Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в (выбрать из ОКВЭД) промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количественная характеристика товаров – это совокупность определенных внутривидовых свойств, которые выражены с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и часто при создании потребительских предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Исключение составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества.

Стоимостная характеристика отражает полные расходы потребителя по приобретению и использованию товара, то есть это расходы на оплату приобретаемого товара. Для сложных технических товаров полные расходы состоят из единовременных затрат, таких как цена товара, транспортирование, сборка, наладка, а так же текущих затрат, таких как послегарантийный ремонт, оплата топлива, энергии, комплектующие детали, расходные материалы.

Конкурентоспособность товаров — это совокупность характеристик товара, которые определяют его способность отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с товарами-конкурентами. Если формирование качественных характеристик завершается на стадии изготовления, то формирование конкурентоспособности продолжается на стадии обращения (торговли).

Все товароведные характеристики товара непосредственно связаны со стоимостью, в результате цена как мера стоимости устанавливается за единицу измерения товара.

Товар характеризуется многофункциональностью. Выделяют следующие основные функции:

  1. Потребительская функция товара заключается в его способности соответствовать запросам потребителей благодаря присущим ему основополагающим характеристикам товаров. Среди этих характеристик приоритетными являются товароведные, так как обуславливают потребительную ценность, или полезность товара.
  2. Маркетинговая функция товара реализуется через его способность удовлетворять разные виды и разновидности потребностей. Степень удовлетворенности потребителей определяет потребительские предпочтения и конкурентоспособность товаров, что, в итоге, влияет на стимулирование сбыта.
  3. Коммерческая функция товара обусловлена его основным назначением как объекта купли-продажи. Коммерческая функция обеспечивается путем управления технологическим циклом товародвижения, включая доставку, хранение, приемку, товарную обработку и реализацию товаров.
  4. Правовая функция товара заключается в том, что, с одной стороны, он выступает как объект договорных отношений, а с другой стороны, он должен соответствовать требованиям нормативных документов - федеральных законов, стандартов, ТУ и т.п., а также положениям договоров.
  5. Финансовая функция товара определяется тем, что любой товар должен приносить прибыль. В качестве средства реализации этой функции выступают приемлемые для покупателей определенных целевых сегментов цены.

Итоговым результатом реализации рассмотренных ранее функций является реализация товара и удовлетворение им потребностей.

Далее рассмотрим субъекты товароведной деятельности и на какие группы подразделяются.

Субъект – это человек, который познает внешний мир (объект) и воздействует на него в своей практической деятельности, а также является носителем прав и обязанностей.

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы:

  1. Потребители товара – это гражданин, который заказывает, приобретает, использует товары для личных нужд, не извлекая из этого прибыли.
  2. Товароведы – это специалисты, которые обеспечивают продвижение товаров от изготовителей до потребителей, учитывая ассортиментную, качественную, количественную, стоимостную и конкурентоспособную характеристику товара, а также запросов потребителей. Товароведы — это специалисты, которые осуществляют товароведную деятельность в силу своих должностных обязанностей. На эту категорию специалистов приходится 25-30% всех руководителей и специалистов в торговле.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в которых они осуществляют свою работу. Можно выделить три основных направления товароведной деятельности:

1) Технологическое, которое обеспечивает технологию товародвижения;

2) Организационно-управленческое, направление нацелено на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, а также на организацию закупок товаров;

3) Маркетинговое направление, предназначено для выявления потребностей и товаров как средств их удовлетворения.

Поэтому как на производстве, так и в торговле нужны три категории товароведов. Это товароведы-технологи, или инженеры, товароведы-менеджеры и товароведы - маркетологи.

Нормативными документами, которые регламентируют деятельность товароведа и требования к профессиональной компетентности являются:

  • ГОСТ-51305-99, «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу».
  • Тарифно-классификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, которые утверждены постановлением министра труда России от 6 июня 1996 г. №32.
  • Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением министра труда России от 21 августа 1998 г. №37, где изложены требования к товароведу, а именно: что он должен знать и уметь.

К товароведам предъявляются следующие требования:

  • наличие среднего специального или высшего профессионального образования по специальности «Товароведение и экспертиза качества товаров»;
  • осуществление контроля за соблюдением условий и сроков поставки, транспортирования, приемки, хранения товаров, правил маркировки и упаковки, за соответствием их качества и количества, согласно заявленным в товарно-сопроводительных и/или нормативных документах, а также на маркировке и иных носителях информации;
  • своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров;
  • участие в рассмотрении претензий покупателей на некачественный товар;
  • знание потребительских свойств и показателей качества, закупаемых и реализуемых товаров; умение их оценивать, определять дефекты, причины возникновения, способы использования или предотвращения попадания дефектных товаров в торговлю, а при необходимости и своевременного изъятия из торговли;
  • применение средств измерений, поверенных в установленном порядке;
  • участие в формировании ассортимента реализуемых товаров;
  • установление нормируемой и фактической естественной убыли и определение порядка их списания;
  • участие в проведении инвентаризации товаров.

Товароведы, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей, взаимодействуют с двумя группами субъектов. Первая группа субъектов это поставщики (изготовители, посредники) и вторая группа - потребители. В своей профессиональной деятельности товароведы в первую очередь ориентируются на запросы потребителей.

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», потребитель — это гражданин, который имеет право заказать или приобрести либо гражданин, который заказывает, приобретает или использует товары, работы или услуги исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Товароведы, как и органы власти (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор) и общественные организации (союзы потребителей), должны защищать интересы потребителей.

Потребители на основании их личностных характеристик, прежде всего компетентности, могут быть условно разделены на неосведомленных и малоосведомленных, осведомленных, понимающих и квалифицированных. Товароведу, в первую очередь, полезно установить контакты с наиболее подготовленными потребителями — понимающими и квалифицированными.


Понимающие потребители способны оценить качество и конкурентные преимущества благодаря длительному опыту применения товара, образовательной подготовке, знаниям, полученным из публикаций в средствах массовой информации. Они «легко читают» маркировку, имеют свое суждение о товаре и результатах его апробации, могут при покупке сложных товаров самостоятельно разобраться в прилагаемых к ним технических документах (эксплуатационной документации): паспортах, руководствах по эксплуатации и пр. Данная группа потребителей критически относится к отзывам лидеров мнений из непрофессиональной среды, могут допустить, что они вследствие ангажированности могут пойти на преувеличение достоинств товара.

Квалифицированные потребители способны оценить качество и конкурентоспособность благодаря большому опыту использования товара в профессиональной деятельности (например, музыканты, программисты, фоторепортеры, врачи-диетологи, врачи-косметологи и др.), умению ремонтировать товары. Для принятия решения о покупке они используют рекомендации экспертов, научные публикации, нормативные и технические документы. В целом решение о покупке данной группы потребителей — это результат глубокой переработки информации.

Таким образом, потребители — это не только граждане, права которых обязаны защищать товаровед, но и те, с которыми будет полезно установить контакт для дальнейшей работы товароведа. Товароведы, опираясь на мнение хорошо знающих товар покупателей, рассматривают потребителей как партнеров в работе по улучшению качества и ассортимента товаров.

2.3. Цели и задачи товароведения

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с оп­ределения основных понятий, применяемых в ней. В дан­ной теме такими понятиями являются продукция, товар и товароведение. Рассмотрим далее эти основные термины.

Продукция — это материальный или нематериальный ре­зультат деятельности, который предназначен для удовлетворе­ния реальных или потенциальных потребностей.

Из этого следует то, что продукции присущи две основные осо­бенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то реальные и потенциальные потребности (долж­на быть кому-то нужна). При этом деятельность по изго­товлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедея­тельность биологических объектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не толь­ко хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения. Продукция природного происхождения является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда чело­века по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Таким образом, к про­дукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.


Продукция становится товаром только тогда, когда она является объ­ектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Вы­ращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления — это про­дукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

Товар — это материальная продукция, которая предназначена для купли-продажи.

Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериаль­ной продукцией.

Товар — это сложное понятие и не менее сложный мате­риальный объект, который обладает определенными потреби­тельскими свойствами. Поэтому он составляет объект осо­бой науки и учебной дисциплины, такой как товароведения.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что в переводе означает «знание», следовательно, исходя из этого, товароведение — это знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяй­ственных и торговых организаций, экспертам, коммерсан­там, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и поку­пателям. Покупатели получают знания о товаре с помощью средств информации, таких как маркировки, рекламы, статей, книг и т. д., поэтому очень важно, чтобы средства массовой ин­формации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость де­лает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если по­требительная стоимость товара не отвечает реальным за­просам потребителей, то он не будет востребован, и, как следствие, не будет использован по назначению в обу­словленной для него сфере применения.

Целью товароведения является изучение основополагающих характеристик товара, которые составляют его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товаро­движения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

  1. четкое определение основополагающих характеристик, которые составляют потребительную стоимость;
  2. установление принципов и методов товароведения, которые обу­словливают его научные основы;
  3. систематизация множества товаров путем рациональ­ного применения методов классификации и кодирования;
  4. изучение свойств и показателей ассортимента для ана­лиза ассортиментной политики промышленной или торго­вой организации;
  5. управление ассортиментом организации;
  6. определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
  7. оценка качества товаров, в том числе новых отечест­венных и импортных;
  8. выявление градаций качества и дефектов товаров, при­чин их возникновения и мер по предупреждению реализа­ции некачественных товаров;
  9. определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
  10. обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета, формирую­щих и регулирования сохраняющих факторов;
  11. установление видов товарных потерь, причин их воз­никновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
  12. информационное обеспечение товародвижения от изго­товителя до потребителя;
  13. товароведная характеристика конкретных товаров.