Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие принципы законности
1.1 Понятие, принципы и требования законности
1.2 Гарантии законности: понятие и виды
Глава 2. Сущность и значение правопорядка, его взаимосвязь с законностью
2.1 Понятие правопорядка его соотношение с законами и законностью
2.2 Социальное значение законности и правопорядка
2.3 Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины
Перечень принципов законности, в юридической литературе также вызывают определенные разногласия. Так, принципами законности являются: [5]
1) единство законности;
2) гарантированность основных прав и свобод граждан;
3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
4)недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
5) взаимосвязь законности и культурности.
Основным принципом является принцип единства законности. Значение указанного принципа заключается в том, что он выравнивает правовое регулирование социальных отношений, вне зависимости от видов нормативно – правовых актов, участников данных правоотношений или характера объектов воздействия. В данном случае, речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно – объектном и пространственно – временном измерении. Чем успешнее данный принцип претворяется в жизнь, тем реалистичнее состояние законности.
Второй принцип законности, это гарантированность основных прав и свобод граждан. Стоит отметить, что данный принцип принадлежит не только к законности, но и к праву. Роль данного принципа состоит в значимости личных и групповых интересов, а также их практической реализации.
Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение - суть этого принципа заключается в том, что каждое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а лицо, его совершившее, должно понести соответствующее наказание.
Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Указанный принцип позволяет участникам отношений принять оптимальное решение в конкретных обстоятельствах, соответствии с требованиями закона.
Взаимосвязь законности и культурности. Общая и правовая культура являются морально-этнической основой законности, а законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.
1.2 Гарантии законности: понятие и виды
Под гарантиями законности необходимо понимать обусловленную закономерностями общественного развития систему условий, предпосылок и средств, которые обеспечивают процесс реализации законности, а также формируют такую упорядоченность социальных отношений, при которой достигается движение общества к демократии.
В юридической литературе, гарантии законности классифицируются на два вида: общие и специальные. Так, общими гарантиями являются экономические, политические и нравственно – духовные гарантии. В то время, к специальным гарантиям, относят юридические гарантии.
Среди общих гарантий, определяющее значение имеют политические и экономические принципы, например, формы собственности, бескризисное развитие экономики, уровень занятости населения и т д.
В качестве нравственно – духовных гарантий законности, выступает благоприятная морально – психологическая обстановка, в рамках которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений. Для создания здоровой нравственной обстановки, необходимо участие всех звеньев политической системы общества, в том числе, учреждения культуры и искусства. Таким образом, нравственно здоровое общество, это такое общество, которое функционирует, основываясь на законах[6]
Именно общие гарантии образуют материальную основу для применения юридических мер по укреплению законности. Данные меры, выступают в качестве способа обеспечения законности и являются производными от первых. Специальные гарантии подлежат закреплению в нормативно – правовых актах. Под юридическими гарантиями законности, необходимо понимать особенности социально – экономического строя, а также систему условий и средств, которые закреплены в действующем законодательстве и направлены на обеспечение законности.
Ввиду изменения форм собственности, гражданское законодательство нашей страны, существенно изменило условия обеспечения законности в области имущественных отношений, посредством введения обычая делового оборота. Данная мера позволяет выделить самостоятельные типы в специально – юридических гарантиях. В частности, к данным типам будут отнесены правовые и договорные гарантии. Правовые гарантии предусмотрены действующим законодательством, договорные – нормативными актами, которые регулируют сферу договорных отношений.
Качественный и количественный состав юридических гарантий, достаточно подробно охарактеризован в научной литературе. Наиболее значимыми из них, являются полнота и эффективность мер юридической ответственности, высокий уровень надзора за практической реализацией требований законности, а также развитое правовое сознание и правовая культура населения.
Глава 2. Сущность и значение правопорядка, его взаимосвязь с законностью
2.1 Понятие правопорядка его соотношение с законами и законностью
Однозначное понимание правопорядка, в юридической литературе отсутствует, по этому поводу существует множество точек зрения, некоторые из которых можно обозначить в виде концепции. Примером могут выступать следующие концепции: [7]
1. Концепция «правопорядок - система правоотношений».
Понимание правопорядка в качестве системы правоотношений, в принципе вызывает согласие и одобрение, но только в той части, где в качестве основы правопорядка выступают отношения, являющиеся показателем упорядоченности общественных отношений. В то же время, правопорядок нельзя отождествлять с правоотношениями в их системном выражении. Для наличия системы правоотношений достаточно того, чтобы круг общественных отношений был урегулирован правом, а именно взаимные, субъективные права и обязанности сторон предусматривались правовыми нормами. Для того чтобы правопорядок существовал, необходимо гарантированная возможность осуществления субъективных прав и юридических обязанностей. В качестве самостоятельной и целостной системы, правопорядок обладает качествами, которые не свойственные правоотношениям. Так как правоотношения являются гранью правопорядка, то правопорядок – это состояние отношений. Стоит отметить, что понятие «состояние», в данном случае не сводится к понятию совокупности, а характеризует качество явления. Посредством категории состояния, выражается процесс изменения и развития вещей и явлений, которые сводится к изменению их свойств и отношений. Характеристика состояния вещей, имеет значение для раскрытия их правовой сущности.
2. Концепция «правопорядок - состояние урегулированности общественных отношений на основе права, законности».
В рамках данной концепции, понимание правопорядка подразумевает упрощенных механизм его появления. Стоит отметить, что упорядоченность возникает на основе взаимодействия органов публичной власти, которое выражено в нормативно – правовых актах и деятельности государственных органов. Стоит отметить, что рассматриваемый подход акцентирует внимание на упорядоченности общественных отношений, а также поведении людей, которое исходит из правовых норм. Законодатель, основываясь на требованиях объективной реальности, упорядочивает перечень субъектов, их правовой статус и правила правового поведения. Однако, в качестве основного недостатка такого подхода, выступает тот факт, что содержание правопорядка сведено к упорядочиванию общественных отношений.
3. Концепция «правопорядок - это упорядоченность общественных отношений, выраженная в правомерном поведении».
В рамках данной концепции, правопорядок представляется в качестве идеального образования, при котором противоправные явления остаются за пределом. Правопорядок можно охарактеризовать как результат практической реализации юридических норм, а также правомерного поведения субъектов права. Однако, при верности данной концепции, отпала бы необходимость постоянного совершенствования правопорядка. Становится, очевидно, что авторы данной концепции, дают характеристику не правопорядку, а его закрепленной в нормативных источниках моделью, которая существенно отличается от его реального состояния. Представляется вполне естественным, что в процессе реализации права, субъективные права и юридические обязанности не всегда используются надлежащим образом. Как результат, наряду с правомерным поведением, имеет место проявление неправомерного поведения. Правонарушения, а также злоупотребление правом, являются реальными явлениями правовой действительности.
4. Концепция «правопорядок - режим законности».
Проанализировав данную концепцию, можно придти к выводу, что правопорядок является соблюдением требований законности. Однако, определяя правопорядок в качестве режима законности, можно лишить правопорядок самостоятельного содержания и свести правопорядок к законности. Между тем, известно, что законность и правопорядок являются абсолютно разными понятиями.
Так, под режимом законности необходимо понимать условия, при которых функционирует непосредственно закон, а не результат данного функционирования. В свою очередь, правопорядок – это результат осуществления норм права в рамках режима законности. Таким образом, законность обеспечивает исполнение законов, в то время как правопорядок – результат данного исполнения. Некоторые авторы, приводят аргументы против толкования правопорядка в качестве производной от законности, на основе того, что логическая зависимость между ними дает представление относительно условиях существования правопорядка, которые были сформированы под правовым воздействием. В то же время, нельзя полностью отвергать роль законности в обеспечении правопорядка, та как данная роль вполне значительна. Законность выступает в качестве предпосылки правопорядка и является условием его возникновения и дальнейшего упрочнения[8]
Также некоторые ученые подчеркивают, что законность, выступающая в качестве нормотворческого и правореализационного процессов, является основным и всеобъемлющим средством для установления правопорядка. Таким образом, можно наблюдать цепочку взаимообусловленных, социально – правовых явлений, например: право – законность – правопорядок.
Необходимо подчеркнуть, что линейная зависимость, представленная выше, носит весьма абстрактный характер. Очевидно, что указанная последовательность будет развиваться по спирали, в связи с чем, рассматривать право в качестве первой стадии цикла, является неверным, так как правотворчество является отражением достижения определенного уровня порядка. Таким образом, правопорядок по цепочке, является результатом правового регулирования, а также необходимым условием для правотворчества и реализации права.
Стоит отметить, что приведенные концепции относительно правопорядка, большей частью, сложились в советское время. Ввиду этого, характерные для советской юриспруденции черты, выражаются в признании принудительной силы государства для достижения правопорядка. Понятийный статус правопорядка, в теории права рассматривался как состояние, достигнутое усилиями государства и выраженное в упорядочивании общественных отношений со стороны законодательства. Данный подход, изначально постулирует монополию государственной власти в отношении формирования стабильности системы социальных отношений. Данная задача достигается посредством нормирующей и контролирующей деятельности органов государственной власти. При этом, субъект правопорядка противопоставлен его носителю. При таком подходе, правопорядок представляется итогом социального нормирования, базовую суть которого, составляет закон.
В рамках данного понимания правопорядка, акцент, как правило, делается на государственно – властном начале, а личность планомерно уходит на второй план. В современных условиях, такое определение нельзя назвать адекватным и удовлетворяющих науку и практическую деятельность.
Таким образом, основные признаки правопорядка заключаются в олицетворении им фактически урегулированных правом общественных отношений, господстве права и верховенстве закона, а также в гарантированности государством реализации субъективных прав и юридических обязанностей всех участников правоотношений.
2.2 Социальное значение законности и правопорядка
Законность и правопорядок являются основой для многих явлений общественной жизни, к которым, в частности, относятся:
1) Нормальное функционирование общественной жизни;
2) Четкая и эффективная деятельность государственных и общественных структур;