Файл: Документирование и инвентаризация на примере ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При инвентаризации расходов на НИОКР и расходов будущих периодов инвентаризационная комиссия проверяет правильность сумм, отраженных на счете "Нематериальные активы", субсчет "Расходы на НИОКР" по каждому НИОКР и на счете "Расходы будущих периодов" по каждому расходу будущих периодов, на основе документов в соответствии с принятой в организации учетной политикой и установленных сроков списания каждого инвентаризуемого расхода.[21]

Для документирования инвентаризации расходов будущих периодов применяется унифицированная форма акта инвентаризации расходов будущих периодов (ф. № ИНВ - 11). Для оформления инвентаризации расходов на НИОКР организации самостоятельно разрабатывают и утверждают форму акта инвентаризации.

При инвентаризации резервов предстоящих расходов проверяется правильность и обоснованность создания в организации этих резервов в соответствии с принятой учетной политикой и утвержденным в организации регламентом (методикой) их образования и использования.[22]

Результаты инвентаризации обобщаются в "Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией" (ф. № ИНВ - 26), которую подписывает руководитель организации, главный бухгалтер и председатель инвентаризационной комиссии. В ведомости содержится информация о выявленных в результате инвентаризации расхождениях по каждому счету: суммах недостач, излишков и порчи, а также о порядке отнесения сумм выявленных недостач и порчи: зачет по пересортице, списание в пределах норм естественной убыли, отнесение на виновных лиц и списание на внереализационные расходы.[23]

Стоимость недостающего или испорченного имущества, недостача и порча которого были выявлены в результате проведенной инвентаризации, подлежит списанию с кредита счетов учета имущества в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Производятся записи:

Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",

Кредит счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"; 04 "Нематериальные активы", субсчет "Выбытие нематериальных активов"; 07 "Оборудование к установке"; 08 "Вложения во внеоборотные активы"; 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция"; 50 "Касса"; 58 "Финансовые вложения".[24]

Выявленные в процессе инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:


1. Осуществляется взаимный зачет излишков и недостач производственных запасов в результате пересортицы.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. В случае, когда конкретные виновники пересортицы не установлены, выявленная разница рассматривается как недостача сверх норм убыли и списывается на внереализационные расходы. При этом в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения причин, по которым данная разница не отнесена на виновных лиц.[25][26]

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

2. Определяется естественная убыль ценностей в пределах установленных норм.

Если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же имеется недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.

Естественная убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на счета учета и на расходы на продажу. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявленных фактических недостач.

При отсутствии установленных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

По материалам и товарам, по которым выявлена недостача сверх норм естественной убыли и по которым ранее был предъявлен НДС к возвращению из бюджета, следует восстановить сумму НДС и также отнести ее в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".[27]

3. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча производственных запасов сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.


В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на внереализационные расходы.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций.

4. Имущество, оказавшееся в излишке, принимается к учету в оценке по рыночной стоимости с признанием внереализационных доходов с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.29

Выводы к главе 1

В этой главе я сделал обзор литературных источников на тему документирования и инвентаризации, дал определение термину «документирование» и рассказал о нем как об основном инструменте бухгалтерского учета.

Кроме того, я рассказал по каким правилам проводится инвентаризация и описал существующие регламенты для ее проведения. К тому же, я показал, как отражаются хозяйственные операции, связанные с инвентаризацией в бухгалтерском учете.

Глава 2. Нормативное регулирование в сфере документирования и инвентаризации

Порядок и правила проведения инвентаризации в российских организациях регламентируются приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995г. № 49, утвердившим «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»[28]. Вопросы, не урегулированные этим приказом, могут раскрываться в локальных нормативных актах.

Выявление фактического наличия имущества предприятия и сопоставления с данными бухгалтерского учёта - основная цель инвентаризации. Инвентаризация производится путём измерения, взвешивания и пересчёта материальных ценностей: в кассе, в производстве, на складах. Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» предусмотрено обязательное проведение инвентаризации.[29]


1. Перед составлением годовой бухгалтерской отчётности - ежегодно в четвёртом квартале;

2. При сдаче в аренду или продаже имущества;

3. При замене материально-ответственного лица;

4. При ликвидации или реорганизации предприятия.

Проведение инвентаризации также регулируется следующими нормативными документами:

1. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н);

2. Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации";[30]

4. Постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 № 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ - 26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией";[31]

5. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 № 119н);[32]

Процесс документирования в свою очередь регулируется следующими нормативными актами:

      1. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения;
      2. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;
      3. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;
      4. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Основные требования к документам и службам документационного обеспечения;
      5. Основные правила работы ведомственных архивов;
      6. Типовые инструкции по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти РФ;
      7. Основные правила работы архивов организации;
      8. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 и другие нормативные акты.

Выводы к главе 2

В этой главе я рассказал, как производится нормативно-правовое регулирование в сфере документирования и инвентаризации, дал перечень основных документов, на которые следует ориентироваться.

Эти законодательные акты устанавливают правила ведения и заполнения первичных документов, учетных регистров и всех остальных документов, сопровождающих процесс инвентаризации. Также нормативная база регламентирует правила, по которым должна проводиться инвентаризация и описывает ее основные этапы.


Глава 3. Исследование документирования и инвентаризации как методов ведения бухгалтерской отчетности на примере конкретной организации

В соответствии с главой 2 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.[33]

Основными задачами инвентаризации являются: установление фактического наличия хозяйственных ресурсов; контроль за сохранностью готовой продукции путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета; проверка состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.[34]

Порядок проведения инвентаризации регламентируется Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», который регулирует порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств на предприятии и правильность оформления ее результатов.

В соответствии ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства» аудитор использует следующие методы для получения аудиторских доказательств:

Метод

Описание

Запрос

данный метод дополняет другие аудиторские процедуры, ответы на вопрос, могут предоставляться аудитору сведения, которыми не располагает или не подтверждает уже полученные аудиторские доказательства;

Инспектирование

аудитор изучает учетные записи и документы;

Наблюдение

аудитор изучает процесс выполнения другими участниками организации;

Подтверждение

аудитор получает аудиторские доказательства непосредственно от третьей стороны;

Пересчет

проверка точности арифметических подсчетов первичных учетных и иных документов;

Повторное выполнение

самостоятельно выполняемая аудиторская процедура или контрольные действия, которые изначально выполнялась в рамках внутреннего контроля организации;

Аналитические процедуры

аудитор оценивает финансовую информацию на основе анализа взаимосвязи между данными финансового и нефинансового характера.