Файл: Документирование и инвентаризация на примере ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также необходимо подобрать подтверждающие первичные документы и регистры аналитического учета по следующим объектам инвентаризации:

  1. запасам, не находящимся в период проведения инвентаризации под отчетом материально ответственных лиц (переданным на ответственное хранение, материалам и товарам в пути, товарам отгруженным);
  2. расходам на НИОКР;
  3. расходам будущих периодов;
  4. объектам незавершенного строительства;
  5. незавершенному производству;
  6. резервам предстоящих расходов.

На практике подготовка первичной документации и учетных регистров, внесение необходимых исправлений в бухгалтерский учет перед инвентаризацией производится далеко не в каждой организации, а ведь осуществление этих мероприятий значительно снижает объем работ при проведении инвентаризации и подведении ее итогов.[8]

Бланки инвентаризационных описей и активов инвентаризации составляются по унифицированным формам до начала инвентаризации и выдаются на руки членам инвентаризационной комиссии.

Альбом унифицированных форм не содержит форм для отражения результатов инвентаризации некоторых категорий имущества: незавершенного строительства, незавершенного производства, расходов на НИОКР, резервов предстоящих расходов. Эти формы должны быть разработаны организацией самостоятельно и утверждены организацией самостоятельно и утверждены в составе учетной политики.[9]

Для инвентаризации расчетов с бюджетом организация должна составить и направить запрос во все инспекции МНС РФ, в которых она зарегистрирована как налогоплательщик, о предоставлении актов сверки по всем видам налогов, уплачиваемых организацией.[10]

В отношении различных объектов инвентаризации применяются три различных регламента ее проведения.

I. Проверка фактического наличия имущества сверка фактического наличия с данными бухгалтерского учета.

Применяется в отношении следующего имущества, хранящегося и используемого в организациях: основных средств, нематериальных активов (в части наличия правоустанавливающих документов), незавершенного строительства, оборудования к установке, производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции), незавершенного производства, наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности, документарных ценных бумаг.

II. Документальная сверка расчетов с бюджетом, кредитными организациями и другими контрагентами.


Применяется при инвентаризации всех видов расчетов, в том числе расчетов с бюджетом, а также при инвентаризации финансовых вложений в части выданных займов и вкладов в договоры простого товарищества.

III. Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, на основании имеющихся у организации документов.

Таким способом осуществляется инвентаризация нематериальных активов (в части правильности формирования балансовой стоимости); запасов, не находящихся в период проведения инвентаризации под отчетом материально ответственных лиц (переданных на ответственное хранение, материалов и товаров в пути, товаров отгруженных); расходов на НИОКР; бездокументарных ценных бумаг; расходов будущих периодов; резервов предстоящих расходов и платежей. Данный порядок применяется также при инвентаризации расчетов и финансовых вложений в выданные займы и вклады в договоры простого товарищества. Применение этого регламента без проведения документарных сверок с контрагентами снижает достоверность инвентаризации.[11]

Проверка фактического наличия имущества производится инвентаризационной комиссией в присутствии материально ответственного лица, а в части нематериальных активов - лица, ответственного за сохранность правоустанавливающих документов. До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица берется расписка о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, приняты к учету, а выбывшие списаны в расход. Расписка материально ответственного лица включена в заголовочную часть инвентаризационных описей.

Результаты проверки фиксируются в инвентаризационных описях и актах, составляемых по унифицированным формам:

  1. инвентаризационной описи основных средств (ф. № ИНВ - 1);
  2. инвентаризационной описи нематериальных активов (ф. № ИНВ - 1а);
  3. инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ - 3);
  4. инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. № ИНВ - 5).
  5. акте инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ - 15);
  6. инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИНВ - 16).

Эти документы составляются не менее чем в двух экземплярах, а опись по ф. № ИНВ - 5 - в трех экземплярах. Также в трех экземплярах составляется инвентаризационная опись арендованных основных средств, составляемая по ф. № ИНВ - 1.


По окончании проверки и выведения итоговых показателей описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. При этом материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. [12]

По основным средствам, нематериальным активам, производственным запасам и оборудованию к установке, при проверке фактического наличия которого были выявлены отклонения от учетных данных, бухгалтером составляются сличительные ведомости (ф. № ИНВ - 18, ИНВ - 19). В них отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач имущества указываются в соответствии с его оценкой в бухгалтерском учете. Сличительные ведомости оформляются в двух экземплярах, а затем подписываются бухгалтером и материально ответственным лицом. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, другой хранится в бухгалтерии.

В акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ - 15) и инвентаризационную опись ценных бумаг (ф. № ИНВ - 16) включаются показатели как собственно инвентаризационных описей, так и сличительных ведомостей.[13]

При инвентаризации основных средств (ОС) инвентаризационная комиссия осуществляет осмотр объектов и заносит в инвентаризационную опись основных средств (ф. № ИНВ - 1) следующую информацию:

    1. при автоматизированной обработке результатов инвентаризации, если инвентаризационной комиссии выдана частично заполненная опись, - данные о фактическом наличии объектов, их стоимость;
    2. если описи не были заполнены - полное наименование объектов, их назначение, инвентарные номера, основные технические или эксплуатационные показатели.[14][15]

При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их, инвентаризационная комиссия должна включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночной цене, а амортизация по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и степени амортизации соответствующими актами.


В бухгалтерском учете выявленные инвентаризацией неучтенные объекты ОС отражаются на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств (ф. № ИНВ - 18).

Производится запись:

Дебет счета 08 Кредит счета 91 - отражается рыночная оценка ОС, приведенная в сличительной ведомости и акте оценки объекта.[16]

В соответствии со сличительной ведомостью и актом оценки объекта (в котором отражается рыночная цена ОС на момент инвентаризации и данные о степени его изношенности) составляется акт приема-передачи объекта основных средств (ф. № ИНВ ОС - 1). Принятие к учету здания (сооружения) оформляется актом о приеме-передаче здания (сооружения) по ф. № ОС - 1а только при наличии документов о государственной регистрации прав на недвижимость. При этом определяется срок полезного использования объекта информации об амортизации.

Производится бухгалтерская запись:

Дебет счета 01 Кредит счета 08 - отражено принятие к учету объекта основных средств (в соответствии с актом по ф. № ОС - 1 или ОС - 1а).18

Инвентаризация нематериальных активов (НА) заключается в проверке:

  1. наличия документов, подтверждающих права организации на его использование;
  2. правильности и своевременности отражения нематериальных активов в бухгалтерском балансе.

Инвентаризационная комиссия должна убедиться в регистрации прав и указать в инвентаризационной описи нематериальных активов (ф. № ИНВ - 1а) их реквизиты (дату и номер), сличить дату получения организацией прав на интеллектуальную собственность, зафиксированную в регистрирующем права документе, и дату принятия объекта к учету, которая указана в карточке по ф. № НМА - 1.[17]

По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

На законченные строительством объекты, полностью или частично введенные в эксплуатацию, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.[18]


Инвентаризация оборудования к установке, не сданного в монтаж, осуществляется в том же порядке, что и инвентаризация производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции).

При инвентаризации производственных запасов проверяется их фактическое наличие путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. Данные проверки заносятся в выданную инвентаризационной комиссии инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ - 3).

Товарно-материальные ценности, поступающие под отчет материально ответственного лица во время проведения инвентаризации, принимаются им в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ТМЦ заносятся в отдельную опись "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации", где указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.[19]

Описи составляются отдельно по каждому отдельному структурному подразделению (цеху, участку) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляется после полного их окончания.

Проверка фактического наличия денежных средств в кассе организации и денежных документов проводится единовременно с инвентаризацией документарных ценных бумаг, хранящихся в организации, и бланков строгой отчетности и оформляется актом инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ - 15).

Результаты проверки наличия документарных ценных бумаг отражаются в отдельной инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков строгой отчетности по ф. № ИНВ - 16. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия ценной бумаги, ее реквизитов, учетной стоимости, срока погашения.[20]

Для документирования инвентаризации ТМЦ, переданных на ответственное хранение и переработку, унифицированных форм нет, поэтому в случае наличия у организации подобных операций следует разработать формы для оформления инвентаризации этих категорий имущества и утвердить их в составе учетной политики. В акте инвентаризации ТМЦ, переданных на ответственное хранение, должно быть указано их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата передачи на хранение, место хранения, номера и даты документов.