Добавлен: 14.03.2019
Просмотров: 630
Скачиваний: 10
В России интерес к контроллингу проявился в начале 90-х годов. Теоретическую и практическую поддержку он получил в первую очередь в банковском секторе. К основным задачам контроллинга были отнесены:
-
создание системы управленческого учета;
-
разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.
В настоящее время понимание необходимости и полезности системы контроллинга приходит и к российским предприятиям.
1.4. Сущность и цели контроллинга
В экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.
Контроллинг – руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования (Э.Майер).
Контроллинг – система управления (Э.Майер, Р.Манн).
Контроллинг – функция в поддержку менеджмента (Р. Герсне).
Контроллинг – функция, организованная в поддержку руководству (П.Хорват).
В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления фирмой. Наиболее точным является следующее понятие:
контроллинг – концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации. Понятие "контроллинг" включает в себя 2 аспекта:
-
контроллинг как процесс интеграции методов учёта, анализа, планирования, нормирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на её основе управленческих решений;
-
контроллинг как система, которая управляет экономикой предприятия, будучи сориентирована не только на достижение текущих целей в виде получения прибыли или минимизации убытков, но также и на обеспечение платёжеспособного состояния предприятия, направлена на достижение глобальных стратегических целей, например, выживание предприятия в условиях конкуренции, сохранение рабочих мест как социального фактора, обеспечение экологичности производства и т.д.
Американская модель Немецкая модель
Контроллинг
Контроллинг
Планирование
Планирование
Информационный менеджмент и отчетность
Информационный менеджмент и отчетность
Специальные
экономические задачи
Специальные
экономические задачи
Внутренний учет
Внутренний
учет
Финансовая
бухгалтерия
страхование
Налоги и
Информационные
технологии
Внутренняя
ревизия
Рис. 1.1. Отличительные особенности американской и немецкой моделей контроллинга
Говоря о предмете контроллинга, выделяют общие рекомендации по организации процесса производства и управления. Среди рекомендаций основными являются те, которые направлены на регулирование отклонений.
Основная цель контроллинга - реализация глобальных и локальных целей предприятия. При этом стратегической целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Так как цели контроллинга вытекают из целей организации, они могут выражаться в экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности предприятия при заданном уровне ликвидности.
Конкретные цели контроллинга состоят в следующем:
-
идентифицировать представление об отклонениях и требованиях к адаптации, обеспечить своевременное наблюдение и разработку мероприятий по устранению отклонений;
-
оказывать помощь в декомпозиции общих целей предприятия на более мелкие цели отдельных подразделений;
-
распознавать проблемы и управлять подразделениями экономических служб предприятия;
-
способствовать лучшему управлению прибылью предприятия;
-
оказывать помощь при разработке рациональной политики предприятия;
-
помогать руководству в принятии решений, адекватных целям.
Особенностью контроллинга является ориентация на действующую концепцию управления, на будущее развитие предприятия и одновременно ориентация на узкие места предприятия и отказ от функционально–зависимого метода работы.
Сущность контроллинга заключается в целостном экономическом управлении, при котором информационные системы, планирование и контроль неразрывно связаны между собой.
Контроллинг подразумевает сравнительный анализ плановых и фактических показателей и, как следствие, расчёт хозяйственных результатов. Контроллинг подразделяется на оперативный и стратегический. Стратегический контроллинг направлен на координацию и выполнение долгосрочных целей предприятия. Качественные показатели плана или разрабатываемые стратегии дополняются конкретным цифровым материалом оперативного контроллинга.
Контроллинг на современных отечественных предприятиях определяется как система управления прибылью предприятия, как управление расходами и доходами. При этом необходимо реализовать систему управления издержками предприятия. Это следует из причинно–следственной связи между прибылью и издержками. Этот принцип в контроллинге означает, что виды затрат должны быть сгруппированы таким образом, чтобы чётко прослеживалась зависимость от определённых решений по затратам на результат деятельности предприятия. Контроллинг часто выполняет функции внутреннего контроля, но в отличие от ревизии он ориентирован на текущие результаты и не связан с документальной проверкой.
Контроллинг выполняет роль внутреннего консультанта, которая реализуется в том, что контроллер должен в первую очередь проконсультировать службу маркетинга относительно способности принести прибыль теми или иными конкретными решениями при составлении договоров путём определения эффективности принимаемых решений.
1.5. Функции и задачи контроллинга
Функции контроллинга определяются поставленными целями и включают виды управленческой деятельности, которая обеспечивает достижение этих целей.
К функциям контроллинга относятся:
-
учет;
-
поддержка процесса планирования;
-
контроль за реализацией планов и регулирование отклонений;
-
информационно-аналитическое обеспечение;
-
специальные функции.
Основными задачами контроллинга являются:
-
Выявление характера и степени воздействия факторов внешней и внутренней среды предприятия.
-
Принятие решений, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятия.
Для реализации задач контроллинга ведётся систематический анализ предпринимательской среды начиная с процесса маркетинговых исследований, который также осуществляется при планировании и разработке показателей предприятия, оперативном управлении и контроле за результатами хозяйственной деятельности предприятия.
Рассматривая функции контроллинга, также можно выделить конкретные задачи, позволяющие реализовать данные функции.
В сфере учета различают следующие задачи: создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства; разработка и ведение системы внутреннего учета; унификация методов и критериев оценки деятельности предприятия и его подразделений.
Поддержка процесса планирования включает создание информационной системы разработки основных планов, формирование и освоение всей системы планирования, установление потребности в информации и времени для отдельных этапов процесса планирования, координацию процесса обмена информацией, координацию и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию, составление сводного плана предприятия.
Контроллинг определяет, как и когда следует планировать, а также оценивает возможность реализации запланированных действий. Он не указывает, что надо планировать, и не несет ответственности за реализацию планов.
Задачи: контроля и регулирования: определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах; сравнение плановых и фактических величин и оценка степени достижения целей; определение допустимых границ отклонения величин; анализ отклонений, выработка предложений для уменьшения отклонений.
Информационно-аналитическое обеспечение предполагает реализацию следующих задач: разработка архитектуры, структуры информационной системы; стандартизация информационных носителей и каналов; предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление предприятием; сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных; разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений; консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений; обеспечение экономичности функционирования информационной системы.
Таблица 1.1
Взаимосвязь задач контроллинга с другими функциями управления
Функции управления |
Задачи контроллинга |
1 |
2 |
Планирование |
Координация различных планов и разработка консолидированного плана Разработка методики планирования Разработка графика составления планов Предоставление информации для составления планов Проверка планов, составленных подразделениями |
Организация |
Организация учета и контроля затрат и результатов Структурная координация подразделений |
Стимулирование |
Стимулирование выполнения планов по подразделениям |
Учет |
Ведение финансового и управленческого учета |
Контроль и регулирование |
Сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели Установление допустимых границ отклонений от плана Анализ отклонений, интерпретация причин отклонений и выработка предложений для уменьшения отклонений |
Анализ решений. Информационные потоки |
Постановка задач для программистов Сбор наиболее значимых для принятия решений данных Консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений Разработка инструментария для реализации основных функций управления |
Специальные функции объединяют решение конкретных экономических и финансовых задач, проведение специальных исследований, в том числе сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы; сравнение с конкурентами; обоснование целесообразности сотрудничества с другими фирмами, а также слияния или открытия филиалов; проведение калькуляции для особых заказов; расчет эффективности инвестиционных проектов. Специальные функции составили отдельные направления, такие как инвестиционный контроллинг, инновационный контроллинг, контроллинг финансового оздоровления предприятия, контроллинг реструктуризации капитала предприятия, его реорганизации и реформирования и другие.
Объем реализуемых функций и задач в организациях зависит в основном от следующих факторов:
экономического состояния;
понимания руководством и собственниками предприятия важности и полезности внедрения функций контроллинга;
размера предприятия;
уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции;
сложившегося уровня конкурентности;
квалификации управленческого персонала;
квалификации сотрудников службы контроллинга.
1.6. Взаимосвязъ контроллинга с другими функциями управления предприятием
Место контроллинга определяется в соответствии с системной концепцией управления предприятием. Ранее указывалось на неоднозначное определение количества и содержания общих функций управления в различных литературных источниках. Отдельные функции, такие как контроль и регулирование, поглощаются контроллингом. Задачи других могут быть разделены, например организация, стимулирование, учет, или также включены в контроллинг. Для планирования он является обеспечивающей принятие решений подсистемой. В целом взаимосвязь контроллинга с другими функциями управления проявляется в решении следующих задач, представленных в табл.1.1.
Контроллинг является неотъемлемой частью процесса управления предприятием, он пронизывает все подсистемы управления, что хорошо видно на рис.1.2.
1.2. Взаимодействие контроллинга в системе управления предприятием
Контрольные вопросы по теме
-
Какие внешние и внутренние факторы вызвали необходимость создания системы контроллинга на предприятии?
-
Что такое контроллинг?
-
Чем отличается контролёр от контроллера?
-
Чем отличаются американская и немецкая модели контроллинга?
-
Какие функции может включать в себя контроллинг?