Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (История Конституции РФ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Что касается гарантий политических прав и свобод, то следует отметить, что наряду с положениями Конституции, направленными на реализацию и защиту всех основных прав и свобод (т.е. с так называемыми внутригосударственными и международно-правовыми гарантиями), в Конституции записаны и нормы об обеспечении политических прав и свобод: нормы о запрете цензуры; о недопущении монополизации государством или отдельными лицами средств массовой информации; о свободе печати и запрете конфискации печатных изданий. Это также положения о невозможности преследования за выражение (в рамках закона) своих мнений, убеждений или отказ от них; о возможности опровержения обнародованной информации и ответа на нее.
2.4 Социально-экономические гарантии.
К социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина в Российской Федерации относятся следующие.
• Право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст.34 Конституции РФ), которое в сочетании с правом частной собственности формирует правовой базис рыночной экономики, исключающий монополию государства на организацию хозяйственной деятельности.
• Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Конституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливаются две важнейшие юридические гарантии права частной собственности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
• Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответствии с предусмотренными трудовым законодательством нормами.
• Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с малолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разрабатываются основы семейной политики в стране.
• Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом.
• Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет человеку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.
В настоящее время центр тяжести в осуществлении права граждан на жилище перемещен с государственного обеспечения на самообеспечение людей — за счет собственных средств, ипотечных кредитов и т. д.
• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для них профессиональной фармацевтической помощи.
• Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
• Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность получения дошкольного,
основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.
• Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противостоит творческой деятельности, направленной на пропаганду насилия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религиозной или классовой нетерпимости.
Как это и принято во многих современных конституциях, социально-экономические права российских граждан могут быть подразделены на две категории.
С одной стороны, это «права-привилегии», то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социально уязвимым). С другой стороны — декларативные права, которые формально гарантируются, но реальный уровень их реализации зависит от социально-экономического развития общества и материальных ресурсов самого государства.
3. Конституционные гарантии судопроизводства.
Конституционно-правовое положение получило свое развитие в ст. 125 Конституции РФ, предоставившей Конституционному суду РФ полномочия по проверке конституционности законов на основании жалоб граждан и запросов судов, а также в нормах Гражданского процессуального кодекса РФ о праве граждан (физических лиц) и организаций на оспаривание законности нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан.
Инициативу по проверке конституционности федеральных законов и целого ряда иных нормативных актов могут проявлять также органы и должностные лица государственной власти, а по оспариванию законности нормативных актов – органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления, считающие, что нормативным актом нарушена их компетенция. При этом на основании решения судов акты или отдельные положения законов могут быть признаны утратившими силу (если Конституционный суд РФ пришел к выводу об их не конституционности) либо недействующими (если суд общей юрисдикции, реализуя функцию норм контроля, счел, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу).
Кроме того, опираясь на норму ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, суды общей юрисдикции во всех необходимых случаях могут применять Конституцию РФ как акт прямого действия. При обнаружении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращается в Конституционный суд РФ с запросом о конституционности этого закона.
Аналогичным образом суд может применять в качестве норм прямого действия общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, а также в международных договорах Российской Федерации, поскольку согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ эти нормы и принципы являются составной частью правовой системы Российской Федерации5.
Расширяя возможности судебной защиты прав человека, Конституция (п. 3 ст. 46) закрепляет следующее, новое для нас положение: «Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права гражданин имеет право обратиться с индивидуальной жалобой против государства в Европейский суд по правам человека и в иные международные контрольные органы, если исчерпаны все установленные законодательством Российской Федерации средства защиты.
Конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина имеют двоякое значение: с одной стороны, эти положения закрепляют индивидуальную правоспособность и правосубъектность, а с другой – выступают как конституционное требование к правовому качеству официальных нормативных актов, к организации и деятельности всех ветвей государственной власти и должностных лиц. Существенное положение об этом содержится в ст. 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Данная статья в позитивной форме содержит требование правового закона, правового характера (соответствия праву) деятельности всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления.
Понятие гарантии права и свобода человека и гражданина РФ с точки зрения учёных.
Ряд ученых рассматривает гарантии прав и свобод личности в качестве более объемного понятия, включая в него, помимо условий и средств, также иные элементы.
Так, например, согласно одной из позиций условия и средства, обеспечивающие возможность пользоваться правами, установленными конституцией и другими законами, представляют собой гарантии прав человека и гражданина в узком смысле. В широком смысле понятие гарантий охватывает совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Отмечается, что хотя эти факторы и весьма разнообразны, по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве: условий, средств, приемов, методов правильного его осуществления.
А.А. Югов, рассматривая гарантии реализации прав, свобод и обязанностей, обращает внимание на то, что в последнее время в понимании правовой природы гарантий обозначился новый подход, который был воспринят в законодательной практике. Суть его в том, что под гарантиями в широком смысле понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные права участников правовой жизни.
Однако гарантии, в отличие от субъективных прав, не создают новой материальной формы жизнедеятельности, а представляют собой правовую форму, которая обеспечивает реализацию требований и предписаний, содержащихся в нормах, устанавливающих субъективные права участников правоотношения. Гарантии носят обеспечительный характер, и «если субъективные права закрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило, представлены в процессуальных правовых нормах».
В определенной мере данный подход схож с точкой зрения Н.А. Марокко, рассматривающей гарантии как права, предоставленные законом, возможности поведения лица, участвующего в судопроизводстве; обязанности государственных органов, принципы судопроизводства, однако ее подход отличается тем, что речь идет уже не только о реализации, но и о защите прав и свобод.
Что касается гарантий защиты, то Е.А. Еремеева указывает, что они состоят из субъектов правозащитной деятельности, а также форм и методов защиты, где формы – предоставленные законом условия для защиты нарушенных прав, а методы – средства и способы воздействия, с помощью которых любой субъект правозащитной деятельности может защитить основные права и свободы. Причем каждой форме защиты должен соответствовать определенный способ или средство защиты, то есть метод защиты нарушенного права. Субъекты правозащитной деятельности и формы защиты занимают, таким образом, основное, главенствующее положение, а методы защиты – второстепенное, подчиненное.
Заключение.
Следует сделать вывод, что основное предназначение гарантий состоит в обеспечении реализации прав и свобод личности, а в случае нарушения – в обеспечении их защиты.
Что же необходимо для обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина?
Необходимо закрепить гуманистические принципы организации и функционирования всей правовой системы, устанавливающие приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе ценностей, неотчуждаемость и гарантируемость прав и свобод, верховенство права и др.