Файл: Документирование и инвентаризация на примере ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Литературный обзор на тему документирования и инвентаризации
1.2. Теоретические основы документирования и инвентаризации
Глава 2. Нормативное регулирование в сфере документирования и инвентаризации
3.1. Основные этапы инвентаризации на ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет»
3.3. Совершенствование процесса проведения инвентаризации в организациях РФ
Таблица 1. Методы аудиторских доказательств
Инвентаризация является частью процедур при получении аудиторских доказательств, включает в себя наблюдение, инспектирование и подтверждение данных.
3.1. Основные этапы инвентаризации на ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет»
«Точка опоры» – ведущий российский светотехнический холдинг. Компания работает на рынке с 1991 года и предоставляет полный комплекс инжиниринговых услуг по освещению: от разработки световой концепции и светотехнического проектирования, до поставки оборудования и сервисного обслуживания. «Точка опоры» создает световую среду, соответствующую пожеланиям и потребностям клиента наилучшим образом. Световые решения от «Точки опоры» отвечают законам эстетики, строятся на принципах грамотной эксплуатации, реализуются посредством качественного осветительного оборудования и гибких систем управления.
Обладая собственными производственными мощностями и сотрудничая с лучшими мировыми производителями осветительного оборудования «Точка опоры» решает нестандартные задачи освещения, отвечающие самым высоким требованиям энергоэффективности.
Философия ведения бизнеса «Точки опоры» основывается на сочетании делового подхода с соблюдением новейших экологических, эргономических, эстетических, экономических принципов правильного освещения.
ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет" располагается по адресу: 125080, г. Москва, Факультетский пер., д.12.
Основная цель компании - коммерческая деятельность и извлечение прибыли. Вид деятельности – поставки электропроводов и светильников для заводов, кабеля для метро.
Бухгалтерский учет организации ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996г., Налоговым Кодексом РФ и другими нормативными актами, которые устанавливают порядок ведения учета хозяйственных операций в Российской Федерации.
Бухгалтерский учет в компании автоматизирован. Для этого используется программное обеспечение «1С Бухгалтерия». Главный бухгалтер дает инструкцию по правилам хранения первичных документов. Первичные и сводные учетные документы, учетные регистры бухгалтерского учета, составленные на электронных носителях, должны выводиться на бумажные носители. Обработанные первичные документы, которые относятся к N учетному регистру, подшиваются в отдельные папки в хронологическом порядке.
Рассмотрим последовательность проведения инвентаризации в ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет», которая проходила с 12.10.2017 по 22.10.2017. Инвентаризацию проводит созданная приказом директора (Бобышев А. А.) инвентаризационная комиссия, членами которой являются:
- главный бухгалтер - Нестерова Е.А.,
- начальник смены Евтушенко А.И.,
- кладовщик Русиш А.Д.,
- кладовщик Нагулин Д.И.,
- начальник склада Петров И.С., - председатель комиссии.
Председателю инвентаризационной комиссии передают «Журнал учета контроля», в котором в свою очередь регистрируется сам приказ о проведении инвентаризации.
До инвентаризации комиссия проверяет как приняты и обработаны документы по инвентаризируемому объекту, а также проверяет записи на счетах бухгалтерского учета. Комиссия получает расходные и приходные документы, отчеты о движении денежных средств/материальных ценностей.
Факт сдачи документов удостоверяется распиской материально ответственного лица Петрова И.С. о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, принятые им к материальной ответственности, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Председатель инвентаризационной комиссии осматривает и принимает все расходные и приходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что служит для бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Инвентаризационная опись отражает в себе фактические сведения наличия товарно-материальных ценностей и основных средств организации. Инвентаризационная комиссия ответственна за точность и полноту внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, товаров, запасов, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Материально ответственные лица обязаны находится при проведении проверки фактического наличия имущества. Затем заполняется инвентаризационная опись, где сверяется фактическое наличие основных средств с данными бухгалтерского учета. В данном случае инвентаризационные описи заполняются с использованием средств вычислительной техники, но также могут заполняться и в ручном виде. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. В описи на каждой странице указывается число порядковых номеров материальных ценностей, их общая сумма и количество в натуральных показателях. На этой странице указываются ценности в независимости от того в каких единицах измерения (граммах, метрах, штуках и т.д) они записаны на данной странице. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и проведен подсчет итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Можно сделать вывод, что инвентаризационная комиссия, созданная на данном этапе инвентаризации, собирает необходимые данные по наличию или недостатку имущества и затем использует эти данные согласно инструкциям, составляя необходимые документы.
3.2. Документальное оформление и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете в ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет»
После заполнения инвентаризационных описей все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица ее подписывают. Затем происходит сдача оригинальных документов в бухгалтерию, где их проверяют, а затем сравнивают с данными бухгалтерского отчета.
Инвентаризационная комиссия и все материально ответственные лица обязаны в полном составе подписать описи. В конце документа, материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссий имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и о принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества, в случае смены материально ответственных лиц, принявший имущество расписывается в описи о получении, а сдавший - о сдаче этого имущества.
Результатами инвентаризации могут быть излишки (фактическое наличие превышает наличие по данным бухгалтерского учета) или недостачи. Выявленные при инвентаризации излишки имущества приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится: в коммерческих организациях на финансовые результаты, в некоммерческих - на увеличение доходов. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности. При этом для целей финансового учета должны быть учтены события после отчетной даты. Данные по результатам проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов.
Инвентаризация, проводимая в ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет» с 12 октября 2017 года по 22 октября 2017 года, не выявила излишков и недостач, о чем свидетельствует сличительная ведомость.
На основе проведенного анализа и данным, составленным в ходе проведения инвентаризации, можно сделать вывод, что организация обладает устойчивым состоянием и способна продолжать свою деятельность.
3.3. Совершенствование процесса проведения инвентаризации в организациях РФ
На качество, оперативность и экономичность проведения инвентаризации значительно влияет количественный и качественный состав инвентаризационной комиссии. К проведению инвентаризационной работы должны привлекаться руководители или их заместители, бухгалтеры и другие работники, хорошо знающие цены, учёт и отчётность. Немаловажное значение имеет образование, а также общий стаж работы и стаж работы на занимаемой должности. При проведении контроля материалов инвентаризации с целью их достоверности и качества инвентаризационной работы необходимо тщательно проанализировать все нарушения заполнения инвентаризационных описей, обращая особое внимание на признаки, свидетельствующие о хищениях. К ним относятся:
- не оговорённое исправление цены, количества и суммы;
- подчистки записей, добавление и дописка цифр;
- неправильное сбалансирование единиц товаров по страницам инвентаризационных описей;
- несоответствие количества единиц товаров по странице описи количеству, указанному инвентаризационной комиссией;
- неправильный подсчёт итогов на отдельных страницах и в инвентаризационной описи в целом;
- указание в инвентаризационной описи завышенных остатков отдельных товаров;
- записи об остатках, определённых ТМЦ в описи на конец отчётного периода в большем объёме, чем записи тех же ТМЦ в описи на начало периода (если по этим товарам не было движения).
Для выявления хищений, характеризующихся указанными признаками, необходимо провести их исследование путём тщательно проведённой проверки тех операций, которые содержат отдельные формальные признаки злоупотреблений, путём применения приёмов встречной проверки, взаимного контроля, контрольного сличения, с целью выявления факторов, указывающих на определённые способы сокрытия хищений и злоупотреблений. В целях пресечения злоупотреблений и нарушений при составлении инвентаризационных описей и сокращения сроков инвентаризационной работы необходимо совершенствовать технику её проведения.
Совершенствование методов проведения инвентаризаций должно быть направлено на применение многочисленных документов, в которые будут записываться данные о наличии ценностей специальным шрифтом, воспринимаемым как человеком, так и ЭВМ. Определение результата инвентаризации является одним из ответственных моментов бухгалтерской обработки материалов инвентаризации. Между тем, некоторые руководители не рассматривают инвентаризационные описи и не дают по ним своего заключения. При тщательном изучении инвентаризационных описей представляется возможность определить ТМЦ в завышенных количествах и принять меры по рассмотрению или завозу отсутствующих ТМЦ. Таким образом, инвентаризационные ведомости дают информацию для управления запасами. Задача состоит в том, чтобы в наиболее краткие сроки обеспечить выведение результатов инвентаризации.
Вывод к главе 3
В данной главе я исследовал процессы документирования и инвентаризации как методов ведения бухгалтерской отчетности на примере организации ЗАО «Точка Опоры Промэлектросвет».
Я рассказал о том, как проводится документирование и инвентаризация в данной организации, каким образом утверждается комиссия и осуществляются все этапы данного процесса, описал какие требования предъявляют к членам комиссии, материально-ответственным лицам, определил их роли и задачи.
Также я описал что представляет собой результат инвентаризаций, каким образом эти результаты фиксируются и уделил отдельный момент вопросу совершенствования инвентаризаций в организациях РФ.
Заключение
В начале моей работы мной были обозначены ее цель и задачи решения поставленной цели.
Я изучил имеющуюся литературу на тему моей курсовой работы и нормативные документы, регулирующие сферу документирования и инвентаризации, описал основные этапы проведения инвентаризаций, рассказал как осуществляется организация работы в этом направлении.
Также мной было проведено исследование на предмет того, каким образом осуществляется инвентаризация в организации ЗАО «Точка опоры Промэлектросвет».
Список используемых источников
- Малькова Т.Н. История бухгалтерского учета.: учеб. Пособие. – М.: Высшее образование, 2008. – 449 с
- Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Я.В. Соколов, В.Я. Соколов. – М.: Магистр, 2009. – 287 с.
- Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. - М.:Финансы и статистика, 2002. - 516 с.
- Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996г. №129-ФЗ (в ред. от 23.07.1998г.
- ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49
- Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998г. №88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации"
- Порядок проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. № 21 - 2009.
- Постановление Госкомстата РФ от 27.03.2000г. №26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № инв-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией"
- Инвентаризация денежных средств // Бухгалтерский учет. №23 – 2003; Инвентаризация кассы, денежных средств на банковских счетах, расчетов по договорам займов // Бухгалтерский учет. №24 – 2003
- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н (в ред. от 30.12.1999г
- Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н (в ред. от 30.12.1999г
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н.)
- Порядок проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. № 21 - 2009.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н.
- Инвентаризация кассы, денежных средств на банковских счетах, расчетов по договорам займов // Бухгалтерский учет. №24 - 2003.
- Порядок проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. № 21 - 2009.
- Инвентаризация дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет. №21 - 2003.
- Постановление Госкомстата РФ от 27.03.2000г. №26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № инв-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией"
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н
- Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н (в ред. от 30.03.2001г.)
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н.
- Федеральный закон № 402-ФЗ: «О бухгалтерском учёте»
- Постановление Госкомстата РФ от 27.03.2000г. №26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № инв-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией
- Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №119н
- О бухгалтерском учёте: Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402 – ФЗ (ред.04.11.2014г.) [Электронный ресурс]. – М., [2015]
- Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2014г. – 635 с.