Файл: Лекция 3. Анализ величин в точке безубыточности.docx

Добавлен: 14.03.2019

Просмотров: 1001

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

4. АНАЛИЗ ВЕЛИЧИН В ТОЧКЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

4.1. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ АНАЛИЗ ВЕЛИЧИН В ТОЧКЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ?

4.2. В КАКОМ ВИДЕ МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ АНАЛИЗ ВЕЛИЧИН В ТОЧКЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ?

4.2.1. Представление точки безубыточности на графике на базе постоянных затрат

4.2.2. Представление точки безубыточности на графике на базе переменных затрат

4.2.3. Точка безубыточности на графике с дифференцированным показом переменных и постоянных затрат

4.2.4. Точка безубыточности на графике суммы покрытия в процентах от выручки с оборота (СПО)

4.3. МОЖНО ЛИ МАТЕМАТИЧЕСКИ РАССЧИТАТЬ ПОКАЗАТЕЛИ?

4.3.1. Расчет выручки в точке безубыточности

4.3.2. Определение уровня загрузки в точке безубыточности

4.3.3. Краткосрочный расчет результата на единицу продукции

4.3.4. Снижение постоянных затрат

4.3.5. Повышение переменных затрат

4.3.6. Изменение структуры продуктовых групп и цен продажи

4.4. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ЗАПАСОМ И КОЭФФИЦИЕНТОМ ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ?

5. МЕТОД РАСЧЕТА СУММ ПОКРЫТИЯ

5.1. КАК СТРОИТСЯ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?

5.2. ДОСТАТОЧНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ ТОЛЬКО ПРОСТОЙ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?

5.3. ПОЧЕМУ БОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?

3.1. Уменьшение переменных затрат

3.2. Сокращение постоянных затрат

3.3. Снижение и переменных, и постоянных затрат

4. Замена постоянных затрат переменными, например, при переходе от собственного производства к закупке со стороны

5. МЕТОД РАСЧЕТА СУММ ПОКРЫТИЯ

5.1. КАК СТРОИТСЯ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?

При расчете сумм покрытия различают переменные и постоянные затраты. Переменные затраты возникают в связи с производством и сбытом продукции. Будем для простоты предполагать, что переменные затраты растут пропорционально загрузке производственных мощностей. Мы также предполагаем линейный характер поведения постоянных затрат.

Переменные затраты можно списывать на продукцию в соответствии с принципом причинности Постоянные затраты, напротив, представляют собой расходы на обеспечение готовности производства. Они возникают в связи с тем, что для производства и сбыта продукции должны быть предоставлены мощности. Постоянные затраты появляются независимо от того, производилась ли продукция и сколько ее было продано. Поэтому невозможно установить причинно–следствен­ную связь с целью отнесения постоянных затрат на продукцию.

Переменные затраты зависят от объема выпуска и изменяются прямо пропорционально изменению загрузки производственных мощностей. Постоянные же затраты, напротив, не рассматриваются как затраты на продукцию, поскольку они возникают в течение определенного промежутка времени.

Рис. 17. Общие постоянные затраты

Рис. 18. Постоянные затраты на единицу продукции (штуку)

Общие постоянные затраты в размере 25 000 ДМ, как видно на рис. 17, остаются неизменными в течение всего хозяйственного года. Если же проанализировать постоянные затраты на единицу продукции, то можно установить, что они находятся в обратно пропорциональной зависимости от объема производства. В табл. 15 приводятся значения общих и постоянных затрат на единицу продукции (штучных постоянных затрат) при различных значениях объемов производства. Повышение объемов производства влечет за собой уменьшение постоянных затрат на единицу продукции. Напротив, снижение объемов производства приводит к росту постоянных затрат на единицу продукции. На рис 18 мы можем увидеть эти взаимосвязи.

Таблица 15

Постоянные затраты

Производство, штук

500

1 000

1 500

2 000

Общие постоянные затраты

25 000

25 000

25 000

25 000

Постоянные затраты на единицу продукции (штуку)

50

25

16,7

12,5

Переменные затраты в связи с упрощенным их списанием на продукцию рассматриваются в качестве пропорциональных затрат. Суммарные пропорциональные затраты возрастают при увеличении уровня загрузки производственных мощностей (рис 19).

Рис. 19. Общие пропорциональные затраты


В табл. 16 показано поведение суммарных и пропорциональных затрат на единицу продукции при различных объемах выпуска. При увеличении объемов производства переменные затраты возрастают в той же пропорции. Таким образом, переменные затраты на единицу продукции (штуку) остаются неизменными (рис. 20).

Таблица 16

Пропорциональные затраты

Производство, штук

500

1000

1500

2000

Общие постоянные затраты

1500

3000

4000

6000

Постоянные затраты на единицу продукции (штуку)

30

30

30

30


Рис. 20. Пропорциональные затраты на единицу продукции (штуку)

ВЫВОДЫ:

В противоположность расчетам на основе полных затрат расчет на основе сумм покрытия ориентирован на рынок. Расчет цен на продукцию на основе полных затрат зачастую приводит к невозможности ее реализации по таким ценам на рынке. При расчете на основе сумм покрытия мы начинаем с выручки от продажи и вычитаем из нее сначала переменные, а затем постоянные затраты, чтобы определить, какая прибыль или какой производственный результат остается у предприятия при продаже по рыночной цене. Такой расчет ориентирован на рыночные цены, которые формируются чаще всего конкурентами на рынке. При помощи расчета на основе сумм покрытия можно проводить независимое калькулирование цены продажи, задавая целевые значения сумм покрытия.

5.2. ДОСТАТОЧНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ ТОЛЬКО ПРОСТОЙ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?

Сумма покрытия представляет собой разность между выручкой от продажи и переменными затратами. Поэтому мы видим, какой вклад эта разность вносит в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Прибыль возникает только тогда, когда накопленные суммы покрытия по всей проданной продукции становятся больше величины постоянных затрат предприятия. Табл. 17 дает представление об этих взаимосвязях.

Таблица 17

Простой расчет сумм покрытия

Показатели

дм

%

Выручка от реализации

5 000 000

100

переменные затраты

3 000 000

60

= Сумма покрытия

2 000 000

40

Постоянные затраты

1 500 000

30

= Производственный результат

500 000

10

Выручка от продаж в первую очередь идет на покрытие переменных затрат. Только после того, как все переменные затраты покрываются, возникают суммы покрытия. Таким образом, дополнительная выручка от продаж перетекает в суммы покрытия. Последние предназначены для покрытия постоянных затрат и получения прибыли. Только когда постоянные затраты полностью покрыты, происходит перетекание в прибыль. Если полученных сумм покрытия хватает только на покрытие постоянных затрат, то прибыли не будет. На рис. 21 показана эта взаимосвязь.

Рис. 21. Взаимосвязь между выручкой от реализации, переменными затратами, постоянными затратами и прибылью


При расчете прибыли на основе сумм покрытия сначала рассматривается выручка от продаж, используемая при расчете краткосрочных результатов. Из выручки от продаж вычитаются переменные затраты. На отдельные продукты или их группы относятся только переменные затраты. Разность между выручкой от продаж и переменными затратами мы называем суммами покрытия, которые рассчитываем для каждой продуктовой группы А, В и С, а также исчисляем общую сумму по итоговому столбцу.

Таблица 18

Простой расчет суммы покрытия и анализ продуктовых групп

Продуктовая группа

А

В

С

Сумма


тыс. ДМ

%

тыс. ДМ

%

тыс. ДМ

%

тыс. ДМ

%

Выручка от реализации

500

100

300

I00

100

100

900

100

переменные затраты

300

60

150

50

70

700

520

58

= Сумма покрытия

200

40

150

50

30

30

380

42

Постоянные затраты







270

30

= Прибыль (производственный результат)







110

12

Постоянные затраты, напротив, мы учитываем только в итоговом столбце. Они не относятся на отдельные продуктовые группы, поскольку невозможно установить причинно–следственные связи. Таким образом, постоянные затраты вычитаются из всех накопленных сумм покрытия. Разность этой величины и постоянных затрат является в таком случае прибылью, или производственным результатом (табл. 18).

Для того чтобы получить информацию о выгодности отдельных видов продукции, следует образовать продуктовые группы с учетом структуры затрат на продукцию. В рамках отдельной продуктовой группы они имеют примерно одинаковый характер изменения в производстве и/или сбыте.

Поскольку на отдельные продукты относят только переменные затраты, логично запасы готовой продукции и незавершенное производство оценивать тоже только по величине переменных затрат. Таким образом, постоянные затраты в оценке запасов готовой продукции и незавершенного производства не учитываются.

В табл. 19 видна ранжированная последовательность продуктовых групп. Степень выгодности отдельных продуктовых групп показывает величина суммы покрытия в процентах от выручки. Продуктовая группа с самыми высокими значениями суммы покрытия в процентах от выручки имеет ранг, равный единице. За ней следуют другие продуктовые группы.

Таблица 19

Ранжирование продуктовых групп

Продуктовые группы

Сумма покрытия, %

1. В

50

2. А

40

3. С

30


Показатель суммы покрытия в процентах от выручки является вспомогательным инструментом принятия решений, ориентированным на рынок. Если форсировать продажу продуктов с более высокими значениями сумм покрытия в процентах от выручки, то предприятие получит более высокие суммы покрытия, а значит, и более высокую прибыль. Поэтому удельный показатель суммы покрытия, выраженный в процентах, – важный регулирующий параметр на предприятии. Планирование производства и сбыта должно ориентироваться на этот критерий, чтобы был достигнут оптимальный производственный результат.

С точки зрения маркетинга интерес представляют еще и другие критерии, лежащие в основе группировки показателей. С целью совершенствования управления сбытом следует определять следующие суммы покрытия:

  1. по клиенту;

  2. на одного торгового представителя;

  3. на километр пробега автотранспорта,

  4. по региону сбыта;

  5. на один машино–час работы оборудования;

  6. на единицу загрузки узкого места.

ВЫВОДЫ:

Если продвигать на рынок продуктовые группы, имеющие более высокие значения удельной суммы покрытия в процентах от выручки, то накопленная величина всех сумм покрытия возрастает быстрее, чем при продвижении продуктовых групп, имеющих более низкие значения удельной суммы покрытия в процентах от выручки. Этот вывод важен так потому, что от накопленной величины всех сумм покрытия зависит, насколько быстро в течение хозяйственного года могут быть покрыты постоянные затраты предприятия. Как мы уже установили при анализе величин в точке безубыточности, только в таком случае возможен переход предприятия в зону прибыли.

5.3. ПОЧЕМУ БОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?

При простом расчете сумм покрытия все постоянные затраты объединяются в общий блок. Практика, однако, показала, что часть постоянных затрат можно соотнести со специальными базовыми величинами. Поэтому в блоке постоянных затрат выделяют несколько уровней.

Мы будем различать до пяти уровней постоянных затрат:

  1. по продуктам;

  2. по группам продуктов,

  3. по местам возникновения,

  4. по подразделениям;

  5. по предприятию в целом.

Однако разделение постоянных затрат на пять уровней требует больших усилий. На мелких и средних предприятиях достаточно использовать две группы постоянных затрат, чтобы улучшить процесс принятия решений.

В этом случае мы разделяем постоянные затраты на специальные и общие. Специальные постоянные затраты могут быть прямо распределены на отдельные группы продуктов. К ним относятся, например, постоянные затраты отделов маркетинга и сбыта, производства и материально–технического обеспечения.

Специальные постоянные затраты определяются для всех групп продуктов в соответствии с использованными мощностями. В качестве базового показателя в производстве служат нормо–часы, а в других подразделениях – время, затраченное по отдельным группам продукции. Базовым показателем может быть также вес произведенных продуктов в килограммах.


Общие постоянные затраты не имеют прямой связи с отдельными продуктовыми группами. К ним относятся, например, постоянные затраты на управление предприятием – затраты финансово–экономических служб, отдела контроллинга, администрации.

Таблица 20

Двухступенчатый расчет сумм покрытия и анализ продуктовых групп

Продуктовая группа

А

В

С

Сумма

тыс. ДМ

%

тыс. ДМ

%

тыс. ДМ

%

тыс. ДМ

%

Выручка от реализации

500

100

300

100

100

100

900

100,0

переменные затраты

300

60

150

50

70

700

520

57,8

= Сумма покрытия 1

200

40

150

50

30

30

380

42,2

Специальные постоянные затраты

150

30

105

35

30

30

285

31,6

= Сумма покрытия 2

50

10

45

15

0

0

95

10,6

Общие постоянные затраты







50

56

= Прибыль (производственный результат)







45

5,0

Общие постоянные затраты учитываются только в графе суммирования. Поскольку не существует прямой связи постоянных затрат с отдельными группами продукции, то не делается и попытка соотнести эти затраты с данными группами.

Двухступенчатый расчет сумм покрытия в комбинации с анализом продуктовых групп представлен в табл. 20. Здесь выделены две суммы покрытия. Вычитая переменные затраты из выручки от продаж, получаем сумму покрытия 1. Затем величины суммы покрытия 1 отдельных продуктовых групп уменьшаем на величины специальных постоянных затрат, что дает в результате сумму покрытия 2 по отдельным группам продуктов, которая является еще одним важным регулятором для руководства и менеджеров предприятия. Из общей суммы покрытия 2 вычитаются общие постоянные затраты, что дает в итоге производственный результат, или прибыль. Поскольку данные краткосрочного расчета должны быть взяты из системы расчетов затрат и результатов, а не из финансовой бухгалтерии, лучше говорить о производственном результате.

ВЫВОДЫ:

Двухступенчатый расчет сумм покрытия должен обеспечивать руководство и менеджеров предприятия целенаправленной информацией. Этот расчет ориентирован на рынок и предоставляет надежные данные для принятия решений относительно цен, анализа оборота, затрат и прибыли, а также для планирования, контроля и регулирования на предприятии.