Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в (выбрать из ОКВЭД) промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основоположник научного товароведения в России - профессор М.Я. Киттары (1825-1880 гг.) преподавал в Московской практической академии. В книге "Публичный курс товароведения" (1860 г.) он впервые изложил научные основы товароведения. М.Я. Киттары был автором первых российских учебников по товароведению. Публичные лекции профессора М.Я. Киттары в области товароведения пользовались большим успехом в 1851-1852 гг. в Казани, а с 1859 года - и в Москве.

Дальнейшее развитие отечественного товароведения на аналитико-синтетической ступени связано с именами профессоров Московского коммерческого института П.П. Петрова (1850-1928 гг.) и М.Я. Никитинского (1854-1924 гг.). Учебники по товароведению, авторами которых являлись Я.Я. Никитинский, П.П. Петров, Н.С. Нестеров, А.М. Бовчар, В.Р. Вильямс, Ф.В. Церевитинов, выходили в период с 1906 по 1923 годы, причем первые два издания вышли под названием "Руководство по товароведению с необходимыми сведениями их технологии" (1906-1908, 1909). Все последующие издания учебника выходили уже под названием "Товароведение". Этот труд получил мировое признание.

Началом прогностической ступени развития товароведения являются 30-е годы ХХ столетия, когда произошло более или менее четкое разграничение объектов товароведения и материаловедения, и тогда материаловедение выделилось в самостоятельную научную дисциплину. Товароведение как научная дисциплина отходит от детального изучения сырья, материалов и технологии производства изделий и концентрирует свое внимание на дальнейшем раскрытии сущности потребительной стоимости, на разработке методов количественной оценки, как отдельных потребительских свойств товаров, так и их потребительной стоимости в целом с целью оптимизации процессов управления ассортиментом и качеством товаров.

В 1933 году выходит учебник М.С. Бродского и Г.Р. Кореек "Основы товароведения", в котором была предпринята попытка использовать знания смежных с товароведением дисциплин, это было необходимо для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов. Эта книга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие товароведения. Авторы учебника уделяют особое внимание вопросам классификации и качества, разработки комплексных методов оценки качества и т. д., что в современном мире очень важно.

В послевоенные года товароведно-формирующее направление получило дальнейшее развитие в многочисленных научных трудах ученых товароведов и различного рода учебниках и учебных пособиях. Среди них следует выделить принципиально новое по структуре построение курса и характеру изложения материала издание в девяти книгах под редакцией профессора Н.А. Архангельского, которое вышло в 1957-1962 годах. Общетеоретическая часть товароведения была изложена в отдельной книге.


На развитие теоретического и практического товароведения большое влияние оказывают систематически проводимые научно-теоретические конференции и симпозиумы.

В развитие товароведения большой вклад внесли работы многих ученых товароведов: профессоров Н.А. Архангельского (1899-1961 гг.), Н.В. Чернова (1894-1971 гг.), Н.И. Егоркина (1882-1977 гг.), Н.В. Булгакова (1894-1980 гг.), Б.Ф. Цереветинова (1904-1979 гг.) и др.

Товароведение как научная дисциплина получила широкое распространение в мировой практике. Советская школа товароведения являлась одной из ведущих в этой области и внесла свой достойный вклад в ее развитие.

В последние десятилетия в связи с приходом в товароведную науку ученых-технологов возникли новые направления научных исследований в области моделирования разработки обогащенных пищевых продуктов лечебно-профилактического назначения (В.М. Поздняковский, Т.Н. Иванова, Л.А. Маюрникова и др.).

Развитие современного товароведения на прогностической ступени происходит путем объединения с другими фундаментальными и прикладными науками (биохимией, физической химией, биофизикой, маркетингом, менеджментом качества и логистикой). Дальнейшее совершенствование этого соединения позволит товароведению как науке подняться и на четвертую, аксиоматическую ступень, на которой станут возможными точные и долгосрочные прогнозы.

2. Понятие товароведения

2.1. Товароведение как наука

Товароведение - это наука о характеристиках товара, которая определяет потребительские стоимости и факторы обеспечения этих характеристик.

Одно из первых определений товароведения было дано И. Вавиловым в “Справочном коммерческом словаре”: “Товароведение - это наука, учащая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения”.

В энциклопедическом словаре, который был издан в 1896 году, товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью “точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление”.

Начало современному пониманию товароведения положено К. Марксом, который писал, что “Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины - товароведения”.


В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, которая состоялась в сентябре 1962 года в Лейпциге (Германия) дано следующее определение “Товароведение представляет собой естественнонаучную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров”.

В системе стандартов ОСТ 28-12-81 “Товароведение, основные понятия, термины и определения” термин “товароведение” обозначает целенаправленную деятельность по формированию ассортимента и качества товаров.

Дисциплина товароведение изучает потребительные свойства товаров, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, которые обуславливают качество товаров, контроль и оценку качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру, условия хранения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию.

Товароведение – это наука, которая помогает располагать точными и полными сведениями о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, способах перевозки и хранения.

Данная наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Предметом товароведения является потребительская стоимость товаров, которая показывает, насколько товар, благодаря своим свойствам, удовлетворяет конкретные нужды человека.

Субъектами товароведения являются товароведы и потребители.

Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары и сопутствующие им торговые услуги.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристики товара, составляющих его потребительскую стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука решает следующие задачи:

1. Систематизация множества товаров путем различного применения методов классификации и кодирования.

2. Изучение свойств и показателей ассортимента.

3. Определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров.

4. Оценка качества товаров.

5. Выявление дефектов товаров и видов товарных потерь, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров.

6. Информационное обеспечение товаров от изготовления до потребителя.

7. Товарная характеристика конкретных товаров.

На примере фабрики женской одежды «Пелагея», которая располагается в Ростове-на-Дону, можем увидеть задачи, которые применяются для достижения цели товароведения с помощью определенных задач.


В первую очередь, стоит обратить внимание на то, что в товароведении для достижения цели необходимо ориентироваться на потенциальных клиентов. Так, фабрика «Пелагея» уже более 15 лет специализируется на производстве модной  качественной женской одежды оптом, которая учитывает запросы современных  женщин, которые по достоинству оценили предлагаемый  ассортимент эксклюзивных  моделей, богатую цветовую гамму, широкий размерный ряд, в предлагаемых коллекциях швейных. Основные концепции  работы компании – это ориентация на все слои населения, широкий ассортимент, высокое качество выпускаемой продукции и, главное, доступные цены. Наличие собственной производственной базы, располагающей современным технологическим оборудованием признанных брендов Японии, Германии, России, позволяет данной компании гарантировать  выпуск качественных швейных изделий с высоким уровнем  потребительских  показателей и, как говорилось ранее, по доступным ценам для любого слоя населения.

Так же немаловажной задачей является изучение свойств и показателей ассортимента. Для решения такой задачи специалисты компании «Пелагея»  внимательно изучают отзывы и комментарии покупателей выпускаемых компанией коллекции изделий одежды для женщин. Изучаются  модные тенденции в производстве тканей для одежды, для чего менеджеры компании постоянно участвуют в работе  федеральной оптовой выставки «Текстильлегпром» в г. Москве. Такой подход позволяет использовать в производстве ткани современной фактуры, отделки, а также существенно расширить цветовую гамму выпускаемых коллекций одежды.

Из вышеизложенного вытекает такая задача как оценка качества товаров. Так как в современном мире изобилие предлагаемых товаров, особенно в Ростове-на-Дону, где люди к тому же весьма искушенные в этом плане, и рынок переполнен различными предложениями, поэтому качества товара очень важно, так как оно играет большую роль при выборе одежды и зачастую бывает решающей.

На фабрике особенные требования предъявляются к составу тканей.  В производстве одежды используется исключительно высококачественное  экологически чистое сырье, такое как хлопок, вискоза, шелк, трикотажное полотно и другие современные материалы, которые обеспечивают высокие эстетические и эксплуатационные требования  к выпускаемой продукции. Все ткани обеспечены соответствующими сертификатами качества.

На данной фабрике поступающая  на производство ткань, проходит предварительный контроль на мерильно-разбраковочной  машине А02-51-200, что позволяет минимизировать использование в изготовлении швейных изделий некачественную ткань. Компания  располагает дизайнерской мастерской и экспериментально-конструкторским центром, специалистами, которые  изучают и претворяют в жизнь интересные дизайнерские разработки, наиболее полно отражающие требования и пожелания женщин.


Таким образом, технологические потоки по изготовлению швейных изделий компании, предусматривают многоступенчатую систему контроля качества продукции, такие как самоконтроль, взаимоконтроль, установочный контроль высококвалифицированными специалистами и авторский контроль конструкторов и дизайнеров. Все это обеспечивает потребительский успех  выпускаемых коллекций моделей.

2.2. Объекты и субъекты товароведной деятельности

Рассмотрим подробно объекты и субъекты товароведения.

В первую очередь, коснемся объектов товароведной деятельности.

Объект – это предмет, явление, направленное на какую-либо деятельность.

Товароведная деятельность как составная часть коммерческой работы, осуществляется в рамках сферы обращения и направлена на товары и связанные с ними технологические процессы по хранению, контролю, подготовке к продаже. При этом в качестве объектов могут выступать товары не только народного потребления, но и производственного назначения, это может быть сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п..

Товары как объекты товароведной деятельности имеют пять основополагающих характеристик: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная и конкурентоспособность. Первые три характеристики (ассортиментная, качественная и количественная) относят к товароведным характеристикам товара, поскольку они удовлетворяют реальные потребности человека. А такие потребности человека как физиологические, гигиенические, социальные и др. определяют потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам товар приобретает полезность для определенных категорий потребителей и становится товаром. Кроме того, обо всех этих характеристиках товаров должна быть товарная информация.

Характеристика – это совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.

Ассортиментная характеристика товаров – это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, которые определяют их функциональное и/или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Качественная характеристика товаров – это совокупность внутривидовых потребительских свойств, которые обладают способностью удовлетворять разнообразные потребности. Качественная характеристика отличается от ассортиментной характеристики большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность.