Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов
1.1. Понятие менеджмента и управления
1.2. Ресурс с точки зрения различных областей науки
1.3. Мотив и мотивация, как один из способов управления человеческими ресурсами
2. Анализ организации работы с кадрами в интернет-магазине «PetShop»
2.1. Рабочая концепция аналитической работы
2.2. Программная часть аналитической работы
2.3. Характеристика интернет-магазине «PetShop»
2.4. Анализ кадровой политики интернет-магазине «PetShop»
3. Разработка и реализация программы по улучшению кадровой политики интернет-магазина «PetShop»
3.1. Анализ недостатков кадровой политики интернет-магазина «PetShop»
2.4. Анализ кадровой политики интернет-магазине «PetShop»
Трудовые отношения в интернет-магазине «PetShop» строятся в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Для закрепления работника на определенном рабочем месте выпускается приказ или распоряжение. Для ознакомления работника с его должностными обязанностями и подтверждением его согласия следовать данным предписаниям, производится ознакомление работника с должностной инструкцией и ее подписание. Должностная инструкция содержит подробное описание рабочего места, функций и необходимых навыков для работника. Кроме того, работниками, имеющими доступ к материальным ценностям, подписывается документ о несении материальной ответственности. Коллектив интернет-магазина «PetShop» является сознательно организованным коллективом, ориентированным на достижение цели. Основной акцент в организации интернет-магазина «PetShop», сделан на систему материального стимулирования: оплата труда используется как важнейшее средство стимулирования добросовестной работы, практикуется стимулирование через назначение премий и их лишение. Сотрудникам, проработавшим на предприятии более 3-ех лет, устанавливается персональная надбавка за стаж работы. Отпуск сотрудникам компании предоставляется раза в год на 28 дней. Расчет - сумма зарплаты за 12 месяцев делится на количество отработанных дней и умножается на количество отпускных дней. Отпуск без сохранения зарплаты дается в следующих случаях:
- собственная свадьба - 2 дня по служебной записке,
- смерть близких - 2 дня по служебной записке,
- справка вызов на сессию - расписание занятий, служебная записка,
- посемейным обстоятельствам – не более 14 дней по служебной записке.
Существующее морaльное стимулировaние в организации носит отрицательный харaктер и проявляется через порицание, критику, изменение тона беседы, типа фраз, громкости голоса.
Анaлиз управления текучестью персонала связан с определением мотивационной структуры выбытия кадров. Она основывается на реальных причинах, побуждающих работника принять решение об уходе с предприятия. В этом случае статистика службы кадров в лучшем случае лишь частично может дать ответ на вопрос - почему уволился работник. Так, одно основание «по собственному желанию» может быть представлено как:
- неудовлетворенность уровнем оплаты труда,
- задержки выплаты заработной платы,
- причины личного характера,
- тяжелые условия труда,
- неприемлемый режим работы. [6]
Также в организации имеет место оценка работоспособности сотрудников, которая представляет собой оценку уровня профессионального соответствия специалиста занимаемой должности, оценку знаний, умений и навыков организационной культуры, а также решение вопроса о повышение в должности в соответствии с профессиональными или организационными навыками.
Проводится она в интернет-магазине «PetShop» один раз в год, для новых сотрудников необходимо проработать в должности не менее года, и преследует цели, которые отображены в таблице 2.
Таблица 2. Цели оценки персонала
Основные |
1. Оценка результатов труда сотрудника. 2. Определение соответствия их занимаемой должности. 3. Выявление недостатков в уровне подготовки. 4. Составление плана развития работника |
Дополнительные |
1. Проверка совместимости с коллективом (умение работать в команде, лояльность организации, работодателю и руководству) 2. Проверка мотивации к труду, к работе в данной должности. 3. Определение перспектив развития карьеры работника. |
Общие |
1. Улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы. 2. Повышение ответственности и исполнительной дисциплины. |
Специфические |
1. Определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению или сокращению. 2. Улучшение морального и психологического климата в организации. |
В организации используется несколько типов оценки (аттестации) персонала:
1) на основе объективных критериев (оценка конечных результатов работы)
2) на основе субъективных оценок непосредственных руководителей.
3) методика «360 градусов» — круговая субъективная оценка персонала, когда сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами, подчиненными и клиентами.
По результатам оценки строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий работу с сотрудником в западающих областях и карьерный рост.
Также в интернет-магазине «PetShop» приветствуется развитие персонала: организация обучающих тренингов, ведение адаптации новых сотрудников, организация культурно-массовых мероприятий и т.д.
Следует также упомянуть о системе отбора и подбора персонала при приеме на работу.
Основными задачами отбора персонала являются:
- создание резерва кандидатов для приема на работу;
- формирование требований к профессиям и должностям;
- оценка потенциальных кандидатов.
За все время работы интернет-магазина была налажена и укреплена четкая система методов отбора персонала и сформулированы принципы, которых она придерживается при подборе персонала на вакантные должности:
1. Компетентность — основное требование, которое предъявляется к кандидатам. Изучаются биографические данные, профессиональная карьера и рекомендации, определяется уровень профессиональных знаний и умений, деловых и личностных качеств, состояние здоровья, прогнозируется успешность адаптации в коллективе.
2. Объективность — организация стремится свести к минимуму влияние субъективного мнения лиц, принимающих решение о приеме кандидата;
3. Непрерывность — проводится постоянная работа по отбору лучших специалистов, формированию кадрового резерва из внешних кандидатов и сотрудников организации;
4. Научность — в процессе подбора персонала используются самые современные методики.
Ко всему прочему в организации имеет место система обучения персонала и стажировки при поступлении на работу. В интернет-магазине «PetShop» применяются следующие виды обучения:
- Обучение без отрыва от производства: осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения. При этом обучаемый работник рассматривается как частично производительный работник.
- Обучение с отрывом от производства проводится вне рабочего места, как правило, с использованием специально упрощенных учебных инструментов и оборудования. Обучаемый работник не считается производительной единицей с момента начала обучения, его работа начинается с выполнения упражнений.
Вывод:
Таким образом, из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что кадровая политика интернет-магазина «PetShop» находится на довольно высоком уровне, но не является идеальной. Поэтому необходимо провести ряд социально - экономических мероприятий, чтобы улучшить ее и сделать более эффективной.
3. Разработка и реализация программы по улучшению кадровой политики интернет-магазина «PetShop»
3.1. Анализ недостатков кадровой политики интернет-магазина «PetShop»
При анализе кадровой политики интернет-магазина «PetShop» был выявлен ряд недостатков:
Отрицательный характер морального стимулирования – как уже говорилось ранее, оно проявляется в порицании, критике, изменении тона беседы, типа фраз, громкости голоса, чаще со стороны руководителя. В то время, как положительный характер морального стимулирования умалчивается или говорится «за глаза». Но еще Маслоу говорил о том, что мотивировать сотрудников надо не только экономическими методами, но и неэкономическими.
Как следствие пункта 2 плохой микроклимат, что выражается в неуважении, страхе и выполнению работы под настроение руководителя. Соответственно у сотрудников падает самооценка, снижается уровень инициативности, активности, желания работать и т.д.
Субъективное отношение к кандидатам при собеседовании – здесь неоспорим тот факт, что это неприемлемо. Во – первых, согласно конституции РФ «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (статья 19), а нарушение этого предписания есть нарушение главного закона нашей страны. Во- вторых, это неэтично. Не брать человека на работу из – за того, что, например, так чувствует менеджер по подбору персонала. В остальном нет субъективности, чаще полагаются на опыт.
Слабая система адаптации только что вступившего в должность сотрудника к новым условиям труда - ознакомление, приспособление работника к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации является одним из ключевых направлений кадровой политики. Это должно быть применимо как к новым сотрудникам, нанимаемым извне, так и к сотрудникам, перемещаемым на новую должность в порядке внутренней ротации. Ведь адаптация — это еще и приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования.
Отсутствие полноценного обеда, так как его распределяют на весь день (5-ти минутки, ответ на звонок, посещение уборной и т.д.), у некоторых групп сотрудников приводит к ухудшению микроклимата и снижению работоспособности, поскольку люди, не имея возможности спокойно перекусить и отдохнуть послеобеденного перерыва, возвращаются на рабочее место раздраженными, и, как следствие, желание работать у них отсутствует, тем самым работоспособность снижается. Однако это не единственный минус, адаптация проводится в виде тренинга, первоначального обучения, но дальше с сотрудниками проводится минимальная работа, кидают на выполнение планов, отсутствие выполнения никак не корректируется, отсюда увольнения.
Разобщенность трудового коллектива на мелкие неформальные группы, а то и отсутствие коллектива как такового, каждый сам за себя, а ведь залог успеха любого предприятия - сплоченный дружный коллектив, который трудится на благо и процветание организации, в которой он работает. Если же такого коллектива нет, то эффективность его деятельности резко падает.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что недостатки кадровой политики интернет-магазина «PetShop» могут негативно повлиять на эффективность работы ее персонала и успех организации в целом. Ведь, как уже говорилось ранее именно кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил организации. В целом эффективность предприятия зависит от знаний, умений и навыков служащих, их расстановки и использования, что влияет на объемы продаж, темпы прироста продаваемой продукции, выполнение планов. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил и главным источником роста дохода.
Именно поэтому необходимо разработать мероприятия по улучшению кадровой политики и увеличению ее эффективности.
3.2. Организационно - экономические мероприятия по улучшению кадровой политики интерне-магазина «PetShop»
На основании выявленных при анализе недостатков кадровой политики интерне-магазина «PetShop» были предложены следующие пути ее совершенствования:
Введение неэкономического стимулирования персонала. В качестве неэкономических стимулов может выступать:
- объявление благодарности;
- награждение Почетными грамотами;
- включение в резерв на выдвижение на вышестоящую должность;
- Благодарность, которая может объявляться за следующие достижения:
а) выполнение на высоком уровне своих трудовых функций;
б) значительное улучшение применяемых в компании идей;
в) перевыполнение плановых заданий;
г) успехи в повышении качества выполняемых работ, оказываемых услуг;
д) проведение отдельных, разовых мероприятий по поручению руководства компании или подразделения;