежных государств можно привести пример США, Канаду, Австрию в которых существуют как общефедеральные конституции, так и законы субъектов федерации. Однако, стоит отметить главенствующее положение федеральной конституции.


Перейдем к непосредственному рассмотрению признаков государства.

Неотъемлемыми признаком любого государства является его население. Особая значимость такого понятия как народ может заключаться в том, что данный термин можно представить, как исторически сложившуюся группу людей с относительно сходными особенностями языка и культурно-правовой составляющей, а также осознанием единства данной общности и отличия от других правообразований. Каждой из этих подсистем присущи совокупность своих черт и качеств. Применительно к территории государства совокупность проживающих на ней людей рассматривается не как народ, а как население. В конституционном праве и его доктрине, когда речь идет о государстве в целом, понятие «население» используется как аналогичное понятию «народ».

Многие государство веды, принимая опыт Ж.Ж. Руссо разграничивают понятия народа от населения. В случае, когда группа людей осуществляют активное участие в государственных делах, хотя и в равной степени необходимо говорить о народе. В том случае, когда лица, проживающие не территории государства, имея закрепленные за ними права (например, право участвовать в управлении государством) не реализуют в необходимой мере, то здесь необходимо говорить о таком понятии как население.

Сторонники противоположного взгляда (П.А. Сорокин) считают, что в социологическом понимании это вся совокупность людей, которые находятся в процессе непосредственного общения.[8]

Вторым признаком государства как политической организации является публичная власть. Социальная функция публичной власти выступает в том, что посредством публичности происходят интеграционные процессы общества. Публичная власть обладает двойственной природой:

Во-первых, в людях, которые образуют общество государственно-организационного порядка,

Во-вторых, в структурах властных отношений, институтов, норм. Данные структуры имеют свойство изменяться и воспроизводиться посредством человеческой памяти, но в то же время именно они направляют его. Публичная власть будучи одним из признаков государства призвана удовлетворять интересы общества, которая достигла определенной стадии историко-правового развития в интеграционных процессах, в формировании социального общежития граждан.

Отношения публично-властного характера имеют асимметричную природу. Всех субъектов общества, а также и государства объединяет наличие субординации, которая может выражаться в различного рода распоряжениях, приказах т. е в определенных государственных актах. Действие субординации обозначает, что в государстве не может признаваться равноправие сторон, один субъект (государство) будет признаваться властвующим, а другой- подвластным.


Рассматривая публичную власть необходимо также сказать о том, что власть как таковая существовала в рамках до государственного общества, но власть была в большей степени общественной, исходившей от всего народа и использовавшейся для самоуправления. Принципиальной особенностью публичной власти в современный период является тот факт, что власть сосредотачивается в руках не всего народа, а специально уполномоченных на то лиц из которых образуются система органов управления и принуждения, но именно эти органы обязаны реализовывать права и законные интересы всего общества.

Таким образом, признак публичности можно оценить по нескольким основаниям:

  1. Представляет собой предметно-институциональное воплощение, способ реализации потребностей, объективно существующих в обществе;
  2. Она осуществляет свое действие от имени всего общества, нации и народов;
  3. Публичная власть остается всегда открытой и доступной для всего общества (существование политических партий, избирательных систем, общественных организаций, различных общественных движений).

Государственный суверенитет. Само понимание суверенитета, отмечает Г.И. Мусихин является неоднозначным даже в отношении тех положений является ли данное понимание бесспорным или дискуссионным. [9] Существующие разногласия в определении суверенитета объясняются автором как наличие особенностей в понятийном аппарате, который относится к суверенитету т. к он тесно взаимодействует с категориями государства, власти и авторитета.

Не бесспорным является положение о том, является ли государственный суверенитет признаком государства или государственности. Так, Н.И. Грачев в своей диссертации определяет государственный суверенитет как признанную государствообразующим народом, постояннодействующую верховную государственную власть и в общем виде контролирующая право на монополию, а также на принятие окончательных решений.[10]

Похожие взгляды нашли свое отражение в работе Н.И. Палиенко он определяет суверенитет как свойство государственной власти, в сферу распространения которой входит территория государства (существование пространственного предела властвования), население, которое на ней проживает и внешняя сторона жизни общества.[11]

Анализируя мнения ученых представляется правильным, когда суверенитет отражает признак государства, а не государственной власти, поскольку производная от первоначального понятия (государства) не обладает независимостью, а реализуется с помощью выполнения полномочий государственными органами. Суверенитет может быть практически реализован через государственную власть, но ею не является.


Первые упоминания о государственном суверенитете можно найти в конце средних веков, когда шел активный процесс отделения государственной власти от церковной. Сейчас государственный суверенитет обозначает верховенство и независимость государства. Рассматривая суверенитет как элемент политико-правового явления, можно отметить, что он не характерен для отдельных институтов государства (президент, правительство), а применяется по отношению ко всему государству в целом. В юридической литературе можно отметить формирование различных теорий суверенитета: государственный, ограниченный, народный суверенитет, суверенитет нации и другие.

Суверенитет государства служит выражением относительной самостоятельности по отношению ко всему обществу, а также конкретной личности.

Следующим немаловажным признаком является неразрывная связь государства и права и взимание налогов. Существование государства опосредуется не только наличием группы (общности) людей, но и характеризуется действием системы правовых норм. Государство на территории всей страны устанавливает общеобязательные правила поведения, регулируя и упорядочивая уже существующую ранее систему правоотношений. Благодаря созданию правовой системы государственная власть оформляется в юридическом качестве и переходит в разряд легитимной деятельности.

Налогообложение выступает также не маловажным признаком государства, в силу того, что за счет налоговых платежей и иных отчислений формируется основа для будущей деятельности работы государственного аппарата. Установление налогов и сборов является исключительной прерогативой государства, которая распространяется на всех граждан, проживающих на соответствующей территории.

Существующая взаимосвязь государства и обязательных платежей представляют налог в комплексном содержании, так, например, оказывая воздействие на политическую сферу жизни граждан в то же время действует обратное воздействие политической системы, т.к. система налогов и сборов не может от нее абстрагироваться. Налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

Делая вывод хочется отметить, что функции государства на каждых этапах развития различны и в первую очередь их изменение зависит от тех задач, которые ставятся перед обществом. Задачами будут в данном случае – это те моменты, которые требуют разрешения, а функция уже представляет конкретный вид деятельности. Что касается содержания функций, можно отметить, что именно посредством данных элементов проявляется управленческая деятельность всего государства в целом.


Обобщая вышеизложенные положения можно определить функцию государства как основное направление деятельности государства по реализации государственных задач, которые обуславливаются сущностью и назначением деятельности государственных элементов.

ГЛАВА 2 ПЛЮРАЛИЗМ В ПОНИМАНИИ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СУЩНОСТИ

2.1 Классификация концепций государства

Рассматривая плюрализм в понимании такой правовой категории как государство необходимо сказать, что сам плюрализм означает позицию, при которой существует многообразие независимых друг от друга форм знаний и мнений.

Существование разнообразных теорий, касающихся определения и возникновения государства основаны на преобладающем положении конкретного способа возникновения государства и могут объясняться:

Во-первых, сложностью и многосторонностью этапов развития государства и как следствие сложности в его восприятии;

Во-вторых, неизбежностью различного понимания государства исследователями с точки зрения политической, экономической и социальной жизни;

В-третьих, преднамеренность искажения процесса возникновения государственной системы в силу конъюнктурных и других взглядов.

В юридической литературе отмечается тот факт, что в большом количестве источников теоретическая и методологическая значимость определения термина, основных признаков и содержания государства не имеет окончательного решения. Эти проблемы каждый раз по-новому и в особом содержательном контексте вставали перед мыслителями прошлого, возникают они сегодня и так же неизбежно будут возникать в будущем перед новыми поколениями исследователей общества, государства и права, пытающимися понять суть познаваемой ими государственно-правовой материи.

Общепризнанным является лишь тот факт, что государство возникло как результат процессов, происходящих в структуре общества. К основным, наиболее распространенным теориям проис­хождения государства следует отнести следующие:

Теория божественного происхождения государства. Свои истоки она берет в древней мифологии, наивысшего расцвета достигает в средние в. в работах Фомы Аквинского и его последователей. Государство рассматривается как раз и навсегда данный институт государ­ственной власти, ниспосланный Богом. Верховный правитель по своей природе является наместником Бога на земле и проводником его воли в отношении всех своих поданных, что закрепляло незыблемость отношений «господства-подчинения». А любые попытки изменить что-то в государственном устройстве неизбежно рассматривались как греховные и влекли за собой божественное наказание. Данная теория, укрепляя основы государства, способствовала упроче­нию позиций церкви в обществе. Церковная власть считалась выше и важнее светской.