Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (История Конституции РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Гарантии прав и свобод личности в Российской Федерации являются одной из тем, никогда не теряющих актуальности как в научной среде, так и на практике, поскольку, как только речь заходит о правах и свободах человека и гражданина, незамедлительно встает вопрос об их реализации, так как, как справедливо замечает Д.Х. Эльназаров, «обеспечение какого-либо явления или процесса принято связывать с созданием необходимых для его успешной реализации условий, совершением по отношению к нему в связи с этим определенных положительных действий» (пп.1). Вместе с тем, в юридической литературе вопрос гарантий не решен однозначно. Отсутствует единое определение понятия гарантий, что влечет за собой разногласия при анализе системы гарантий и их классификации.

Конституция Российской Федерации провозгласила права человека высшей целью. Она также возлагает на государство, его орган, должностных лиц обязанность защищать и гарантировать неотъемлемые права личности безразличия национальности, языка, религии, пола, политических убеждений, общественного положения и т.д. Тем самым государство признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу демократического развития общества, на которую оно не может покушаться.

Произошедшие в нашем государстве экономические и политические реформы затронули различные сферы общественной жизни, их необходимость при одновременном создании надежных механизмов обеспечения социальной и правовой защиты населения, особенно тех кто находится в сложной жизненной ситуации: пенсионеров, инвалидов, студентов работников бюджетной сферы и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

История Конституции РФ.

В истории России насчитывается пять Конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года.

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения между личностью с одной стороны, государством и обществом – с другой, а также определяющий основы организации самого государства.

Потребность в новой конституции в любой стране, как правило, возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Так, изменения произошли и в нашем государстве – 26 декабря 1991 года произошёл распад СССР.


16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала работу по разработке проекта 15 октября 1993 года Президент РФ Ельцин Б.Н. подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.

Всенародное голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие Конституции проголосовало 58,43%, «против» – 41,57%. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» – 25 декабря 1993 года.

Принятая Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, 2-х разделов, 9-ти глав и 137 статей. По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в тоже время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.

2. Понятие гарантии права и свобода человека и гражданина РФ.

2.1. Гарантии.

Слово «гарантия» было заимствовано в эпоху Петра I из немецкого или французского языка и означает в общем смысле ручательство, поруку в чем-нибудь, обеспечение; то, что подтверждает осуществление, исполнение чего-либо(пп.3).

Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических и организационных предпосылок, условий, средств и способов, обеспечивающих равные права и возможности личности для реализации своих прав, свобод и интересов.

Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека и гражданина подразделяются на:


  • правовые (юридические) гарантии 
  • политические гарантии
  • социально-экономические гарантии.

2.2. Правовые (юридические) гарантии.

Правовое (законное) ограничение прав и свобод человека в современных условиях приобретает особую остроту, поскольку непосредственно связано с обеспечением общественной безопасности. Ограничение прав и свобод – один из способов регулирования степени свободы в обществе, однако в своей реализации не допускающий вольного толкования и злоупотребления. Отсюда следует основное требование к применению государством ограничений прав человека – четкая регламентация оснований, порядка и пределов их применения.

В российской теории права, в правоприменительной практике нет общепринятого (единообразного) подхода к формулированию основополагающей терминологии, в том числе и такого понятия, как ограничение прав и свобод, к определению критериев ограничения прав и свобод человека.

Кроме того, отсутствие общепринятой трактовки названного понятия влечет за собой различие в толковании характеристик содержания такого явления, как ограничение прав и свобод на теоретическом уровне, что показывают публикации на данную тему (Е.А. Лукашева, А.В. Малько, В.Н. Карташов и др.).

Обратимся к конституционным положениям, отражающим институт ограничения прав и свобод человека. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Следовательно, ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны российского государства предполагают решение следующих задач: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни; культурное развитие граждан.

Мировая практика и российское законодательство предусматривают правомерность ограничения прав и свобод человека в условиях так называемых особых правовых режимов – чрезвычайного и военного положения. Однако применительно к ограничениям прав человека, действующим в условиях чрезвычайного или военного положения, следует иметь в виду, что они всегда носят кратковременный характер и их необходимость напрямую связана с реальными обстоятельствами, вынуждающими государство применять названные меры. Ограничения прав и свобод граждан допустимы в том случае, если они: 1) предусмотрены Конституцией и законодательством конкретного государства; 2) соответствуют нормам международного права.


Согласно ст. 56 Конституции не допускаются ограничения таких прав и свобод, как: право на жизнь; достоинство личности; частная жизнь, доброе имя, честь; сбор информации о частной жизни; свобода вероисповедания; свобода предпринимательской деятельности; право на жилище; права, связанные с судебной защитой, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц и т.д.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» – гласит ст. 2 Конституции Российской Федерации.

На практике нет автоматической реализации прав и свобод человека. Нарушение прав и свобод как со стороны отдельных граждан, так и должностных лиц обязывает государство встать на их защиту. В Конституции указаны институты и должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение прав и свобод человека и гражданина в процессе создания и исполнения «позитивного права». Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является, по Конституции, Президент РФ (ч. 2 ст. 80). Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральному законодательству, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Осуществлением мер по обеспечению прав и свобод граждан по Конституции (ч. 1 ст. 114) должно заниматься Правительство РФ. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Конституцией 1993 г. предусмотрено создание Института Уполномоченного по правам человека.

Конституция (пп. 1, 2 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц

2.3 Политические гарантии.

Закрепленные в Конституции РФ 1993 г. Политические права отражают положение человека в обществе в качестве активного участника политического процесса. К политическим правам по Конституции РФ относят:

  • право сохранить свое гражданство или изменить его (ч. 3 ст. 6);
  • право на объединение (ч. 1 ст. 30), включающее в себя и право на политическое объединение;
  • право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31);
  • право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе (ст. 32).

Перечисленные политические права – это, в основном, приобретенные, а не прирожденные и неотчуждаемые права.
В п. 1 ст. 29 Конституции РФ отмечается: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода слова предполагает, прежде всего, выражение своих мнений публично, по вопросам общественного характера, как в устной форме, так и в любом другом виде. Её реализация связана с характером политического режима в стране.

Пункт 4 ст. 29 гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.» Пункт 5 ст. 29 гарантирует свободу массовой информации и недопустимые цензуры.

Право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к выступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем» (пп.1 и 2).

Это право дает гражданам возможность объединить усилия для организационной общественной деятельности: создания и участия в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Политические общественные объединения (политические партии, организации, движения) наделены правом участия в избирательных кампаниях в качестве избирательных объединений.

Статья 31 Конституция РФ констатирует: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия пикетирования». Это право позволяет публично выражать гражданам требования и интересы, осуществлять свободу мысли и слова. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст. 32 (пп. 1 и 2) Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод гражданина. Возможно, право на участие в управлении государственными и общественными делами является не столько субъектным правом, входящем в систему прав и свобод, сколько основополагающим принципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами.