Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие функций менеджмента и системы менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время современное общество выполняет исключительно трудную, даже противоречивую, но при этом исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни - это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Такие изменения как в обществе и экономике, так же во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения и нас самих. Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, заключается в постижении науки и искусства менеджмента.
Менеджмент — современная система управления предприятием, функционирующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом. Тем не менее есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. То есть, управление является более широким понятием. Менеджмент находит свое применяется только в управлении социально-экономическими системами.
Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения поставленных целей путем рационального применения материальных и трудовых ресурсов.
Система менеджмента — это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального и технического обеспечения в условиях автоматизированной системе управления (АСУ), а также правового обеспечения.
Процесс управления (менеджмент) имеет пять взаимосвязанных функций:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- стимулирование.
Для успешного управления организацией необходимы все функции в комплексе. Так как управление рассматривается как процесс, соответственно, работа по достижению целей с помощью других – это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий.
Функции в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий.
Основные функции характеризуют воздействие, определяя его обусловливающие средства, осуществление которого может обеспечить необходимый результат. Нормальное функционирование организации или предприятия невозможно без проявления функций управления. Исходя из этого, изучению и анализу функций управлению нужно уделять достаточное внимание.
Актуальность темы курсовой работы заключается в функциях менеджмента, выполнение которых гарантирует результативную деятельность предприятия.
Объект исследования – открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод».
Предмет исследования - реализация основных функций менеджмента в организации ОАО «МАЗ».
Целью данной работы является раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности исполнения этих функций на примере ОАО «МАЗ».
Для достижения целей по отношению «Минского автомобильного завода», необходимо решить такие задачи: изучить сущность и необходимость функций в менеджменте, разобрать функции менеджмента, охарактеризовать основные функции менеджмента и механизмы их реализации. изучить реализацию основных функций на примере предприятия ОАО «МАЗ», разработать предложения по усовершенствованию реализации основных функций менеджмента, которые должны повысить эффективность хозяйственной деятельности ОАО «МАЗ».
В ходе написания данной курсовой работы были использованы следующие методы: анализ, моделирование, абстрагирование.
1. Понятие функций менеджмента и системы менеджмента
Функция в менеджменте - вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.
Функция менеджмента показывает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Итоговым результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию.
Каждая функция менеджмента представляет собой область определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности представляет собой набор функций, связанных одним циклом менеджмента.
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
Рассмотрим данные функции менеджмента подробнее.
В начале 20 века разработчик теории административного управления Анри Файоль выделил 5 исходных функций управления: предвидение (планирование и прогнозирование), организация, распорядительство, координация, контроль (см. схему 1).
Предвидение - изучать будущее, устанавливать программу действий.
Организация – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный).
Распорядительство – приводить в действие персонал предприятия.
Координация – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия.
Контроль – наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.
Что касается специфических (конкретных) функций менеджмента, то они отражают специфику производства.
Каждая конкретная функция тесно связана с выделенным объектом управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций управления, соответствующих каждому выделенному объекту управления.
Конкретные функции и наделяемые ими органы управления образуются логической цепочке (см. схему 2).
Число конкретных функций управления на предприятии будет столько, сколько окажется сфер (видов) производственно-хозяйственной деятельности, которые служат объектами управления.
К конкретным функциям управления относятся:
- управление научно технической подготовкой производства;
- управление основным производством;
- управление вспомогательным и обслуживающим производством;
- управление качеством продукции;
- управление трудом и заработной платой;
- управление кадрами;
- управление материально-техническим снабжением;
- управление финансами и кредитом;
- управление сбытом продукции;
- управление капитальным строительством;
- управление социальным развитием коллектива.
Конкретной функцией наделяется орган управления (бухгалтерия, отдел кадров, финансовый отдел, планово-экономический отдел и т. д.), коллектив которого и занят выполнением данной функции наряду с участием в выполнении всех пяти общих (основных) функций управления.
В настоящее время различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (см. таблицу 1):
- общие функции менеджмента;
- социально-психологические функции менеджмента;
- технологические функции менеджмента.
Общие функции менеджмента отражают содержание главных стадий процесса управления деятельности организации на всех иерархических уровнях.
Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать исполнение следующих общих функций:
- формирование целей;
- планирование;
- организацию;
- контроль.
Часто к ним еще добавляют такие функции, как мотивация, координация, управление.
Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.
Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.
Общественно-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают единую систему менеджмента, которая позволяет четко определить методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, а также специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.
Деятельность в области деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сконцентрированы в трех основных группах:
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Функция управления — вид деятельности, который базируется на разделении и кооперации менеджмента и, в свою очередь, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.
Функция управления и установления объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к ним относятся:
- прогнозирование и планирование;
- организация работы;
- мотивация;
- координация и регулирование;
- контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
- перспективное и текущее экономическое социальное планирование;
- организация работ по стандартизации;
- учет и отчетность;
- экономический анализ;
- техническая подготовка производства;
- организация производства;
- управление технологическими процессами;
- оперативное управление производством;
- метрологическое обеспечение;
- технологический контроль и испытания;
- сбыт продукции;
- организация работы с кадрами;
- организация труда и заработной платы;
- материально-техническое снабжение;
- капитальное строительство;
Финансовая деятельность менеджмента представляет собой обособленный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
1.2. Функции менеджмента
1.2.1. Планирование
Планирование является основной функцией менеджмента и представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора, Д. Хана, планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений.
Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач.
Планирование дает возможность учесть внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или структурного подразделения.
В зависимости от содержания целей и задач можем выделить следующие формы планирования и виды планов:
Формы планирования:
- перспективное;
- среднесрочное;
- текущее (бюджетное, оперативное).
Виды планов:
- В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.
- В зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.