Файл: Понятие системы права и её структурные характеристики.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. На практике они приобретают самостоятельное регулирующее значение, например: когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права (аналогия права) применительно к рассматриваемому вопросу. К принципам права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип социальной справедливости, принцип справедливости и т. д.
Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.
3. Нормы, принятые на референдуме ("референдумное право"). Эти нормы относятся к нормам позитивного права, они регулируют принципиальные вопросы общественной жизни, по которым воля народа обязана быть выраженной непосредственно.
Во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен. Референдумные нормы обладают более высокой юридической силой по сравнению с законодательными актами, которые нередко являются основой для разработки и принятия.
"Референдумное право" - новое правовое явление для России, но при этом наша страна уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция Российской Федерации[31].
4. Законодательные нормы - это нормы, разрабатываемые и принимаемые различными федеральными государственными органами (Президентом, Госдумой, Правительством, министерствами и ведомствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (указы, законы, постановления, инструкции)[32].
Субъекты Федерации имеют право создавать нормы права, которые наряду с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром для соблюдения принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и соответственно обладающие более высокой юридической силой.
В России законодательные нормы многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся, без предоставления человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их меньше, так как государство регулирует наиболее важные аспекты общественной жизни.
5. Корпоративные нормы. Это нормы, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными. Корпоративные нормы затрагивают различные стороны деятельности организаций. На их основе должны регулироваться большинство вопросы (финансовые, управленческие, трудовые и другие)[33].
Корпоративным нормам присуща следующая закономерность: чем выше уровень экономики страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на ее территории, и тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения.
В развитых странах доля корпоративных норм в общем числе норм права значительна, и по своему объему они обычно существенно опережают нормы законодательные.
6. Договорные нормы. Это нормы, направленные на регулирование взаимоотношений субъектов права при заключении договоров, порядок их заключения и т.д.
Нормативность регулирования носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ярко выражена в долгосрочных договорах.
Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договор, суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно-правовом характере договоров.
2.5 Деление права на частное и публичное
Весьма актуальным для жизни российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного права. Еще в Древнем Риме разграничивалось право частное (юс приватум) и право публичное (юс публикум). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170-228 гг.н.э.), который обосновал его впервые.
Деление права на частное и публичное является необходимостью, т.к. их соотношение затрагивает все стороны человеческого существования. Для того чтобы право было действительно «правом», обе эти сферы должны быть «суверенными», ни одна из них не должна поглощать другую. Основной смысл такого деления права состоит в том, что конституционная формула "человек, его права и[34] свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" получает предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права. Выделение частного права необходимо для исключения возможности произвольного вторжения государства в сферу личной свободы.
Публичное право регулирует отношения [35] субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. К публичному праву относят конституционное, административное, уголовное, финансовое, международное право, процессуальные отрасли и т.д.
В публичном праве стороны выступают как неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство, его орган (уполномоченное должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть.
Частное право регулирует отношения между равноправными и независимыми субъектами. К частному праву относят гражданское, семейное, торговое, международное частное право, институты трудового права и некоторые другие.
Частное право - это право[36], направленное на защиту интересов лица в его взаимоотношениях с другими лицами. В частном праве индивид самостоятельно решает - использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий.
Выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:
1. Интерес (частное право регулирует личные интересы, публичное - общественные, государственные);
2. Предмет правового регулирования (если частному праву преимущественно свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);
3. Метод правового регулирования (в частном праве главенствующий метод координации, то в публичном - субординации);
4. Субъектный состав (частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо государственных органов между собой).
Границу разделения между частным и публичным правом сложно провести, т.к. она подвижна и изменчива. Яркий пример - владение землей, есть земли в распоряжении государства, муниципальной собственности, а наряду с этим в частной собственности. Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права.
Система права находится в зависимости от субъективного фактора - нормотворческой деятельности государства. Следовательно, этот фактор будет влиять на соотношение между частным и публичным правом.
В ходе исторического развития грани между публичным правом и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.) И все же публичное право и частное право остаются фундаментальными исходными началами действительно демократической правовой системы.
Таким образом, система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права. Система права включает в себя публичное право – сфера общих государственных интересов и частное право – сфера частных индивидуальных интересов.
2.6 Деление права на материальное и процессуальное
Разделение отраслей на материальные и процессуальные выглядит ясным лишь в силу законодательной данности. Задача науки состоит в том, чтобы предложить законодателю четкий общеправовой критерий разграничения материально-правовых и процессуально-правовых явлений, который он мог бы использовать в работе над системами права и законодательства.
Материальное право направлено[37] на регулирование юридического содержания общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Оно занимает исходное место в правовом регулировании, т.к. его назначение заключается в приведении в порядок обычной жизни общества: устанавливается владение, пользование и распоряжение имуществом, его купля-продажа, и т.д.
Процессуальное право направлено на регулирование процедурных и организационных вопросов реализации материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.
Группировка норм на материальные и процессуальные может осуществляться на уровне правовой отрасли в целом либо внутри одной конкретной отрасли права.
Необходимо отметить, что собственно материально-правовой характер присущ нормам гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право целиком состоит из процессуальных норм.
Рассмотрим разделение права на материальное и процессуальное.
В некоторых отраслях права сложно провести границу разделения, точнее пока практически невозможно, т.е. этим отраслям присущ смешанный характер. В них имеются как нормы материального характера, так и нормы процессуального характера. В качестве примера можно привести конституционное, административное и финансовое право, которые включают как материально-правовые, так и процессуальные нормы.
Сегодня назрела потребность в дальнейшей углубленной разработке системы права. В научном плане представляется перспективной следующая точка зрения с целью уточнения критериев выделения в структуре права самостоятельных отраслей отдельные авторы наряду с предметом и методом правового регулирования предложили категорию "юридический режим регулирования". Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических, только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется с учетом предмета и метода правового регулирования.
Отраслевой режим правового регулирования общественных отношений можно охарактеризовать с помощью следующих основных признаков:
- Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования (особенностями управленческих, имущественных, трудовых, семейных и других отношений).
- На основе одного из базовых методов (гражданско-правового административно-правового) формируется отраслевой метод правового регулирования, т. е. характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется особыми юридическими средствами регулирования (так называемый "юридический инструментарий"). Это установленные формы, касающиеся возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов зашиты прав, процедурно-процессуальных форм и т. д. У каждой отрасли есть свой набор подобных юридических средств. Все отраслевые средства регулирования находятся в единстве, во взаимодействии, образуют отраслевой механизм регулирования.
- Принципы (общие положения), т. е. специфические для данной отрасли идеи, общие моменты, которые характеризуют ее с точки зрения содержания. Принципы и общие положения придают отрасли особый облик. Вот, к примеру, отраслевые и межотраслевые принципы некоторых отраслей права: в гражданском праве принцип взаимного учета интересов, эквивалентности; в семейном праве - равенство супругов и т. д.
- Особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом, например кодексом. Если есть такой основной кодифицированный нормативно-правовой акт, имеющий, прежде всего юридически содержательную общую часть (т. е. совокупность норм права, закрепляющих общие положения и отраслевые принципы), существуют основания для выделения особой отрасли права. Следовательно, в формировании юридической специфики режима немаловажную роль играет и законодатель.
Структурные элементы системы права - это объективно существующее деление внутри самого права. Структура законодательства - состав, соотношение источников права, его внешней формы, в том числе нормативных актов, наличие в них подразделений.
Следует отметить, что единство и особенности системы права и системы законодательства проявляются и в основаниях их построения. В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отраслей права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной и общественной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.