Файл: Особенности мотивации и вовлеченности персонала организации на примере ПАО «СБЕРБАНК».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 3
Обратимся к рис. 3. Центр шкалы - нейтральное отношение работника к труду, когда индивид не испытывает ни удовлетворения, ни неудовлетворенности. Поведение человека в процессе труда определяется двумя различными группами факторов. Первая из них, гигиенические факторы, связана с присутствием или отсутствием таких элементов, как условия труда, заработанная плата, политика компании, правила и межличностные отношения между людьми. Отрицательные гигиенические факторы обуславливают неудовлетворенность индивида процессом труда. Но положительные факторы всего лишь избавляют сотрудников от отрицательных эмоций; они никак не влияют на удовлетворенность трудом, не мотивируют к более высоким результатам. Уровень удовлетворения трудом определяется второй группой факторов - мотиваторами, т. е. потребностями высших уровней, включая достижения, признание, ответственность и возможности для роста. Ф. Герцберг считал, что в отсутствие мотиваторов человек относится к своему труду нейтрально. При появлении мотиваторов у него возникает побуждение к труду, который начинает приносить удовлетворение. Таким образом, гигиенические факторы и мотиваторы оказывают принципиально различное воздействие на мотивацию. Первые "работают" только в отрицательной области. Ответственность за удовлетворение трудом "несут" такие мотиваторы, как сложность поставленных рабочих задач, принятие на себя ответственности, признание со стороны других людей.
Рис. 3 - Двухфакторная теория Ф. Герцберга.
А потому задача менеджмента - устранение раздражителей (т. е. обеспечение достаточных для удовлетворения базовых потребностей гигиенических факторов) и применение удовлетворяющих высшие потребности и подвигающих сотрудников к достижениям мотиваторы.
1.4 Теории процессов мотивации
Теория справедливости изучает представления сотрудников организации о том, насколько объективно менеджмент оценивает внесенный ими трудовой вклад в сравнении с остальными работниками (автор Стейси Адамс). Теория предполагает, что, оценивая индивидуально вознаграждение за достигнутые в процессе труда результаты, сотрудники организации стремятся к социальному равенству.
К наиболее распространенным способам устранения неравенства относятся:
- Изменение выхода. Возможно, индивид примет решение о необходимости увеличения вознаграждения.
- Изменение входа. Человек может выбрать и другой путь, уменьшая прилагаемые в процессе труда усилия. Например, работник, воспринимающий зарплату как несоразмерно маленькую, начинает работать с прохладцей. Если работник считает, что ему переплачивают, он может повысить интенсивность труда.
- Изменение представлений. Когда индивиду не удается воздействовать на вход или выход, возможна корректировка его представлений о справедливости.
Уход с работы. Если человек чувствует, что к нему относятся несправедливо, он может принять решение об уходе с работы, рассчитывая найти новую, с более благоприятным балансом входа и выхода.
Менеджеры должны помнить, что их подчиненные оценивают свое вознаграждение, сравнивая его с оплатой труда и другими выгодами коллег. Увеличение заработанной платы или назначение на более высокую должность, воспринимаемые как несправедливые, не оказывают мотивирующего воздействия.
Теория ожиданий, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума (рис.4), базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
При анализе мотивации к труду теория ожиданий акцентирует внимание на анализе трех взаимосвязей:
1. Ожидание в отношении затрат труда и результатов (З-Р). Это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если работники не чувствуют прямой связи между их усилиями при выполнении той или иной работы и результатами этой работы, то их мотивация ослабевает. Это может быть в результате их плохой подготовки или если ему не дали достаточно прав для выполнения работы.
2. Ожидание в отношении результатов и вознаграждения (Р -В). Это ожидание определенного вознаграждения или поощрения при достижении определенных результатов.
3. Валентность - предполагаемая степень относительного удовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения (оценка ценности вознаграждения или поощрения).
Рис. 4 - Модель мотивации по Вруму
Если значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низкий результаты труда.
2. Мотивации персонала на примере ПАО «Сбербанк» России
2.1 Общая характеристика ПАО «Сбербанк» России
Публичное акционерное общество «Сбербанк России»—российский финансовый конгломерат, крупнейший транснациональный и универсальный банк России, Центральной и Восточной Европы. Контролируется Центральным банком Российской Федерации.
Предоставляет широкий спектр банковских услуг. В рамках стратегии трансформации Сбербанка в технологическую компанию начинает расти доля небанковских услуг, таких как маркетплейсы, телеком, страхование, медицина и пр. Доля «Сбербанка России» в общем объёме активов российского банковского сектора составляла на 1 января 2018 года 28,7%. На рынке частных вкладов — 46%. Кредитный портфель соответствовал 38,7 % всех выданных кредитов населению.
В 2018 году ценность бренда «Сбербанка» России составила 670,4 млрд рублей (самый дорогой бренд России).
Центральный офис в Москве. По состоянию на 1 мая 2017 года число отделений «Сбербанка России» составило 14 826. С 1 июля 2017 года у компании насчитывается 12 территориальных дочерних банков.
Во времена СССР с 1922 года по 1987 год действовала система Государственных трудовых сберегательных касс СССР, подчинявшаяся с 1922 года по 1963 год Министерству финансов СССР, а с 1963 года Государственному банку СССР. В 1987 году в рамках банковской реформы в СССР система Государственных трудовых сберегательных касс была реорганизована, и образован Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР). Постановлением Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР.
В 1989 году «Сбербанк» стал первым банком-членом платёжной системы Visa в СССР.
22 марта 1991 года произошло учреждение Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации («Сбербанк России» АО) на общем собрании акционеров в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 года.
1 января 1992 года Сберегательный банк СССР прекратил своё существование.
1 января 2001 года в «Сбербанке России» произведена реорганизация, в результате которой 79 региональных банков «Сбербанка России» реорганизованы в 17 территориальных, путём объединения.
В феврале 2007 года проведено масштабное размещение акций банка, известное как «народное IPO», в ходе его проведения многие сотрудники «Сбербанка» принуждались руководством к приобретению этих акций.
В июне 2010 года банк получил разрешение Китайской банковской регуляторной комиссии на открытие представительства в Пекине.
4 июня 2010 года решением акционеров банка полное официальное наименование банка было сокращено до «Сбербанк России ОАО». 29 июля 2010 года Банк России согласовал редакцию устава с новым названием.
В сентябре 2010 года полное наименование банка изменилось на открытое акционерное общество «Сбербанк России» (ОАО «Сбербанк России»). На английском языке фирменное наименование изменилось на «Sberbank of Russia» (сокращённо «Sberbank»).
В сентябре 2010 года «Сбербанк России» открыл филиальную сеть в Индии.
В сентябре 2010 года была завершена регистрация представительства в Пекине.
В июне 2011 года стало известно о создании Сбербанком и французским банком BNP Paribas совместного банка, который, работая под торговой маркой Cetelem, будет заниматься розничным кредитованием в магазинах.
11 марта 2011 года стало известно о том, что «Сбербанк» покупает 100% российской инвестиционной компании «Тройка диалог» (ныне Sberbank CIB) за сумму в 1 млрд долларов.
28 декабря 2011 года «Сбербанк» и Cetelem (подразделение потребительского кредитования группы BNP Paribas) заключили обязывающее соглашение о создании совместного банка на рынке кредитования в точках продаж в России.
В 2011 году руководство банка объявило о начале экспансии на рынки Восточной Европы и Турции. В течение года Сбербанк сделал ряд приобретений на этих территориях:
В июле 2011 года было объявлено о приобретении холдинга Volksbank International (VBI) — восточноевропейского подразделения австрийской банковской группы «Österreichische Volksbanken AG» (тогда же стало известно, что эта группа стала одним из восьми европейских банковских институтов, не прошедших стресс-тест Европейского банковского управления). Окончательное соглашение о сделке, которую планировалось завершить до конца года, которая оценивалась в сумму 585—645 млн евро, было подписано в сентябре 2011.
В декабре 2011 года «Сбербанк» проинформировал о приобретении специализирующегося на услугах «private banking» дочернего банка «Лукойла» в Швейцарии— SLB. Стоимость покупки составила 80,62млн долларов.
В июне 2012 года «Сбербанк» объявил о крупнейшей своей зарубежной покупке— достижении договорённости о приобретении турецкого бизнеса франко-бельгийской группы Dexia, банка DenizBank (в Августе 2019 объявил себя банкротом). Предполагается, что Dexia, распродающая свои активы в связи с убытками, понесёнными в Греции, уступит 100-процентный контроль в Denizbank за 3,47 млрд долларов (1,38 собственного капитала банка).
В августе 2015 года полное наименование банка изменилось на публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ПАО Сбербанк).
В октябре 2016 года было достигнуто соглашение о создании дочернего виртуального оператора сотовой связи на основе сети Теле2. Интерес к проекту Греф объяснял ростом тарифов на SMS со стороны мобильных операторов. 5 июля 2017 года «Сбербанк-Телеком» была выбрана банком поставщиком услуг связи по формированию, обработке и отправке СМС-сообщений своим клиентам, стоимость услуг была оценена в 146,75 млн р.
18 мая 2017 года была зарегистрирована микро кредитная компания «Выдающиеся кредиты», 4 июля внесенная в реестр ЦБ. Её основным акционером (99 % акций) является компания «Корус Консалтинг СНГ», полностью принадлежащая ПАО Сбербанк. На этапе пилотного проекта, стартующего в третьем квартале, планировалось начать выдачу микрозаймов до 1 млн руб. для предпринимателей в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
В конце января 2017 года глава банка Герман Греф оценил, что к 2025 году численность сотрудников «Сбербанка» снизится с 330 тысяч в два раза.
14 декабря 2017 года на «Дне инвестора» в Лондоне была представлена стратегия развития до 2020 года, согласно которой «Сбербанк» должен превратиться в универсальную технологическую компанию для дальнейшей конкуренции с Alibaba, Tencent, Facebook, Google, Amazon, Apple.
8 апреля 2019 года банком был зарегистрировал товарный знак «Сбер».
Доля Центрального банка России в уставном капитале ПАО Сбербанк составляет 50 % плюс одна голосующая акция, в голосующих акциях — 52,32 %. Остальными акционерами «Сбербанка» являются более 8273 юридических и физических лиц. Доля физических лиц в уставном капитале банка составляет около 2,84 %, а доля иностранных инвесторов— более 45%.
Председатели правления Сбербанка России.
- Жихарев, Павел Иванович (март 1991 — март 1993)
- Яшин, Олег Владимирович (март 1993 — январь 1996)
- Казьмин, Андрей Ильич (январь 1996 — ноября 2007)
- Греф, Герман Оскарович (с ноября 2007 года)
Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.