Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в (выбрать из ОКВЭД) промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предшествующими связями товароведение соединено с рядом естественнонаучных и математических дисциплин, такими дисциплинами являются физика, химия, биология, микробиология, математи­ка, а также с общепрофессиональной дисциплиной — ос­новы стандартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понима­ния и оценки потребительских свойств товаров, их измене­ний при производстве и хранении.

Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специ­альных дисциплин, например, организации и технологии коммер­ческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, мар­кетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствую­щие межпредметные связи.

То­вароведение потребительских товаров включает: общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения отдана рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающи­ми для частных разделов товароведения. В ней не приво­дятся товароведные характеристики конкретных групп то­варов. Однако без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих харак­теристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и пер­спективы развития соответствующего сегмента рынка, клас­сификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных под­разделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ас­сортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

2.4. Принципы и методы товароведения

Любая наука и профессиональная деятельность всегда базируются на определенных принципах.

Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

К основным принципам товароведения можно отнести такие принципы как безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематиза­ция, соответствие.

Безопасность – это основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, который в свою очередь связан с возможностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

Также безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, рассматривающийся как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем.

С точки зрения товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. Так, в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, а также в предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.


Эффективность – это принцип, который заключается в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Данный принцип имеет весомое значение при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, который основан на выборе методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Исходя из этого, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.

Совместимость – это принцип, который определяется пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, который также не вызывает нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также при формировании оптимального режима. Совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложнотехнических и других товаров является непременным условием сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет центральное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Таким образом, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость – это принцип, который определяется пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значение, прежде всего для потребителей, организм которых не усваивает лактозу молока.

Способность товара или отдельных комплектующих его изделий может быть использовано вместо другого для выполнения тех же требований при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация – это принцип, который заключается в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.


С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайную важность, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории, или иными словами, систематические категории, составить систему, которая построена по определенному плану.

Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, обобщение и кодирование. Он достаточно широко применяется в товароведении. Этот принцип является основным, так как на нем базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения продовольственных товаров» и «Товароведения непродовольственных товаров».

Системный подход к управлению товародвижением, который базируется на принципе систематизации, означает то, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Соответствие – это принцип, который заключается в соблюдении установленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать требованиям, которые регламентируются нормативными документами или запросами потребителей.

В товароведении данный принцип играет решающую роль при управлении ассортиментом, оценке качества, обеспечении условий и сроков перевозки, хранения и реализации, а также при выборе упаковки. На этом принципе базируется определение градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров.

В товароведении как прикладной естественно научной дисциплине наряду с собственными методами применяются и заимствованные из других, в основном фундаментальных наук – физики, химии, математики, философии и др. В науке такое заимствование является распространенным явлением.

Так, во многих науках применяются философские и математические методы. В химии широко распространены физические методы. Современный этап развития науки характеризуется интеграцией разных ее областей, что находит отражение и в заимствовании методов деятельности с товаром.

Таким образом, для товароведения как для науки характерны знания, которые свойственны и другим областям, например, интеграция знаний, их постоянное совершенствование и развитие для повышения эффективности результатов.


Метод (от греч. methodos) — это способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, который обеспечивает достижение поставленной цели.

Методы, которые применяются в товароведении, подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и практические (см. таблица 1). В свою очередь каждая группа методов делится еще на виды. Кроме того, в зависимости от характера деятельности методы делятся на:

  • Методы-действия — это совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности либо достижения конкретного результата, например, обследование, мониторинг, эксперимент.
  • Методы-операции — это конкретные приемы деятельности, такие как анализ, синтез, сравнение и др.

Далее подробно рассмотрим три группы методов, применяемых в товароведении.

Теоретические методы — это методы, которые основаны на мыслительных действиях и/или операциях в целях познания и/или исследования действительности. К ним относятся:

Анализ — это разделение исследуемого объекта на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.

Сравнение — это метод-операция, который основан на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними.

Для сравнения отдельных элементов необходимо их выделение с помощью анализа, поэтому достаточно часто эти два метода применяются сообща в форме сравнительного анализа или комплексного метода.

Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно связаны с синтезом.

Синтез — это объединение составных элементов объекта в единое целое, а точнее в систему. При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, которые обуславливают целостность объекта.

Диагностика — это метод-операция, который основывается на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий или несоответствий и причин их возникновения. Данный метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов товароведной деятельности, как установление градаций качества, дефектов, а также идентификации.

Результаты диагностики, анализа и синтеза в дальнейшем могут быть использованы для прогнозирования.

Прогнозирование — это метод, который основан на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью такого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также и для рационального ассортимента.


Программирование — это метод, который основан на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих товароведных характеристик товаров или рационального товародвижения.

Планирование — это метод, который основан на разработке долгосрочных и краткосрочных планов или проектов. Данный метод применяется при управлении ассортиментом и качеством товаров, их закупках и размещении на хранение, установлении периодичности реализации отдельных товарных партий.

Абстрагирование — это метод, который базируется на мысленном выделении и превращении в самостоятельный объект рассмотрения отдельных характеристик товаров и/или факторов, влияющих на них.

Конкретизация — это метод, который базируется на представлении объекта в конкретной, наглядной форме.

Обобщение — это метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений.

Идеализация — метод, который основан на мысленном конструировании понятий об объектах, не существующих или недостижимых в действительности, но к которым необходимо стремиться их прообразам в реальном мире.

Моделирование — это метод, который основан на построении моделей и переносе информации по аналогии от модели к прототипу. По характеру моделей принято выделять две разновидности данного метода. Первая разновидность моделирования - предметная (модели, воспроизводящие физические, химические и функциональные характеристики оригинала по аналогии с ранее изученным объектом). Вторая разновидность – это знаковая, или информационное моделирование, которое иллюстрирует схемы и расчетные формулы, например, формула для расчета влажности, кислотности товаров.

Систематизация — это метод, который основан на построении единой системы характеристик объектов и процессов, связанных с ним. С помощью такого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, который необходим и достаточен для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.

Метод систематизации положен в основу таких широко применяемых в товароведении методов, как классификация и кодирование.

Эмпирические методы — это методы, которые основаны на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений, технических устройств или органов чувств для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают методы-операции, в которые входят измерительные, органолептические и др. и методы-действия, включающие в себя обследование и мониторинг. К ним относятся: