Файл: Социальное значение законности и правопорядка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Обеспечение практической реализации прав и свобод человека и гражданина;

4) Уверенность общества в справедливости и эффективности действий государственных органов.

К сожалению, в практической деятельности, не всегда соблюдается принцип равенства всех граждан перед законом, но на сегодняшний день, можно увидеть определенные шаги для развития данного направления.

Ключевая роль для обеспечения законности на территории нашей страны, принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, которые осуществляет свою власть независимо и самостоятельно, с помощью конституционного судопроизводства. Согласно нормам действующего законодательства, Конституционный Суд состоит из девятнадцати судей, которые назначаются по представлению Президента Российской Федерации. Однако, в практической деятельности, не все решения судов, в том числе Конституционного суда РФ, выполняются, что характерно не только для органов исполнительной, но и законодательной власти.

В настоящее время, эффективный механизм реализации решений суда, на территории нашей страны до сих пор не создан.

2.3 Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины

Как уже отмечалось выше, законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, но в то же время, не тождественны. Законность и порядок соотносятся друг с другом как причина и следствие: в случае отсутствия законности – отсутствует правопорядок. В случае если законы или иные нормативно – правовые акты соблюдаются, в качестве результата данного положения, будет выступать четкий правовой порядок.

Если правопорядок будет слабым и не прочным, это свидетельствует о том, что законы в данном обществе не только игнорируются, но и повсеместно нарушаются, следовательно, проявляется отсутствие режима законности как режима уважения к закону.

Логически, законность предшествует правопорядку, так как в данном случае наблюдается причинно – следственная связь. Не случайно, в повседневном общественно – политическом лексиконе, данные понятия располагаются вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Таким образом, правопорядок является реальным показателем состояния законности и отражает степень соблюдения закона. Правопорядок выступает в качестве итога законности[9]


Также можно проследить взаимосвязь между правопорядком, законностью и демократией. Данная связь заключается в том, что без законности и правопорядка не может быть подлинной демократии. В любом понимании, демократия не может действовать за рамками правового поля, так как любой порядок является продолжением свободы, в том числе, порядок правовой.

Демократия не является вседозволенностью, так как она выступает в качестве системы управления обществом. Право, закон и порядок – это неотъемлемые черты демократии, без которых, она стала бы непонятной и тем более, непрочной. Без правовых рамок, демократия является анархией, следовательно, основа демократии – это законность и правопорядок.

Демократия является власть народа, а власть без закона является неполноценной, как и закон бессилен без власти. В широком смысле, закон и власть являются синонимами, которые не могут существовать друг без друга. Так, суд выносит решение от имени власти и государства, тем самым, олицетворяя их тесную взаимосвязь.

Как правило, власть призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон способен удерживать власть в своих рамках, тем самым, страхуя обзество от произвола.

Юридические нормы, выступают в качестве связующего звена демократии и в зависимости от того, насколько эти звенья надежные, зависит стабильность рассматриваемого института. Большинство трудностей отечественной демократии, возникают по той причине, что у нее отсутствуют правовые основы и традиции. Отсюда - проявление различных злоупотреблений возможностями, которые открывались для граждан и объединений новой России. Представляется вполне естественным, что законодательство также должно быть демократичным.

Законность и правопорядок не могут существовать без демократии, так как в данном случае будет наблюдаться отсутствие необходимых условий для практической реализации прав и свобод человека, а также функционирования юридических механизмов. В рамках демократии, права человека ограничиваются аналогичными правами других людей. Следовательно, демократия является естественной благодатной средой для пользования преимуществами, предоставляемыми законностью и правопорядком.

В свою очередь, дисциплина является более широким понятием, по сравнению, например, с законностью, так как предполагает соблюдение законов и иных нормативных актов, но и ряда индивидуальных правил и установлений. Основным структурным элементом дисциплины является соблюдение правил внутреннего распорядка, обязанностей и поручений. Особое значение, дисциплина приобретает для должностных лиц и деятельности аппарата государственной власти.


Представляется вполне естественным, что дисциплина включает в себя законность, однако, данные понятия не являются одним и тем же. Законность выступает в качестве своеобразного центра дисциплины, без которого она немыслима. Следовательно, дисциплина – это нечто большее, чем просто законопослушность.

Общее между законностью и дисциплиной заключается в том, что они являются олицетворением определенного режима, состояния и упорядочивания связей. Более того, они являются объективной необходимостью для современного общества и выполняют аналогичные функции. В качестве субъектов дисциплины и законности выступают все участники общественных отношений, в том числе, коллективные[10]

Дисциплинированный человек – это, прежде всего, исполнительный и обязательный человек. Дисциплина является необходимым структурным элементом личности. Законность, правопорядок, демократия и государственная дисциплина – являются тесно связанными понятиями, при которых одно понятие, подразумевает другое. Полноценное существование данных категорий в отдельности невозможно, так как одно дополняет другое, помогает обеспечивать исполнение принципов и требований других категорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление государством осуществляется посредством применения широкого спектра методов и средств, например, таких как экономические, политические, правовые и иные методы и средства. В данном спектре, особе место отведено законности и правопорядку, без которых, нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества в частности, не представляется возможным.

Наличие и соблюдение законов, является одним из древнейших признаков цивилизованного общества. На сегодняшний день, соблюдение законов является общепринятой нормой, стоит отметить, что создание данного правила, является чрезвычайно разумной и целесообразной мерой.

В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаем и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом таких задач как: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий; четкая работа государственного аппарата; борьба с преступностью; формирование политико-правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.


Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и во власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической, морально-психологической. России как никогда, необходима законность и правопорядок.

Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, на повышение управляемости обществом.

Список использованной литературы

1. Афанасьев С.Ф., Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики. [Текст] Монография., « Проспект» : 2014 – 423 с.

2. Беляева О.М., Актуальные проблемы теории государства и права. [Текст ] Практикум., « Феникс» : 2015 – 232 с.;

3. Власенко Н.А. Теория государства и права [Текст] - М.: 2011. - 416 с.

4. Габрелян Э.В., Актуальные проблемы теории государства и права,[Текст] « Проспект» : 2013 – 264 с.

5. Гавриков В.П., Теория государственно – правового регулирования.[Текст ] Монография., « Проспект»: 2014 – 321 с.

6. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства и права. Схемы с комментариями. [Текст]Проспект, 2013. - 200 с.

7. Загорский Г.И., У истоков российского судопроизводства. [Текст] Монография ., « Проспект» : 2015 – 78 с.

8. Зубанова С.Г. Шпаргалка по теории государства и права.[Текст] - М.: Аллель, 2010. - 64 с.

9. Кутафин О.Е., Глава государства.[Текст] Монография., « Проспект»: 2014 – 355 с.

10. Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика.[Текст] 2011. - 390 с.

11. Лапина М.А., Ведомственное нормотворчество . теория и практика применения., [Текст]« Проспект»: 2015 – 321 с.

12. Малахова В.П., Долгушиной С.В. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие. [Текст ] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. - 127 с.

13. Малахов В.П., Иванов А.А., Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие.[Текст] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. - 447 с.

14. Малахов В.П., Правовая мысль. Антология., [Текст]« Академический проект SUММА»: 2015 – 321 с.

15. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях.[Текст] - М.: Проспект, 2010. - 144 с.

16. Малько А.В., Нырков В, Шундиков К. Теория государства и права. Элементарный курс. [Текст] КноРус, 2012. - 240 с.


17. Малько А.В. Теория государства и права. [Текст] КноРус, 2012. - 400 с.

18. Марченко М. Н., Дерябина Е. Основы государства и права.[Текст] Проспект, 2012. - 359 с.

19. Марченко М.Н., Философия права, курс лекций в 2 – ух томах, [Текст]« Проспект»: 2015 . – 324 с.

20. Морозова Л.А. Теория государства и права.[Текст] - М.: Российское юридическое образование: 2010. - 384 с.

21. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник. [Текст] ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с.

22. Петренко А.В. Теория государства и права. [Текст] АСТ, 2012. - 160 с.

23. Поляков А.В., Общая теория государства и права. Проблемы интерпретации в контексте, [Текст] « Проспект» : 2015 – 535 с.

24. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях.[Текст] - М.: 2011. - 176 с.

25. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций.[Текст ] Проспект, 2013. - 96 с.

26. Теория государства и права [Текст]// Марченко М.Н., Лейст О.Э., Попков В.Д., Орехова Т.Р., Бережнов А.Г., Кененов А.А., Мачин И.Ф. и др. Зерцало, 2011. - 516 с.

27. Туманов Д.А., Пробелы в гражданском и процессуальном праве[Текст]// Туманов Д.А., « Норма»: 2008 – 323 с.

28. Каратаев О.Е. Системный анализ общей теории государства и права[Текст] // Журнал университета водных коммуникаций. - - №1. - С. 188-196.

29. Погребная Ю.К. Методы научного познания категории «Правосознание» [Текст]// Юриспруденция. - 2011. - №3. - С. 10-17.

30. Шапиро Е.А. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки: [Текст] дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2000. - 220 с.

31. Юрчак Е.Е., Теория вины в праве. [Текст]Монография., « Проспект»: 2015 – 543 с.

  1. Малахов В.П., Правовая мысль. Антология., [Текст]« Академический проект SUММА»: 2015 – 321 с.

  2. Лапина М.А., Ведомственное нормотворчество . теория и практика применения., [Текст]« Проспект»: 2015 – 321 с

  3. Петренко А.В. Теория государства и права. [Текст] АСТ, 2012. - 160 с.

  4. Малько А.В., Нырков В, Шундиков К. Теория государства и права. Элементарный курс. [Текст] КноРус, 2012. - 240 с.

  5. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник. [Текст] ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с

  6. Малахова В.П., Долгушиной С.В. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие. [Текст ] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. - 127 с.

  7. Малько А.В. Теория государства и права. [Текст] КноРус, 2012. - 400 с.

  8. Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика.[Текст] 2011. - 390 с..

  9. Беляева О.М., Актуальные проблемы теории государства и права. [Текст ] Практикум., « Феникс» : 2015 – 232 с.;

  10. Афанасьев С.Ф., Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики. [Текст] Монография., « Проспект» : 2014 – 423 с.