Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в (выбрать из ОКВЭД) промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Товароведение как научная выдержка появилось и сформировалось сообща с развитием товарного производства. Товароведение исследует причины, которые характеризуют качество продуктов, потребительские характеристики продуктов, разрабатывает способы измерения качеств и оценки значения свойства продуктов, описывает условия и способы сбережения свойства продуктов при транспортировке, сбережении, эксплуатации, изучает предпосылки их физического и нравственного износа. Одновременно с этим, товароведение занимается изысканием текущего перечня товаров.

Товароведение в своем формировании основывается и взаимосвязано с такими науками как макроэкономика, агрофизика, спецхимия, микробиология, эстетика, маркетинг и прочее. При переходе к рыночным отношениям выявилась значимость товароведных знаний  в коммерческой деятельности, усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям, что и определяет актуальность темы работы.

Товароведение формировалось в силу нужд человека, оценки товаров, качестве, пользе здоровью, ценности на рынке и т.д. Предмет товароведения - потребительные стоимости товаров. Методы товароведения - способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивать достижение поставленной цели.

Целью работы является изучение истории развития товароведения, его принципов и методов, целей и задач товароведения, а также содержание товароведения как науки.

Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучить историю развития товароведения;

2. Рассмотреть понятие товароведения;

3. Рассмотреть цели, задачи, методы и принципы товароведения.

1.История развития товароведения

1.1. Возникновение товароведения как науки

Как утверждал Карл Маркс, товар есть, прежде всего, внешний предмет, вещь, которая, благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности.

Товароведение начало создаваться давно, еще с развитием производства товаров. Но долгое время оно носило только описательный характер.

Товароведение возникло в 16 веке в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 в Падуанском университете (Италия). Как самостоятельная учебная дисциплина товароведение начало вводиться в коммерческих средних и высших учебных заведениях в конце 18 века. В некоторых странах (таких как, Великобритании и США) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров.


Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к 16 веку. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению - «Торговая книга» с описанием «всяких земель» товаров, в которой подробно рассказывалось о привозных товарах из других стран. Основоположниками научного товароведения в России были М. Я. Киттары, П. П. Петров, Я. Я. Никитинский. Под редакцией последних в 1906-1908 вышел учебник по товароведению "Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии", в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.

Главной задачей товароведения стало качество товаров и все вопросы, связанные с ним. Ведущее место в развитии товароведения современного периода занимают Ф. В. Церевитинов, В. С. Смирнов, Н. И. Козин, А. А. Колесник, Б. Ф. Церевитинов и др.

Свыше 100 лет тому назад Карл Маркс дал определение предмета товароведения. Товароведение – это потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения.

Науку нельзя рассматривать в отрыве от конкретных условий существования общества, поэтому предметом исследования товароведения является не просто потребительная стоимость, а потребительная стоимость как свойство товара.

Таким образом, предметом изучения товароведения является товар, однако эта наука изучает не все его аспекты. Поэтому, прежде всего, необходимо более детально определить и рассмотреть свойства товара, изучаемые товароведением.

1.2. Исторические этапы развития товароведения и их характеристика

Существует четыре ступени развития товароведения: феноменологическая, или описательная; аналитико-синтетическая, предсказательная; прогностическая и аксиоматическая.

Разберемся в каждой из этих степеней.

Первая ступень развития товароведения характеризуется накоплением фактов, описанием классификаций, объектов, явлений, событий, констатацией свойств и называется феноменологической, или по другому описательной.

Вторая ступень – это аналитико-синтетическая, или предсказательная ступень. На этой ступени теория позволяет дать элементарное объяснение природы, свойств объектов, закономерностей явлений, а также создается возможность для предсказания возможных исходов явлений и процессов.


На третьей ступени - прогностической - происходит моделирование основных процессов с аналитическим предсказанием законов и принципов, прогнозированием сроков и конечного результата процессов и явлений.

Четвертая ступень – аксиоматическая. Эта ступень характеризуется высокой степенью обобщения явлений с глубоким проникновением в их сущность. Возможен точный и долгосрочный прогноз.

Далее рассмотрим каждую ступень развития товароведения более подробно.

Первой ступени развития науки товароведения предшествовало накопление большого практического опыта по производству и торговле товарами ремесленниками, крестьянами, купцами, которые на практике методами наблюдений, проб и ошибок постигали свойства товаров, передавая свои знания последующим поколениям.

Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на другие. Для того, чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более того, ряд товаров, например, таких как меха, золото, серебро, бобы какао и др., особо ценных и обладающих длительной сохраняемостью, еще до появления металлических и бумажных денег выполнял функции эквивалента обмениваемых товаров.

Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя, или потребительной стоимостью.

На этом этапе товароведение как область знаний о товарах имело практическую направленность и носило эмпирический характер. Происходило накопление фактических сведений, основой которых было практические описания и наблюдения.

Так как на первом этапе развития науки еще не дифференцировались по областям, но товароведение также не существовало как отдельная наука. И поэтому информация о товарах появлялись в трудах, которые были посвящены сельскому хозяйству.

Известны описания товароведного характера в агрономических работах древнеримских ученых: Катона Старшего (234-149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.), Колумеллы (I в. н. э.) и Плиния Старшего (23 или 24-79 гг.). Катон описывал способы хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов (винограда, мяса и рыбы); Варрон - методы оценки качества скота, молока, сыров и др.; Колумелла - способы хранения зерна, выдержку и старение вин, товароведную характеристику винограда и способы его хранения.

Наиболее капитальной работой этого периода является "Естественная история", написанная Плинием и изданная в 37 книгах. В ней даны описания многих видов сельскохозяйственной продукции, способов их выращивания, переработки и хранения. В особенности, подробно дано описание винограда, способов приготовления качественных вин, а также их фальсификации.


В средние века развитие естественных наук, таких как физики, химии, биологии оказало существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний. Наравне с работами описательного характера появляются работы, основанные на испытаниях. К первым следует отнести труд М. Себициуса (1630 г.), в котором дано описание многих пряностей, а также способов приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способов удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания. К трудам исследовательского характера относятся работы Ф. Реди, который с помощью микроскопа установил причины порчи мяса.

Для развития научного направления товароведения большое значение имели работы Бургаве (1668-1738 гг.), в которых были разработаны основы химического анализа пищевых продуктов, а также Линнея (1707-1778 гг.), Бюффона (1707-1788 гг.), Жюсье (1699-1777 гг.), систематические исследования которых в области биологии послужили основой разработки научной классификации товаров.

Таким образом, уже в 18 веке товароведение как наука постепенно переходит на следующую ступень - аналитико-синтетическую, хотя значительное количество работ в области товароведения до сих пор носило описательных характер.

На данной ступени исследуется также материально-вещественная природа потребительной стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и делаются попытки их количественной увязки с отдельными потребительскими свойствами продуктов.

Предсказательная ступень развития товароведения характерна для периода развитого промышленного производства, сопровождающийся относительно быстрым развитием производительных сил и возвышением потребностей, а также повышением функциональных свойств товаров и расширением географии их производства.

В этих условиях возникает необходимость в разработке объективных показателей для оценки отдельных потребительских свойств с целью их нормирования, а также в разработке научно обоснованных рекомендаций по сохранению товаров.

Эти задачи уже фигурируют в определениях товароведения, относящихся к начальной стадии рассматриваемой ступени.

Так, И.Г. Людовицы в книге "Основы полной торговой системы" (1756 и 1789 гг.) пишет, что "предмет товаропознания в особенности есть познание товаров, смотра по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, деление, свойство, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку, подделку, пользу и употребление, а также на знания суть лучшие сорта и роды товаров, и которые скорее с рук сбыть можно и наконец, где всякий товар лучше и дешевле достать можно".


В 1856 г. И. Вавилов издает "Справочный коммерческий словарь", в котором дает определение товароведения как науки, а также описание отдельных товаров.

Разработка объективных методов оценки потребительной стоимости товаров потребовала раскрытия материально-вещественной природы отдельных потребительских свойств на уровне сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и установления между ними количественных связей.

Результаты этих исследований явились также мощным средством совершенствования технологии производства товаров, возвышения их потребительной стоимости.

Научное товароведение в этой ступени своего развития тесно связано с технологией производства товаров. Это видно хотя бы из определения товароведения, которое приводится в энциклопедическом словаре, изданном в 1896 году: "Товароведение - отрасль технологии в широком смысле этого слова, имеющая целью возможно точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление. Товароведение, как самостоятельная отрасль знания, обязано расширению торговли, способствовавшему успехам промышленности предоставлением в ее распоряжение многочисленных и разнообразных колониальных продуктов".

Хотя цели товароведения и технологии заметно различаются, но научная основа у них едина - это естественные науки. Профессор М.Я. Киттары писал по этому поводу, что "изучение технологии и товароведения должно основываться на изучении химии, физики и других естественных наук". В этот период практически все известные товароведы были одновременно и технологами. Некоторые из них стали основоположниками того или иного вида материаловедения.

Развитие товарного обращения на аналитико-синтетической ступени вызвало потребность в специалистах, которые были бы вооружены как знанием технологий производства, так и знанием торгового дела. Их подготовкой занялись специальные учебные заведения, где товароведение преподавалось как самостоятельная дисциплина. В России первыми подобными заведениями были Московское коммерческое училище, основанное в 1772 году, Московская практическая академия коммерческих наук, основанная в 1810 г., Высшее коммерческое учебное заведение - Московский коммерческий институт, основанный в 1907 г. - с коммерческо-технологическим, или товароведным факультетом. В 1918 году на базе Московского коммерческого института был создан Московский институт народного хозяйства им. К. Маркса, который с 1924 года и по сей день носит имя Г.В. Плеханова.