Файл: Формы государственного устройства (Понятия «форма правления» в юридической науке: история и современность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лиловый — конституционные монархии, в которых монарх обладает реальной властью, часто (но не всегда) при слабом парламенте

Фиолетовый — абсолютные монархии

Коричневый — республики, в которых ведущая роль одной партии закреплена конституцией

Оливковый — государства, где не существует основного закона по правительству

Серый — государства, не подходящие ни к одному из выше приведённых определений

Рисунок 2.1 - Мировая карта стран по форме правления

Несомненную пользу в выработке качественного теоретического знания играет исследование «отклоняющихся» случаев. Часто во время исследований группы стран обнаруживается отклонение некоторых государств от классической модели, построенной или проверяемой исследователем. Подобное отклонение («нетипичность») подталкивает к дальнейшему, более глубокому исследованию данного государства с целью определить, какие же обстоятельства не были установлены, и ведет к переоценке того, насколько правильно были выбраны и использовались ключевые переменные в исследовании.

Механизм возникновения инновационных нетипичных элементов формы государственного правления включает в себя такие стадии как:

1) артикуляция,

2) институционализация,

3) формализация в праве,

4) оценка результативности,

5) принятие решения об использовании нетипичных элементов,

6) оптимизации с их помощью формы государственного правления или об отказе в их использовании,

7) привыкание участников (субъектов) государственного правления в результате длительного функционирования нетипичного элемента к нововведениям и их переход в разряд «традиционных» («традиционализация»).

В заключении стоит отметить следующие для верного представления и применения терминологии, как «Форма правления»:

1.Необходимо отметить, что форма правления есть наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.

2. Тем не менее, форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.

3. А также можно сделать вывод, что тенденция мирового развития форм правления заключается в создании смешанных и гибридных форм.

Изучение политических изменений затруднено, поскольку изменения происходят по-разному и в самых разных точках политической системы. Можно выделить несколько основных типов изменений.


Во—первых, это изменения самого фундаментального типа-преобразования не только структуры власти, но и всего государственного устройства. Такое изменение не ограничивается политической жизни, но преобразует и социального заказа, моральные основы и ценности всего общества. Кардинальные изменения такого рода произошли в четырех великих революций нового времени—Английская революция 17 века, Американская революция, о французской революции и русской революции. Эти движения оказали наиболее глубокое воздействие на социальную и политическую жизнь, постоянно меняя убеждения, которыми живут мужчины. Их последствия ощущались не только в обществах, в которых они происходили, но и во многих других форм правлениях, в которых в результате их примера происходили революции столь же фундаментального характера[16; c.156].

Каждый из этих крупных революций был чем-то вроде мировой революции, ибо оно привело к коренному изменению в способах, в которых мужчины во всех форм правления рассматривать природу политика и цели политической жизни. Независимость движений в колониальные империи после Второй мировой войны, например, были подогреваются теми принципами свободы личности и представителя власти, которые когда-то были лозунги 18-го века американские и французские революционеры. Марксистской революционной концепции, подчеркивая экономического прогресса и радикальных социальных изменений сформировали развитие многих новых стран. Продолжающееся воздействие таких идей является еще одним примером того, как происходят фундаментальные политические изменения. Характер политической системы может быть преобразован не внезапно или насильственно в ходе революции, а постепенным, коррозийным влиянием идей и накоплением влияния различных политических философий[23; c.66].

Второй Тип изменений включает изменения в структуре политической системы. Такие изменения не являются фундаментальными в смысле фундаментальной трансформации характера режима, но они могут привести к большим сдвигам в политике и другим политическим результатам. Поскольку структура политической системы—то есть ее формальные и неформальные институциональные механизмы-является основным определяющим фактором результатов политики, она часто является объектом политических действий различного рода. Политический активист, реформатор и революционер разделяют признание того, что политика правительства может быть эффективно изменена путем корректировки институциональных форм, через которые действует правительство. В некоторых системах структурные изменения осуществляются правовыми средствами. В США, например, такие важные институциональные реформы, как прямые выборы в Сенат и ограничение президентских сроков были внесены конституционные поправки; и в Великобритании различные реформы парламента были осуществлены на основании закона. В других системах структурные изменения часто достигаются революцией и другим насилием.


Нетипичные формы правления представляют собой образуемые путем совмещения и появления новых признаков «гибридные» формы, соединяющие черты как разных форм правления, так и черты разных видов одной формы правления. Кроме того, к нетипичным следует также отнести формы правления с неклассическими способами организации высших органов государственной власти. Представляется, что таким неклассическим способом организации власти является образование в государстве коллективного органа правления.

Стоит отметить, что основанием разделения форм правления на монархии и республики является представление о числе властвующих лиц: в монархии властвует одно лицо – монарх, а в республике власть осуществляется выборными представительными органами.

При рассмотрении проблем государственного правления моделирование как метод основывается на нескольких, следующих друг за другом этапах – постановка проблемы, максимально более полное описание существующих для принятия решений условий, формулирование различных способов принятия и нормативного закрепления государственно-политико-правового решения, критический и объективный политико-правовой анализ возможных последствий от принятия того или иного решения, конкретные предложения о необходимости и возможности принятия и исполнения одного из возможных решений, общественная экспертиза, окончательное построение выбранной теоретической модели на нормативном правовом уровне и её реализация в практике государственного правления. В исследовании построена модель типичной формы государственного правления и описан процесс возникновения нетипичных элементов[9].

Механизм возникновения инновационных нетипичных элементов формы государственного правления включает в себя такие стадии как:

1) артикуляция,

2) институционализация,

3) формализация в праве,

4) оценка результативности,

5) принятие решения об использовании нетипичных элементов,

6) оптимизации с их помощью формы государственного правления или об отказе в их использовании,

7) привыкание участников (субъектов) государственного правления в результате длительного функционирования нетипичного элемента к нововведениям и их переход в разряд «традиционных» («традиционализация»).

Возникновение нетипичных элементов-анахронизмов также проходит несколько этапов:

1) снижение активности обращения к элементу при реализации функций государственного правления, т. е. процесс, обратный традиционализации,


2) отвыкание субъектов государственного правления от использования в нём элементов («детрадиционализация»),

3) отказ от использования (деформализация в праве), или продолжение использования неактивного нетипичного элемента, 4) оценка результативности, деинституционализация, деартикуляция.

Кроме классификации нетипичных элементов на инновационные и архаичные рассмотрены следующие их классификации:

– в зависимости от воздействия на качество государственного правления предложено разделение нетипичных элементов на конструктивные (плодотворно сказываются на формы государственного правления, несут в себе полезную нагрузку и облегчают реализацию функций государственного правления) и деструктивные (от них страдает вся система, расстраиваются сложившиеся связи и отношения, нарушается процесс реализации функций);

– в зависимости от того, в каких по значимости элементах формы государственного правления проявляются нетипичные элементы они подразделяются на системообразующие, системосоставляющие, системодополняющие и системосопутствующие.

При рассмотрении проблем государственного правления моделирование как метод основывается на нескольких, следующих друг за другом этапах – постановка проблемы, максимально более полное описание существующих для принятия решений условий, формулирование различных способов принятия и нормативного закрепления государственно-политико-правового решения, критический и объективный политико-правовой анализ возможных последствий от принятия того или иного решения, конкретные предложения о необходимости и возможности принятия и исполнения одного из возможных решений, общественная экспертиза, окончательное построение выбранной теоретической модели на нормативном правовом уровне и её реализация в практике государственного правления. В диссертационном исследовании построена модель типичной формы государственного правления и описан процесс возникновения нетипичных элементов[10; c.58].

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что «чистых», то есть традиционных форм правления остается все меньше. Это вызвано различными причинами: стремление к устранению недостатков предыдущих форм правления, влияние гуманистических идей, борьба и давление прогрессивных сил общества, и многие другие причины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что формы правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.


К изучению государственных структур следует подходить с большой осторожностью, поскольку формы правления, имеющие один и тот же вид правовых механизмов и использующие один и тот же тип государственного механизма, зачастую функционируют совершенно по-разному.

Важнейшим типом политической системы в современном мире является национальное государство. Мир сегодня территориально разделен на более чем 190 стран, в каждой из которых национальное правительство претендует на осуществление суверенитета— или власти и стремится заставить подчиниться своей воле своих граждан. Этот факт Всемирной политической организации свидетельствует о различии, между наднациональными и субнациональными политическими системами.

Существующее разнообразие способов организации органов государственной власти позволяет каждому государству выбрать именно тот способ организации, который будет наиболее оптимальным и эффективным. Современные научные представления о формах правления основываются на выделении двух основных форм правления: монархии и республики, которые подразделяются на абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархию и президентскую, полупрезидентскую (смешанную), парламентскую республику. Это основные, типичные формы государственного правления, обладающие устойчивыми признаками, которые встречаются в большинстве современных государств.

В современных научных исследованиях в области государства и права, конституционного права недостаточно внимания уделяется нетипичным формам государственного правления, причинам и последствиям установления в государствах нетипичных форм правления. Представляется, что нетипичные способы организации государственной власти представляют сегодня большой интерес для научных исследований, так как существует необходимость в научном осмыслении и обобщении этого явления. Коллективное правление – один из нетипичных признаков формы правления как для монархии, так и для республики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеев Д. А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. — 2017. — № 4. — С. 12-14.
  2. Архипкин И.В., Кузнецов Д.С.. Правоприменение и толкование права. В 2 ч. Ч. 1 : учеб, пособие / И. В. Архипкин, Д. С. Кузнецов. - Иркутск : Изд-во ИГУ,2016. - 115 с. - 2016 год.
  3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник / М.В. Баглай. — М. : Норма, ИНФРА-М, 2017. — 784 с.
  4. Воронин П.П. Особенности формы государственного правления в современной России / П.П. Воронин, К.К. Мальцева, Т.Е. Павлисова // Эволюция правовой науки: сб. ст. Междунар. науч.- практич. конф. — Уфа: Аэтерна, 2015. — С. 5-8.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права, учебник для юридических вузов, М.:2016
  6. Горохов Д.Ю. К вопросу о форме правления в современной России: теоретический аспект / Д.Ю. Горохов // Успехи в химии и химической технологии. Т. XXVIII. — 2017. — № 7. — С. 116-118.
  7. Крамской В.В. Парламентаризм и форма правления: теоретико-правовые и методологические особенности исследования / В.В. Крамской // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 9. - С. 48-53.
  8. Козлова Е.И. Конституционное право России. Уебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кута-фин. — М. : Проспект, 2017. — 592 с.
  9. Коженко Я.В. Конкуренция правовых и неправовых форм и методов государственного управления в условиях модернизации исполнительной власти Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.
  10. Кулапов В.Л. Теория государства и права. Учебник. — М.:2015.
  11. Лымарь А.А., Станищук Н.Ю. К ДИСКУССИИ О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 8-7. – С. 1705-1709
  12. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. — М.: 2017
  13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М.: 2018
  14. Морозов И.К. Нетипичные формы коллективного правления в современных государствах // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6
  15. Мартынюк Р. С. Президентская республика: особенности форм правления и логика организации государственной власти // Евразийская адвокатура. — 2015. — № 4 (17).
  16. Основы государства и права под редакцией д.ю.н., проф. А.В.Малько, М.: 2016
  17. Протасов В.Н. Теория государства и права. Учебник. — М.: 2016
  18. Рассказов Л.П. Теория государства и права. Учебник. — М.: 2017
  19. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций. — М.: 2017
  20. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. — М.: 2017.
  21. Симонишвили Л.Р. Формы правления. История и современность: уч. пособие / Л.Р. Симоношвили. - М.: Флинта, 2017. - 574 с.
  22. Серегин А.В. Развитие учений о монархической форме правления в средневековой Европе / А.В. Серегин // История государства и права. - 2018. № 22. - С. 2-4. .Симонишвили Л.Р. Формы правления. История и современность: уч. пособие / Л.Р. Симоношвили. - М.: Флинта, 2018. - 574 с.
  23. Талянин В.В., Талянина И.А.. Теория государства и права. Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения юридического факультета. – СПБ.: ИПП (Санкт-Петербург),2018. – 199 с. - 2018 год
  24. Шайхеева Д.Р. Нетипичные формы правления государства // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4(4). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 105-108.
  25. Худолей К. М. Закрепление суперпрезидентской республики в Конституции Российской Федерации // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. — 2015. — № 1.
  26. Яковлев В.Ф.. Правовое государство: вопросы формирования. – М.: Статут,2012. – 488 с. - 2017 год