Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций (Теоретические основы изучения современных технологий мотивации и адаптации в системе управления персоналом).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
Что касается нематериальных стимулов, то здесь сотрудники выдели следующие: общение с сотрудниками, инициируемое руководством ООО «Газпром трансгаз» (планерки и совещания), устная похвала и признание со стороны руководства; присвоение звания «лучший сотрудник месяца»; вынесение на доску почета. Общение с сотрудниками, инициируемое руководством ООО «Газпром трансгаз» (планерки и совещания) было оценено на 4,6 балла из 5 возможных, устная похвала и признание со стороны руководства на 4,5 балла, присвоение звания «лучший сотрудник месяца» – 4,3 балла, вынесение на доску почета – 4,3 балла.
Методика подразумевает исследование двух ориентаций личности: ценностной и прагматической. Путем анализа данных, собранных путем анкетирования были получены следующие результаты:
Рисунок 3. Численность персонала по типу мотивации (ценностная ориентация)
При ценностной ориентации 14 человек относятся к первому типу мотивации (ценностной), 18 сотрудников ко второму типу (нейтральная ориентация мотивации), и 17 – к третьему типу мотивации (практический).
Рисунок 4. Численность персонала по типу мотивации (прагматическая ориентация)
При переходе от ценностных ориентиров к прагматическим наблюдается резкое снижение респондентов II типа мотивации (нейтральная ориентация) на 34,69%, и, соответственно, увеличение I типа на 16,3% и III типа на 18,37%.
Сила мотивации определялась путем деления полученных ответов на мотивационные вопросы и один антимотивационный вопрос на общее количество вопросов.
Направленность мотивации была определена по шкале, предложенной методикой на следующие мотивы: достижения (средний балл>2,5); сохранения (1,5<средний балл<2,5); отсутствие мотивации (средний балл<1,5).
Рисунок 5. Численность персонала по силе и направленности мотивации (ценностная ориентация)
Рисунок 6. Численность персонала по силе и направленности мотивации (прагматическая ориентация)
При переходе сотрудниками к четким и конкретным требованиям резко изменилось распределение относительно силы и направленность мотивации. Численность персонала со слабой мотивацией и отсутствием ее направленности осталось неизменной, тем не менее, у 28,57% респондентов произошло изменение мотивации с сильной на среднюю.
При переходе от ценностного сознания к практическому меняются и потребности в ценностях (см. таблицу 10).
Ни одно из требований при ценностном сознании не осталось с тем же рангом при переходе на прагматическую ориентацию.
Таблица 10
Ранжирование требований (потребностей) - переход от ценностного к прагматическому сознанию
№ вопроса |
Значимость требований |
Возможность удовлетворения требований |
N группы |
N подгруппы |
||||
Ср. балл |
Ранг |
Требования |
Ранг |
Ср. балл |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
48 |
2,53 |
1 |
Хороший заработок |
5 |
2,18 |
2 |
3 |
|
60 |
2,24 |
2 |
Возможность применять свои знания и способности |
9 |
1,96 |
1 |
1 |
|
58 |
2,12 |
3 |
Возможность обеспечения достатка в доме, приобретать, что захочется |
10 |
1,94 |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
49 |
2,04 |
4 |
Работа должна оставлять время и силы, чтобы |
1 |
2,45 |
антимотивационный вопрос |
||
57 |
2,02 |
5-6 |
Возможность заслужить уважение окружающих |
4 |
2,22 |
2 |
4 |
|
52 |
2,02 |
5-6 |
Возможность приносить пользу людям |
7 |
2,06 |
1 |
2 |
|
61 |
2 |
7-9 |
Быть самостоятельным в работе и решать самому, что и как делать |
13 |
1,78 |
1 |
1 |
|
51 |
2 |
7-9 |
Возможность продвижения по службе |
12 |
1,88 |
2 |
4 |
|
53 |
2 |
7-9 |
Возможность получить жилье, устроить ребенка в детский сад, получить путевку |
14 |
1,2 |
2 |
1 |
|
59 |
1,98 |
10 |
Возможность общения с людьми |
2 |
2,37 |
2 |
4 |
|
54 |
1,96 |
11 |
Возможность выполнить свой долг перед обществом, делать то, что необходимо |
8 |
2 |
1 |
2 |
|
50 |
1,92 |
12 |
Интересная работа, доставляющая удовольствие |
11 |
1,92 |
1 |
1 |
|
55 |
1,88 |
13 |
Возможность повышать квалификацию, пополнять знания |
3 |
2,35 |
1 |
1 |
|
56 |
1,86 |
14 |
Возможность выпускать продукцию, пользующуюся спросом |
6 |
2,16 |
1 |
2 |
Данная таблица помогает выявить доминирующие требования персонала и определить насколько они удовлетворяются или не удовлетворяются.
Особого внимания требуют такие пункты как:
- «Возможность общения с людьми» с 10 ранга поднялся на 2. Это значит, что у этого требования высокая степень возможности удовлетворения. Это не кажется удивительным, так как респонденты – сотрудники службы приема и размещения, которые непосредственно контактируют с клиентами отеля.
- «Хороший Заработок» и «Возможность обеспечения достатка в доме, приобретать, что захочется» - два требования, которые отражают материальные потребности. Они значительно опустились вниз на несколько рангов. Следовательно, сотрудники не получают должного удовлетворения в материальном (финансовом) плане.
- «Возможность применять свои знания и способности» также заняло нижние позиции в таблице ранжирования. Можно предположить, что большая часть персонала службы приема и размещения имеют высшее образования. Вероятно, что ограниченность в ответственности и полномочиях не дают им полного удовлетворения данной потребности. В таком случае, начальству следовало бы делегировать часть полномочий и обязанностей тем сотрудникам, которые готовы к этому.
Для повышения мотивации и улучшения качества работы персонала нами были предложены следующие рекомендации в соответствии с результатами проведенного исследования:
- создание звания «лучший сотрудник месяца»;
- организация доски почета;
- введение премии за стаж работы в ООО «Газпром трансгаз»;
- проведение ежемесячных совещаний руководства с персоналом в виде «круглого стола»;
- предоставление полиса добровольного медицинского страхования сотрудникам;
- проведение курсов английского языка;
- вручение подарков на дни рождения сотрудников.
Проблема, продемонстрированная в данной работе, является предметом нашего дальнейшего исследования. Предложенные рекомендации будут оценены с точки зрения экономической эффективности. Наиболее актуальные предложения войдут в основу совершенствования действующей системы мотивации ООО «Газпром трансгаз» и будут предложены к реализации в практической деятельности организации.
Согласно данным, полученным в результате анкетирования, выяснилось, что:
- Самая тесная связь наблюдается между удовлетворенностью величиной заработка и силой требования.
- Индексы удовлетворенности показали, что наибольшая удовлетворенность сотрудников - удовлетворенность жизнью в целом, а наименьшая - удовлетворенность уровнем заработной платы.
- Доминирующие ценности труда у персонала службы приема и размещения относятся к группам: статус работника, оплата труда и содержание работы.
- При ценностной ориентации в коллективе 36,73% сотрудников имеют 2 (нейтральный) тип мотивации, а при прагматической ориентации – 53,06%.
- По силе и направленности мотивация при ценностном сознании превалирует как средняя с направленностью на сохранение (46,94%), при переходе на практический – численность персонала со средней мотивацией и направленностью на сохранение возрастает до 75,51%.
- Анализ данных показал, что у сотрудников службы приема и размещения неудовлетворенность материальной составляющей рабочего процесса, то есть уровнем их дохода.
В последнее время наиболее эффективными принято считать те виды нематериального стимулирования, которые направлены на стимулирование рабочим временем и предоставлением бонусов.
Рекомендуется:
- предоставлять дополнительный годовой бонус в виде выходного дня на День рождения (или другого события – по выбору) за выполнение общекорпоративных и индивидуальных ключевых показателей;
- помощь в содействии устройства детей в детский сад;
- обеспечение путевкой детей сотрудников в детские лагеря (в возрасте от 8 – 18 лет);
- 30% компенсация аренды квартиры.
Известно, что по состоянию на 01.01.2019 г. в «Газпром трансгаз» трудятся 2394 сотрудника [3], из них:
- имеют детей – 1638 человек, из них: в возрасте до 3 лет – 321 человека, в возрасте от 3 до 8 лет – 257 человек, в возрасте от 8 до 18 лет – 145 человек, старше 18 лет – 915 человек;
- арендуют квартиру – 121 сотрудник.
Затраты на внедрение нематериального стимулирования персонала составят в среднем 6 022 000 рублей. В соответствии со структурой затрат, упор делается на обеспечение комфорта проживания и благополучия детей сотрудников предприятия (80,1%). По мнению автора, это достаточно важные направления для стимулирования персонала, так как большая часть персонала «Газпром трансгаз» находятся в браке, имеют детей, при этом у многих из них нет возможности приобретения собственного жилья, поэтому они вынуждены арендовать квартиру.
Другим направлением оптимизации выступает развитие человеческого потенциала представителей высшего менеджмента с использованием внутреннего коучинга, что позволит максимально эффективно и с учетом наименьших затрат решить существующую проблему недостаточного развития перспектив в «Газпром трансгаз».
Временные затраты на проведение данного мероприятия составят 13,5 месяцев: подготовка персонала к внедрению системы коучинга (0,5 мес.), подготовка внутренних коучеров (1 мес.), разработка технологий и методов обучения (3 мес.), разработка и поддержка проекта коучинг (9 мес.).
Общие затраты на внедрение двух мероприятий составят 6 153 762 руб. (0,35% от себестоимости реализованной продукции в 2018 году). Учитывая то, что «Газпром трансгаз» в 2017 году совершенствовало организацию системы адаптации новых сотрудников, что позволило к 2018 году увеличить выручку на 3%, значит, будем считать, что разработанные мероприятия поспособствуют увеличению выручки в 2019 году до 7%:
1 489 400 × 7% = 104 258 тыс. руб.
Прирост себестоимости составит:
1 245 140 тыс. руб. × 5% = 62 257 тыс. руб.
Тогда предполагаемый годовой эффект от оптимизации процесса управления адаптацией персонала составит:
104 258 000 – 62 257 000 – 6 153 762 = 35 847 238 руб.
Предполагаемая рентабельность от внедрения будет равна:
35 847 238 / 6 153 762 = 5,8
Время окупаемости:
6 153 762 / 35 847 238 = 0,17 года
Предложенные мероприятия позволяют сделать вывод, что их внедрение позволит одновременно оптимизировать процесс адаптации персонала нефтегазовой организации и устранить существующие проблемы предприятия, связанные с процессом адаптации новых сотрудников.
Внедрение мероприятий, направленных на совершенствование управления адаптацией новых сотрудников, позволит увеличить производительность труда, повысить материальную заинтересованность персонала, что может свидетельствовать об улучшении ситуации в коллективе и грамотном подходе к управлению персоналом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема трудовой адаптации работника актуальна при любых условиях, происходящих в динамично развивающемся обществе: социальных, экономических, политических условиях, формах собственности и уровнях развития производства. От того, насколько грамотно разработанной будет реализация трудовой адаптации, зависят результаты трудовой деятельности работника нефтегазовой сферы, производственные показатели предприятия, развитие крупнейшей отрасли, благополучие и стабильность региона, автономного округа и всего государства.
Управление адаптацией персонала на предприятии нефтегазовой отрасли представляет собой комплекс мер, направленных на овладение и облегчение приспособления к функциям и условиям социальной среды для вновь принятого сотрудника.
Оптимизация процесса управления адаптацией персонала на примере «Газпром трансгаз» предполагает рекомендацию мероприятий для устранения существующих трудностей реализации процесса адаптации вновь принятых сотрудников с последующим обоснованием их социально-экономической эффективности.
В качестве критериев адаптации персонала могут быть использованы:
- удовлетворенность сотрудника работой в организации;
- удовлетворенность нефтегазовой организации работой сотрудника.
Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.