Файл: Понятие системы права и её структурные характеристики.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
Структурными элементами системы права являются: норма права, институт и субинститут, отрасль и подотрасль. Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта достаточно полно и точно, если не видеть ее органического единства с внешней формой права — системой законодательства. Система права выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих построение и развитие системы законодательства.
Глава 3.Значение системы права для его систематизации и применения
В третьей главе мы рассмотрим определение системы права и систематизации. А также их значение и применение в кодексе Российской Федерации.
Систематизация – это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в упорядоченную, согласованную систему (С.С. Алексеев).
Систематизация юридических норм - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям. Избирается в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами[38]. Результатами систематизации являются сборники нормативных актов, своды, кодексы.
Если система права как следствие исторического развития – это объективный феномен, то систематизация права - это феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.
Конечно, значение субъективного начала нельзя преувеличивать и здесь. В конечном счете Систематизация также обусловлена объективно существующей системой права (например: кодексы объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права); содержанием систематизируемых правил поведения; объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п. Но по форме своего выражения она всегда субъективна[39].
Теория различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию.
Инкорпорацией называется систематизация, при которой нормативные акты без содержательной обработки объединяются в сборники и собрания в определенном порядке (алфавитном, предметном, хронологическом и т.д.)[40]. Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации может меняться. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временное действие или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.
Инкорпорация подразделяется на:
а) официальную - т.е. издание собраний нормативных актов, теми органами, которые на это уполномочены (например: "Бюллетень нормативных актов" министерств и ведомств Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации)
б) неофициальную - производимую любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях)[41].
Кодификация - это систематизация нормативных актов, которая сопровождается их обработкой с целью придать нормативному материалу последовательность, непротиворечивость, стройность, полноту и т.п.[42]
Кодификация подразделяется на всеобщую (например: свод законов того или иного государства), отраслевую (например: уголовный или гражданский кодексы) и специальную (например: таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях и т.д.)[43]
В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда правовой характер имеет спорное отношение, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменительный субъект обнаруживает пробел в законодательстве.
Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
В законодательстве выделяются две причины пробелов: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;
во-вторых, из-за упущений при разработке закона.
В таких ситуациях, как правило, используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона — это применение к не урегулированному отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу в обязательном порядке должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Применение аналогии закона в случаях обнаружения пробела предусмотрено законодателем. Так, в ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РФ записано: «В случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения». Область применения аналогии закона достаточно обширна, поскольку в соответствии со ст. 1 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела по спорам, возникающим из трудовых, гражданских, семейных, административно-правовых отношений. Приведем один из примеров. В последние годы в стране появилось множество частных фирм, оказывающих правовую помощь гражданам и юридическим лицам. Однако возмещение расходов на эти услуги процессуальным законом не предусмотрено. Истец, понесший расходы на юридическую помощь, хотя и выигрывал дело, не мог взыскать такие расходы с ответчика. В настоящее время в судебной практике при рассмотрении подобных дел используется аналогия закона: правило ст. 91 ГПК РФ, предусматривающей возможность взыскания расходов по оплате юридической помощи адвокатов - членов юридической консультации, признается правовым основанием для возмещения расходов по оплате помощи, оказанной юридическими фирмами.[44]
Аналогия права применяется при невозможности использовать аналогию закона, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства.
Общие начала и смысл законодательства это не что иное, как принципы права, такие как отраслевые и общеправовые. При аналогии права, принципы выполняют прямо регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения.
Таким образом, применение аналогии права, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения. Что не дает возможности использовать аналогию закона.[45]
Новое гражданское законодательство в процедуру применения аналогии права внесло некоторые изменения. В ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ записано: «При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований разумности, добросовестности и справедливости». Другими словами, правоприменитель, используя аналогию права, руководствуется не только отраслевыми (общие начала и смысл законодательства), но и общеправовыми.[46]
Таким образом, система права имеет большое значение при систематизации юридических норм т. к. результатом этого являются своды, кодексы, сборники нормативных актов. В случае выявления в правоприменительной практике пробела в законодательстве, применяются: (а) аналогия закона -применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения; и (б) аналогия права -применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения. Итоговая цель систематизации – принятие новой, стабильно работающей законодательной системы.
Заключение
Итак, в первой главе мы рассмотрели понятие системы права, её формирование и принципы. Во второй главе познакомились со структурными элементами системы права. Основными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрели классификацию норм права по критериям. Раскрыли понятие институт права, отрасли права, слои права определили их характеристики и виды. Характеристика системы права была бы не полной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное, материальное и процессуальное.
Третья глава знакомит со значением системы права для её систематизации и применения.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Она обладает своими чертами:
- ее первичным элементом выступают нормы права;
- ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;
- она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;
- имеет объективный характер.
Все слои права, элементы системы права скоординированные и логические. В совокупности норма права составляет сложную конструкцию, которая формирует институты права, которые в свою очередь объединяются в отрасль права, наполняя ее необходимым содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.
Система права включает в себя публичное право – сферу общих государственных интересов и частное право – сферу частных индивидуальных интересов.
Отрасли права могут быть подразделены на три основных звена: базовые, специальные и комплексные. Для деления норм права на отрасли используют 2 критерия: предмет и метод правового регулирования. Простыми словами, предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, а метод - как регулирует.
Система права имеет большое значение при систематизации юридических норм т. к. результатом этого являются своды, кодексы, сборники нормативных актов. В случае выявления в правоприменительной практике пробела в законодательстве, применяются аналогия закона (применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения) и аналогия права (применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения).
В своем развитии система права должна объективно формироваться на основе общих закономерностей общественной жизни. Образующие ее нормы права должны объективно отражать потребности общественной жизни, определяя права и обязанности граждан государства. В другом случае норма права становится не нужным элементом в системе права.
Библиография
1.Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Российская газета. – 1993. - № 237. – от 25.12;
2."Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 26.07.2019)
3."Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019)
4.Алексеев С. С. Государство и право – М., 1999
5.Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 244;
6.Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 119.
7. Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.]; Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2. изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003 - 703с.;
8.Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В.. Таможенное право России: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь 2007. — 504с.
9.Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г. Электронный ресурс http://www.aup.ru/books/m228/(дата обращения: 12.07.2019).
10.Бабаев, В.К. Теория права и государства в схемах и определениях / В.К. Бабаев. Г., 1990. С. 94.
11.Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 6-е изд. – М.: Омега-Л, 2009. - 607с.
12.Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие по теории государства и права// Диаконов В.В. - 20014Интернет-ресурс: Allpravo.RU. (дата обращения: 1.07.2019).
13.Дробязко С. Г., Козлов В. С. Общая теория права. М., 2007. С. 480.
14.Курс лекций/ Под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2008. С.368.
15.Кашанина Т.В, Кашанин А.В.. Основы российского права. (Издательская группа НОРМА-ИНФРА «М») Москва 2009 изд. 2-е пересмотр. 784с.
Комаров, С.А. Основы государства и права / С.А. Комаров. М., 2002. С. 158 - 159.
16.Комаров С. А. Общая теория государства и права : учебник / С. А. Комаров. - 7-е изд. – СПб.:, 2006. – 512с.
17.Коваленко, А. И. Общая теория государства и права / А. И. Коваленко. М., 1996.С.15
18.Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 520с.
19.Мелехин А.В. Теория государства и права. М., МЭСИ, 2005. - 250 с
20.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. — М., 1999 С.397.
21.Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. – 552с.
22.Общая характеристика отраслей российского права [Электронный ресурс] :Теория государства и права: Курс лекций. Режим доступа :http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/68.htm (дата обращения : 12.07.2019).
23.Скобелев В. Н. Основы Российского Государства и права – М., 2000.-c.245
24.Филатова И.В. Система права в РФ // Государство и право. №5, 2003
25.Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Учебник для ВУЗов, 3-е издание доп. и исправл., "Интерстиль", "Омега-Л", 2008 г. ,384 с.
26.Хропанюк В. Н. Теория государства и права - М., 2002.
27.Шагиева Р.В. Теория юриспруденции. Учебное пособие для студентов - выпускников юридических вузов, готовящихся к сдаче государственного экзамена по теории государства и права, Калуга 2007.