Файл: Лекция 3. Анализ величин в точке безубыточности.docx

Добавлен: 14.03.2019

Просмотров: 994

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

4. АНАЛИЗ ВЕЛИЧИН В ТОЧКЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

4.1. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ АНАЛИЗ ВЕЛИЧИН В ТОЧКЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ?

4.2. В КАКОМ ВИДЕ МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ АНАЛИЗ ВЕЛИЧИН В ТОЧКЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ?

4.2.1. Представление точки безубыточности на графике на базе постоянных затрат

4.2.2. Представление точки безубыточности на графике на базе переменных затрат

4.2.3. Точка безубыточности на графике с дифференцированным показом переменных и постоянных затрат

4.2.4. Точка безубыточности на графике суммы покрытия в процентах от выручки с оборота (СПО)

4.3. МОЖНО ЛИ МАТЕМАТИЧЕСКИ РАССЧИТАТЬ ПОКАЗАТЕЛИ?

4.3.1. Расчет выручки в точке безубыточности

4.3.2. Определение уровня загрузки в точке безубыточности

4.3.3. Краткосрочный расчет результата на единицу продукции

4.3.4. Снижение постоянных затрат

4.3.5. Повышение переменных затрат

4.3.6. Изменение структуры продуктовых групп и цен продажи

4.4. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ЗАПАСОМ И КОЭФФИЦИЕНТОМ ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ?

5. МЕТОД РАСЧЕТА СУММ ПОКРЫТИЯ

5.1. КАК СТРОИТСЯ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?

5.2. ДОСТАТОЧНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ ТОЛЬКО ПРОСТОЙ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?

5.3. ПОЧЕМУ БОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?

Чистый оборот продуктовых групп нарастающим итогом может быть рассчитан следующим образом:

чистый оборот группы D

190 000

чистый оборот группы А

+ 1 300 000

промежуточная сумма

1 490 000

чистый оборот группы Е

+ 19 000

промежуточная сумма

1 509 000

чистый оборот группы В

+ 2 600 000

промежуточная сумма

4 109 000

чистый оборот группы С

+ 1 250 000

общий чистый оборот

5 359 000

Линия прибыли продуктовой группы Е начинается там, где заканчивается линия прибыли продуктовой группы А. К ней примыкает линия прибыли продуктовой группы В, которая пересекает линию чистого оборота и уходит в зону прибыли до точки с координатами прибыли, равной 91 988 ДМ, и чистого оборота, равного 4 109 000 ДМ.

Продуктовая группа С с самым низким соотношением суммы покрытия и чистого оборота, равным 23%, изображается в последнюю, очередь. Эта продуктовая группа дает вклад в прибыль в размере 281 802 ДМ. Линия прибыли продуктовой группы С заканчивается в точке производственного результата, равного 373 790 ДМ и соответствующего общему чистому обороту в размере 5 359 000 ДМ.

Анализ продуктовых групп подобного рода можно провести на предприятии для разных вариантов. Таким образом, любое решение руководителей предприятия, касающееся программы продажи, может быть проверено посредством анализа продуктовых групп.

ВЫВОДЫ:

Анализ величин в точке безубыточности позволяет просто проверять предлагаемые альтернативы. Влияние различных решений на величину прибыли можно показать достаточно четко.

На предприятиях, имеющих различные продуктовые группы, регионы продажи и группы клиентов, графики для точки безубыточности можно изобразить в таком виде, что они будут показывать влияние изменений объемов продаж, цен и отдельных составляющих переменных или постоянных затрат. Используя такую информацию, руководители всех уровней могут принимать более обоснованные решения и систематически увеличивать прибыль.

4.3. МОЖНО ЛИ МАТЕМАТИЧЕСКИ РАССЧИТАТЬ ПОКАЗАТЕЛИ?

Наряду с графическим представлением мы можем аналитически определить отдельные показатели и таким образом сопоставить результаты, представленные графически и аналитически.

4.3.1. Расчет выручки в точке безубыточности

Точку безубыточности находят при помощи значений выручки от реализации, постоянных и переменных затрат по формуле:

После подстановки соответствующих данных из табл. 7 получим:

Полное покрытие затрат достигается при выручке от реализации, равной 3 750 000 ДМ.

Для определения выручки от реализации, которая необходима для покрытия постоянных затрат в размере 1,5 млн. ДМ, мы можем также разделить постоянные затраты сразу на процентную ставку сумм покрытия. Причем используем формулу:


Таким образом, при выручке 3 750 000 ДМ достигается точка возникновения прибыли. Эта точка пороговая, из нее предприятие при росте выручки войдет в зону прибыли. В случае падения выручки предприятие вновь окажется в зоне убытков.

Проверка данного условия выглядит следующим образом.

Таблица 10

Краткосрочный расчет результата

Показатели

Тыс. ДМ

%

Выручка от реализации

3750

100

переменные затраты

2250

60

Сумма покрытия

1500

40

Постоянные затраты

1500

40

= Прибыль/убыток

0

0

ВЫВОДЫ:

Анализ величин в точке возникновения прибыли – важный вспомогательный инструмент для достижения прибыли. Он четко показывает, что предприятие только тогда получит прибыль, когда покрыты все постоянные затраты.

4.3.2. Определение уровня загрузки в точке безубыточности

Предположим, что выручка от реализации в размере 5 млн. ДМ представляет средний результат месяца, В таком случае мы можем рассчитать уровень загрузки производственных мощностей, которого необходимо достичь, чтобы покрыть все затраты на предприятии.

Используем формулу:

Видим, что при уровне загрузки производственных мощностей, равном 75%, предприятие достигает полного покрытия затрат. Если предприятие стремится получить прибыль, оно должно обеспечить более высокий уровень загрузки, чем 75%

4.3.3. Краткосрочный расчет результата на единицу продукции

Точка безубыточности может характеризоваться количеством проданной продукции Расчет результата на краткосрочный период на единицу продукции показывает, что при цене продажи 4 ДМ за единицу и переменных затратах, составляющих 60% цены продажи (2,40 ДМ), сумма покрытия равна 1,60 ДМ/шт.

Если постоянные затраты разделить на сумму покрытия на единицу продукции, то получится количество реализованной продукции в точке возникновения прибыли.

При этом используется формула

Тот же результат для количества реализованной продукции в точке безубыточности может быть рассчитан следующим образом:

Таблица 11

Краткосрочный расчет результата на единицу продукции

Показатели

дм

%

Выручка от реализации единицы продукции (цена продажи единицы продукции)

4,00

100

Переменные затраты на единицу продукции

2,40

60

Сумма покрытия за единицу продукции

1,60

40

Постоянные затраты на единицу продукции

1,20

30

Прибыль на единицу продукции

0,40

10

4.3.4. Снижение постоянных затрат

На графике для точки безубыточности может быть легко показано влияние изменений выручки от реализации цен продажи, затрат и загрузки производственных мощностей.

Если можно снизить постоянные затраты с 1 500 000 ДМ до 1 400 000 ДМ, то точка безубыточности будет достигнута уже при выручке 3 500 000 ДМ:


Если при этом выручка от реализации остается равной 5 000 000 ДМ, то прибыль увеличится с 500 000 ДМ до 600 000 ДМ. Полное покрытие затрат достигается при уровне загрузки 70%.

На графике для точки безубыточности (см. рис. 11) пунктирные линии показывают результат экономии постоянных затрат. Здесь можно также легко показать влияние других изменений, например переменных затрат, цен продажи, уровня загрузки или выручки от реализации.

4.3.5. Повышение переменных затрат

Переменные затраты на единицу продукции в соответствии с табл. 11 составляют 2,4 ДМ. За счет улучшения качества продукта переменные затраты возросли на 0,20 ДМ. Предполагается, что цена продажи, равная 4,00 ДМ, осталась неизменной и что на предприятии еще не все производственные мощности загружены.

Необходимо выяснить, сколько единиц продукции требуется дополнительно продать, чтобы повышение переменных затрат не привело к снижению прибыли. Такие предварительные расчеты следует делать руководителям всех уровней.

До сих пор было продано 1 250 000 ед. В связи с повышением переменных затрат на 0,20 ДМ сумма покрытия на единицу уменьшится с 1,60 ДМ до 1,40 ДМ. Однако годовая сумма покрытия, составляющая 2 млн. ДМ, не должна изменяться, если неизменной должна остаться величина прибыли 500 000 ДМ.

Критическое количество продаж рассчитывается следующим образом:

Для того чтобы компенсировать повышение переменных затрат на 0,20 ДМ/шт., необходимо дополнительно продать 178 571 шт., если целевая величина прибыли осталась той же. Руководство предприятия и отдел сбыта должны проверить, можно ли реализовать на рынке 1 428 571 ед. продукции или нет.

Проверочный расчет для количества 1 428 571 ед. продукции выглядит так:

Таблица 12

Краткосрочный расчет результата на единицу продукции

Показатели

ДМ/ед.

Сумма, ДМ

Выручка от реализации

переменные затраты

4,00

2,60

5 714 284

3 714 284

= Сумма покрытия

1,40

2 000 000

Постоянные затраты


1 500 000

= Прибыль


500 000

4.3.6. Изменение структуры продуктовых групп и цен продажи

Выручка от продажи поступает на предприятие от различных продуктовых групп. Если, например, изменится структура продуктовой программы и/или снизятся цены продажи по отдельным продуктам в связи с растущей конкуренцией, то это приведет к изменению прибыли.

Предположим, предприятие разработало краткосрочный план по прибыли на 1991 г. Пример (табл.. 13) показывает наглядно все взаимосвязи.

Таблица 13

Плановый краткосрочный расчет результата на 1991 г.

Показатели

дм

%

Выручка от реализации

переменные затраты

2 000 000

1 200 000

100

60

= Сумма покрытия

800 000

40

Постоянные затраты

600 000

30

= Прибыль

200 000

10


Критический объем продаж рассчитывается следующим образом:

Таким образом, при запланированном объеме продаж в 1,5 млн. ДМ будут покрыты все затраты предприятия, если запланированные показатели будут также реализованы, На практике, однако, часто происходят изменения или сдвиги, ведущие к возникновению отклонений.

По сравнению с плановыми цифрами из краткосрочного расчета прибыли, приведенного в табл. 13, в конце хозяйственного; года могла быть получена выручка от продажи только в размере 1,9 млн. ДМ, поскольку возникла необходимость снижения цен продажи на некоторые продукты. Это привело к снижению прибыли на 100 000 ДМ, что видно из табл. 14.

Таблица 14

Фактический краткосрочный расчет результата на 1991 г.

Показатели

ДМ

%

Выручка от реализации

переменные затраты

1 900 000

1 200 000

100,0

63,2

= Сумма покрытия

700 000

36,8

Постоянные затраты

600 000

31,5

= Прибыль

100 000

5,3

Эти изменения оказывают непосредственное влияние на критический объем продаж, который рассчитывается следующим образом:

Снижение цен продаж для некоторых продуктов с высокими суммами покрытия влечет за собой получение существенно более низкой прибыли. Сумма покрытия уменьшилась с 40 до 36,8%. Критический объем продаж должен возрасти в таком случае на 130 435 ДМ до величины 1 630 435 ДМ, чтобы покрыть все затраты.

Если анализ величин в точке безубыточности проводится для предприятия в целом, то изменения в структуре объема продаж можно проанализировать лишь в общем виде. Простой анализ величин в точке безубыточности применим только при неизменной структуре объема продаж. Для более точного анализа необходимо выручку от продаж разделить по продуктовым группам. Кроме того, для отдельных продуктовых групп следует определить специальные постоянные затраты.

Рекомендуется обратить, особое внимание на следующие взаимосвязи:

  1. При изменении переменных затрат смещаются сумма покрытия и точка безубыточности.

  2. Изменение цен продаж также влияет на величину суммы покрытия и величины в точке безубыточности, однако в гораздо большей степени, чем изменение переменных затрат.

  3. Цены продаж и переменные затраты влияют только на величину суммы покрытия.

  4. При изменении постоянных затрат смещается точка безубыточности, но не сумма покрытия.

  5. Если переменные и постоянные затраты изменяются одновременно, то это приводит к очень сильному смещению точки безубыточности.

ВЫВОДЫ:

Чем интенсивнее руководство предприятия работает с формулами и графиками для точки безубыточности, тем лучше результаты претворения на практике отдельных решений. При помощи графиков мы получаем возможность лучше видеть взаимосвязи между выручкой от продаж, переменными и постоянными затратами, а также суммами покрытия и прибылью.


Анализ величин в точке безубыточности может быть проведен как для предприятия в целом, так и для его подразделений. Анализ отдельных продуктовых групп и областей продаж дает, например, возможность яснее видеть структуру предприятия, прежде всего в случае разделения постоянных затрат на специальные, относящиеся к продуктовым группам, и общие, относящиеся к предприятию в целом. Анализ величин в точке безубыточности применительно к отдельным направлениям деятельности предприятия позволяет выявить их сильные и слабые стороны. Для того чтобы принимать правильные решения, руководство предприятия должно знать результативность этих направлений. Тогда можно реализовывать дифференцированную стратегию и при регулировании происходящих на предприятии процессов лучше учитывать их особенности.

4.4. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ЗАПАСОМ И КОЭФФИЦИЕНТОМ ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ?

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно уменьшить величину выручки от продажи, прежде чем будет достигнута величина критической выручки, и, значит, при дальнейшем снижении предприятие попадет в зону убытков. Запас финансовой прочности представляет собой разность между суммарной величиной выручки и ее критическим значением и может быть без труда рассчитан при помощи показателей анализа величин в точке безубыточности. Чем больше запас финансовой прочности, тем более благоприятна ситуация на предприятии.

.

Если взять данные из табл. 7, получим следующую величину запаса прочности: Запас прочности = 5 000 000 – 3 750 000 = 1 250 000 (ДМ)

Коэффициент финансовой прочности представляет собой отношение величины запаса финансовой прочности к суммарной выручке и показывает, на сколько процентов может быть уменьшена выручка, прежде чем предприятие попадет в зону убытков.

Для расчета коэффициента используем формулу:

На основании данных табл. 7 получаем значение коэффициента финансовой прочности:

Коэффициент финансовой прочности и сумма покрытия связаны линейной зависимостью. Можно использовать следующую формулу:

Если коэффициент финансовой прочности равен 25%, а сумма покрытия составляет 2 млн. ДМ, получаем прибыль в 10%. Руководство предприятия должно принять меры к улучшению значения коэффициента финансовой прочности, чтобы не поставить под угрозу существование предприятия.

ВЫВОДЫ:

Для повышения коэффициента финансовой прочности нужно провести определенные мероприятия:

1. Повышение суммарной выручки от продажи

1.1. Увеличение количества продаж

1.2. Повышение цен продаж

1.3. Повышение количества и цен продаж

2. Понижение величин в точке безубыточности

2.1. Повышение цен продаж

2.2. Улучшение структуры оборота за счет интенсивного продвижения продуктов, имеющих большую удельную сумму покрытия в процентах от цены

3. Снижение затрат