Файл: Контроль за оперативно – розыскной деятельностью (Сущность, правовые основы и формы осуществления контроля и надзора в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Права и свободы человека строго закреплены Конституцией Российской Федерации, обеспечивая гражданский мир и согласие. В связи с этим, правоохранительные органы обращают особое внимание на соблюдение и защиту прав и свобод каждого гражданина нашего общества.

В условиях проводимых реформ современного общества и усовершенствования Российского государства огромное значение возложено на бесперебойное функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни общества. Контрольная и надзорная функции правовой деятельности обеспечивает необходимую подвижность происходящим в стране переменам. Они являются одним из решающих факторов настоящей свободы, построения правового государства.

В настоящее время в России приняты законы и другие нормативные акты, в корне изменившие осуществление правоохранительных функций государства и условия надзора за их исполнением. В первую очередь, это относится к оперативно-розыскной деятельности (ОРД), впервые законодательно закрепленной в качестве самостоятельного объекта правового регулирования. Как правило, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности приравнивалось к правовому регулированию дознания. 

Правовой основой оперативно - розыскной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
В полномочия органов оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с законодательной базой Российской Федерации, включается разработка и создание нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок проведения оперативно - розыскных мероприятий (ОРМ).

Одним из нововведений в практике оперативно-розыскной деятельности установлено, что ее могут осуществлять службы внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны Российской Федерации, т. е. структуры, не являющиеся органами дознания. Секретные операции могут выполнять подразделения Федерального агентства правительственной связи и информации. В связи с этим возникло новое понятие - органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность. Часть оперативно-розыскной деятельность задействована в рыночных отношениях. Закон «О частной детективной и охранной деятельности» дает возможность детективам проводить розыск, что является видом оперативно-розыскных действий. Действующие законы кардинально изменяют оперативно-розыскную деятельность: влияют на количество субъективных элементов оперативно-розыскной деятельности и на качественный подход. В связи с принятие различных законов возникают дополнительные направления:


  1. мероприятия, направленные на гарантию безопасности органов власти и высших должностных лиц;
  2. собственную безопасность органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность;
  3. контроль и пресечение налоговых преступлений;
  4. нарушением таможенных правил.

Преображается географический аспект распространения оперативно-розыскной деятельности. Изначально городские, районные и вышестоящие территориальные подразделения находились в составе органов внутренних дел и государственной безопасности, но затем к ним были присоединены органы Главного управления налоговых расследований, государственной налоговой службы.

Актуальность моей работы заключается в том, что нерезультативные контроль и надзор (либо их отсутствие) дают предпосылки и реальную почву к несоблюдению прав и свобод граждан, являются источником колоссального вреда, не дают возможность осуществить намеченные планы, являются преградой и сдерживающим фактов для позитивных преобразований. Непосредственно, значим контроль за оперативно-розыскной деятельностью, которая проводится на принципах конспирации, а её вопросы решаются с применением, как правило, негласных условий и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы гражданина.

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее –органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статья 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД») определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[1].

Судебные органы и прокуратура осуществляют контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью, являясь залогом соблюдения законности. А так же, залогом соблюдения законности выступает ведомственный многоступенчатый контроль.


В моей курсовой работе были использованы труды таких ученых как Вагиной О.А., Алексеевой А.И. и других. В процессе разработки рассматривались следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие.

Целью моей работы является изучение сущности, правовых основ, форм надзора и контроля за оперативно-розыскной деятельностью, а также определение круга субъектов, осуществляющих данный контроль и надзор.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

  • Оценить соблюдение законности в оперативно-розыскной деятельности;
  • Изучить надзор и контроль за оперативно-розыскной деятельностью;
  • Определить проблемы надзора и контроля за оперативно-розыскной деятельностью.

Чтобы получить ответ на поставленные задачи, мною использовались такие научные методы как логико-аналитические, сравнительно-правовые, системно-структурные.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Сущность, правовые основы и формы осуществления контроля и надзора в оперативно-розыскной деятельности.

Планомерная деятельность какой-либо системы, созданной для достижения социально значимых целей, требует непременного атрибута любого управленческого цикла - контроля за реализацией нормативно-установленного порядка ее осуществления для достижения решаемых задач.

В связи с этим, важное значение приобретает контроль за осуществлением одного из наиболее напряженных видов правоохранительной деятельности - оперативно-розыскной.

В рамках оперативно-розыскной деятельности постоянно осуществляется должный контроль за системой мер по наблюдению, проверке ее соответствия действующим законам и ведомственным нормативным актам. Главной задачей контроля выступает исключение нарушений законодательства, а также совокупность решений и исполнений.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью можно разбить на вневедомственный и ведомствен­ный. В соответствии со ст. 20 ФЗ об оперативно-розыскной деятельности вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют следующие субъекты:


  • Президент РФ;
  • Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации);
  • Правительство РФ;
  • Уполномоченные прокуроры;
  • Представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля.

Также, к органам, занимающимися контролирующими функциями в сфере оперативно-розыскной деятельности, следует выделить суд, так как судья проверяет материалы о про­ведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Основной формой судебного контроля каждому гражданину предусмотрена судебная защита его прав и свобод согласно Конституции РФ[2]. Несмотря на то, что в ст.20 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» судебные органы не упомина­ются в качестве субъектов, осуществляющих контроль, они являются субъек­тами вневедомственного (государственного) контроля.

Вневедомственный контроль является контролем со стороны федеральных органов государственной власти РФ. Он позволяет проводить комплексное наблюдение и проверку уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам принципам и пра­вилам, установленным ФЗ об ОРД и принятыми в его исполнение подзаконными актами.

Основная задача этого контроля заключается в том, что бы в оперативно-розыскной деятельности полностью отсутствовала возможность нарушений законных нормативов и актов. Кроме того, предусмотрена возможность согласованных действий соответствующих органов и должностных лиц для корректировки и устранения препятствий на пути их результативной работы.

Одной из ступеней контроля в оперативно-розыскной деятельности является ведомственный контроль. Общественные организации и граждане нашего государства ограничены в возможности осуществлять контроль за оперативно-розыскной деятельностью в связи с тем, что этот вид деятельности проводится преимущественно негласными средствами, без всеобщей огласки. А также, данные условия негативно отражаются на контроле со стороны органов представительной власти и прокуратуры.

Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованнос­ти и эффективности оперативно-розыскной деятельности и позволяет устра­нить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также принять руково­дителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.

Ведомственный контроль является одной из форм управляющего воздействия, которое осуществляется внутри оперативно-розыскного органа, непос­редственно его руководителями и должностными лицами в соответствии ст.22 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными нормативными актами.


Руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, является должностное лицо, назначенное в соответствии с законом или ведомственным нормативным актом на соот­ветствующую управленческую должность в оперативно-розыскном подразделении.[3]

В соответствии с приказом МВД России замещение руководя­щих должностей начальников главных управлений МВД России, руководителей МВД, ГУВД, УВД осуществляется путем заключения контрактов[4].

Состав руководителей, осуществляющих контроль за оперативно-розыскной деятельностью в системе ОВД, включает в себя:

  • Министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе (начальник службы криминальной милиции);
  • Начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные службы, и их заместители;
  • Министры внутренних дел республик и их заместители по оперативной работе;
  • Начальники главных управлений и управлений внутренних дел на транс­порте и на режимных объектах; их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной милиции;
  • Начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, на транспорте и на режимных объектах, их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной милиции, иные должностные лица.

Под "иными должностными лицами" понимаются лица, имеющие соответствующий допуск, работники аппарата министра, Штаба МВД России, Глав­ного информационного центра и контрольно-ревизионного управления МВД России, а также сотрудники подчиненных им служб.

Целями ведомственного контроля являются:

  • Своевременное предупреждение нарушений закона и вскрытие недостатков в процессе осуществления ОРД;
  • Определение соответствия этой деятельности требованиям законодательства Российской Федерации и ведомственным нормативным актам;
  • Обеспечение конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе;
  • Обеспечение единства решений и исполнения.

Виды ведомственного контроля объединяют в себя:

  1. Ознакомление руководителя с делами оперативного учета;
  2. Работу подразделения и его конкретных сотрудников;
  3. Постоянное изучение оперативно-значи­мой информации и общественного мнения;
  4. Заслушивание конкретных работ­ников в ходе оперативных совещаний и др.

Вневедомственный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий, относительно интервалов времени, в период которых проводится оперативно-розыскная деятельность.