Файл: Понятие и признаки правового государства (ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С функциональной точки зрения государство призвано решить ряд задач в сферах внутренней и внешней политики.

Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

Внутренние функции государства:

(32) Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. 4-е издание. – М.: Эксмо. 2010.– С. 365.

  1. хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
  2. стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
  3. координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
  4. социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
  5. культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
  6. правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
  7. экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства:

  1. отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
  2. организация обороны и охрана государственной безопасности - защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

Социальное назначение, сущность государства проявляется в его функциях. Цели, которые перед собой ставит государство и определяют ряд функций. На основе этого можно сделать вывод, что внутренние и внешние функции взаимосвязаны между собой, ибо исходят от одной и той же сущности государства.

Государственная власть ограничена. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых прав, которые должны быть нерушимыми и неприкосновенными. Впервые в правовом государстве признается, что «... есть известная сфера самоопределения и самопроявления личности, в которую нельзя вторгаться»(33).

Закрепляя права человека и гражданина в конституции, иных законах и правовых актах, государство берет на себя обязанность защищать личность, ее жизнь, свободу, достоинство, имущество от любых посягательств, гарантировать осуществление ею своих прав. Индивид может обратиться в суд с иском к государству, его органам, должностным лицам. Наряду с судом (в том числе конституционными судами) права человека охраняют другие


органы государства: прокуратура, омбудсманы (уполномоченные парламента по правам человека и другим вопросам) и т.д. Пройдя все стадии защиты прав в государстве пребывания и будучи неудовлетворенным, гражданин в международные органы (Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге), а также в Комитет ООН по правам человека (решения последнего не имеют обязывающего характера).

Некоторые граждане РФ обращались в Европейский суд по правам человека с исками против российского государства, несколько их исков были Судом удовлетворены, на государство были наложены денежные взыскания в пользу потерпевших от действий органов или должностных лиц государства, нарушивших основные права человека.

Граждане могут контролировать деятельность государственных структур. Формами контроля будут отображены в виде: референдумов, всевозможных опросов.

В свою очередь граждане должны будут нести юридическую ответственность, если будут идти против установленных законом правил.

В этом случае будет применено государственное принуждение и носить исключительно правовой характер. Все в рамках правил. Юридическая

(33)Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое//Вопросы философии. – 1990. – 6. –С. 143.

ответственность может наступать только на основании решения (приговора) суда или же решением компетентного полномочного органа государственной власти или должностного лица. Устанавливая юридическую ответственность, государство стремится достичь следующие цели: во-первых, защиту законных интересов личности и общественного порядка от противоправных посягательств; во-вторых, наказание лица за совершенное правонарушение; в-третьих, восстановление нарушенного права противоправными действиями лица, совершившего правонарушение.

2.6. Система разделения властей в правовом государстве

Один из важных признаков правового государства – принцип разделения властей. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах. Регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному государственному органу власть не принадлежит в полном объеме. вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность всех ветвей власти на основе общих принципов(34).


Обратившись к истории, становится понятно, что еще в работах Аристотеля идеи принципа разделения властей пытались найти свое место, но как мы знаем основоположника теории разделения властей принято считать Дж. Локка и француза Монтескье. Монтескье рассуждал о необходимости такого принципа, чтобы власти сдерживали друг друга, а не пытались захватить чужие полномочия. И вот именно эта теория позже стала основой в формировании буржуазно-демократического общества, почвой, на которой строилось государственное устройство. Вскоре в первых конституциях США можно проследить, что принцип разделения властей стали появляться в официальных документах. Популярность данного принципа набирало обороты и в XIX-XX веках, вскоре преобразовавшись в принцип, который закреплял в себе демократию и свободу.

Но наряду с положительными моментами данного принципа появлялись и отрицательные моменты, критики данной теории. Например, Жан-Жак Руссо отрицал данный принцип, ссылаясь на то, что власть нужно не делить на отдельные ветви, и полностью все полномочия передать народу. Если принцип разделения властей находил место быть во многих этапах истории, то, например, марксизмом-ленинизмом он был отвергнут, и взамен

(34)Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. 4-е издание. – М.: Эксмо. 2010.– С. 365.

демократическому государству пришло тоталитарное, со своими устоями и принципами.

Государственная власть имеет мощное значение в подчинении граждан с помощью легитимных средств. Находясь в руках одного органа, смешение трех видов власти (законодательной, исполнительной, судебной) может привести к серьезным последствиям не только для граждан, но и для самого государства, а таким как установление деспотического режима, в котором сразу отрицается свобода личности, что исключает правовое государство.

Когда законодательные и исполнительные сила объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения. Что тот же самый монарх или сенат сможет опять ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом. Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю. Судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя. Разделение властей представляет собой гораздо большее, чем просто обеспечение разделения государственных органов. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. Дж. Мэдисон – главный «архитектор» Конституции США – говорил, что до тех пор, пока органы государственной власти «не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом»(35).


(35)Лазарев В. В. Общая теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. 2001. – С. 154.

Власть должна быть связана с правом в правовом государстве, для большой эффективности, чтобы исключить возникновение абсолютной деспотической власти, которая не будет взаимодействовать с правом, стоит власть разграничить, обособить друг от друга.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры(36).

Сама концепция правового государства предполагает недопуск попадания в правительственные круги людей, которые не будут поддерживаться обществом. Это должно обеспечивать возможным приход к власти настоящих лидеров, а не диктаторов, прикрывающихся лидерством для решения своих корыстных задач.

В Российской федерации принцип разделения властей можно впервые увидеть в декларации о государственном суверенитете РСФСР, а вот уже в 1993 году данный принцип был закреплен в ст.10 Конституции Российской Федерации. Стоит упомянуть о такой особенности: Президент не входит ни в одну из ветвей власти, а только в пределах своих полномочий осуществляет согласование и функционирование за государственными органами РФ. Закрепленные в статьях такие пункты как (гл. 5, ст. 108, 109) свидетельствуют о том, что президент РФ не вправе вмешиваться в деятельность Федерального собрания и судебных органов(37).

Данную систему можно хорошо рассмотреть на основе такого примера: Государственная дума может выразить президенту угрозой импичмента, а в свою очередь президент может распустить Государственную Думу.

Принцип разделения властей имеет важное значение:

(36)Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. 4-е издание. – М.: Эксмо. 2010.– С. 365.

(37)Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П "По делу о толковании 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации".

  1. законы принимаются исключительно органом законодательной власти, так как имеют высшую юридическую силу;
  2. в своем ведении исполнительная власть имеет весьма ограниченное нормотворчество и занимается лишь тем, что претворяет законы в жизнь, исполняет их. Данная ветвь власти находится в подчинении у главы государства;
  3. исполнительная и законодательная власть должны заниматься деятельностью в рамках своей компетенции и не переносить принятия властных решений на друг друга;
  4. судебные органы обладают самостоятельностью в принятии решений и независимы от других ветвей власти;
  5. должна соблюдаться система «сдержек и противовесов».

Среди других органов государственной власти суд занимает особое место: реализует права граждан на обжалование действий правовых лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган власти не имеет права выполнять эти задачи.

В системе государственных властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма. Позволяющего эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более жесткий характер, нежели между судебной и законодательной. В правовом государстве стремление к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная. Действующие законы в совокупности с объективно вынесенными судебными решениями обеспечивают в обществе принцип «господства права»(38).

В части 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации использован

термин «правосудие». Он отражает не только само содержание, но и

(38)Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами/ Е. Д. Шелковникова, А. И. Василенко – М., 2009. – С. 485.

функцию судебной власти(39).

Судебная власть в РФ является обособленной и независимой от других. И на данный момент существует следующая система судов:

Конституционный суд РФ, а вместе с ним Конституционные суды в республиках РФ и уставные - в других субъектах РФ;

  1. система судов общей юрисдикции. Верховенство над ними имеет Верховный суд РФ;
  2. система арбитражных судов;
  3. мировые и третейские суды.

В полномочия каждого из выше представленных судов входят свои собственные функции и разграничения. Конституционный суд должен контролировать степень соответствия жизни общества и власти конституции страны . Он должен оберегать конституционный строй и не допускать, чтобы выходили законы и принимались решения, которые противоречат главному документу государства.

Арбитражные суды занимаются делами, связанные с экономическими спорами, а также о защите чести и достоинства. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и иные виды судопроизводства.

(39)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27.03.2019 г. №130 и вступивших в силу с 04.04.2019 г.).