Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства (Понятие и сущность лидерства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Природа, определение и содержание понятия лидерства
1.1. Понятие и сущность лидерства
1.2. Основные концепции лидерства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛИДЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО ТД «МАРС»
2.1. Организационная характеристика предприятия
2.2. Анализ стиля руководства в организации и его влияния на эффективность управления персоналом
Теория лидерского поведения подводит к пониманию, что любая социальная система порождает два существенно важных типа поведения - ориентированное на задачу и ориентированное на отношения. Первый тип представляет собой попытки структурировать, задать направление, установить стандарты. Второй - характеризуется проявлением интереса к участвующим в процессе людям, к сохранению равновесия, или социального баланса, и к формированию команды. Поведение эффективных лидеров показывает, что они считают очень важным обеспечить равновесие обоих его типов, изменяя в случае необходимости собственное поведение ради поддержания такой сбалансированности.
Анализируя сходства и различия менеджера и лидера, следует отметить, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами, но обратный вариант встречается в реальной жизни реже. Наиболее подробно исследовать проблему лидерства можно на примере конкретного предприятия, адаптированного к современным условиям. Таким примером в курсовой работе является ООО ТД «Марс». Для компании ТД «Марс» характерно гармоничное сочетание в коллективе опытных работников с большим стажем и молодых специалистов, имеющих огромный потенциал к лидерству.
Результаты всех исследований по данной теме позволяют сделать определенные выводы и рекомендации по выбору стиля руководства в организации. Становление лидера должно проходить в определенной последовательности и соответствовать роду деятельности организации.
Наконец, необходимо помнить, что не существует и не будет существовать лидера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации. Каждый человек уникален, но самое главное - лидер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Одна из важнейших задач, решаемых лидером, состоит в том, чтобы дать осознать подчиненным их цели, ценностные ориентации и предназначение
Список использованной литературы
- Алехина,О. Индикаторы эффективности кадровой политики /О.Алехина // Справочник кадровика. - 2011.- №6.- С.113-115
- Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Т.Ю.Базарова, Б.Еремина.- М.:ЮНИТИ, 2012.-560с.
- Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебное пособие / Н.Беляцкий, С.Велесько, П.Ройш - Мн.:Интерпрессервис, Экоперспектива, 2012. - 352с.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С.Виханский.- М.: Издательство Экономистъ,2012.- 294с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: курс лекций / О.С.Виханский.- М.: ИНРА-М, 2011.- 429с.
- Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: учебник /Под ред. А.Я.Кибанова. М.: РИОР, 2010. - 288с.
- Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учебное пособие – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Экзамен, 2010 - 416с.
- Комиссаров, Т.А. Управление человеческими ресурсами / Т.А.Комиссаров.- М.: «Дело», 2011.- 191с.
- Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть III. Управление персоналом: пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей./ И.Д.Ладанов. – М.: Коммерческо-производственная фирма «НИКА», 2011.- 360с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ./ М.Х.Мескон, М.Альберт , Ф.Хедоури.- М.:Дело, 2013.- 215с.
- Полукарпов В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие/ В.Л.Полукарпов. – М.:КНОРУС, 2013.-386с.
- Управление качеством: Учеб. для вузов по экон. спец. / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2013. - 399 с.
- Швец В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента. Стандарты и качество. 2011. - №6. - С 48-50.
Приложение 1
Анкета о наиболее, о наименее предпочитаемом сотруднике
(по Ф. Фидлеру)
Уважаемый респондент, подумайте, пожалуйста, обо всех сотрудниках, с которыми Вам когда-либо приходилось работать, и опишите одного из них, – того, с кем Вам было работать наименее приятно, оценивая его по 8-бальной шкале по каждой из следующих пар эпитетов.
Анкету должен заполнить сам руководитель, его близкие подчиненные и все остальные сотрудники.
Вежливый |
8 7 6 5 4 3 2 1 |
Невежливый |
Дружелюбный |
8 7 6 5 4 3 2 1 |
Недружелюбный |
Отвергающий |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Принимающий |
Помогающий |
8 7 6 5 4 3 2 1 |
Мешающий |
Безразличный |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Увлеченный |
Напряженный |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Расслабленный |
Готовый к сотрудничеству |
8 7 6 5 4 3 2 1 |
Неготовый к сотрудничеству |
Готовый поддержать |
8 7 6 5 4 3 2 1 |
Отказывающийся поддержать |
Скучный |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Интересный |
Придирчивый |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Соглашающийся |
Самоуверенный |
8 7 6 5 4 3 2 1 |
Нерешительный |
Эффективный |
8 7 6 5 4 3 2 1 |
Неэффективный |
Угрюмый |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Жизнерадостный |
Приложение 2
Тест «Способности к руководству и склонности к лидерству»
- Члены любого коллектива должны сами выбирать себе руководителя.
- Когда необходимо, я умею заставить людей ''крутиться''.
- Люди доверяют мне свои личные тайны.
- Все люди хотят власти, и я не исключение.
- Я всегда вступаюсь за подчинённых, если к ним относятся несправедливо.
- Я согласен с поговоркой: ''если лошадь везёт плохо, её нужно бить''.
- Люди часто обращаются ко мне как к арбитру в своих спорах.
- В интересах подчинённых, чтобы руководитель был непреклонен и даже безжалостен, и я стремлюсь быть таковым.
- Я умею ладить с подчинёнными, даже если они мне не нравятся.
- Главное для успеха руководителя — любыми путями заставить подчинённых выполнять работу, и мне это удаётся.
- Я стремлюсь действовать в интересах коллектива в целом.
- Я отдаю распоряжения всем подчинённым в одинаковой форме.
- В интересах дела я могу использовать предложения подчинённых, даже если они противоречат моей позиции.
- Я считаю, что хорош тот руководитель, которого подчинённые боятся.
- Я помогаю подчинённым проявлять свои способности наилучшим способом.
- Я против привлечения подчинённых к выработке решений, даже если они касаются непосредственно их, ибо это тормозит работу.
- Мне удаётся привлекать на свою сторону тех людей, которые мне непосредственно не подчиняются.
- Я всегда могу под угрозой неприятностей заставить людей подчиняться мне.
- Я всегда выступаю ходатаем перед руководством от имени коллектива.
- Я считаю, что основой успеха руководителя является единоначалие, и я его обеспечиваю.
* Баллы по нечётным позициям характеризуют склонности к лидерству, по чётным — к администрированию.
Если по каждой позиции Вы набрали менее 50 баллов, у Вас отсутствуют способности к руководству.
Степень развития администраторских или лидерских способностей определяется путём соотнесения суммы баллов, набранных по соответствующей позиции, к общей сумме баллов и умножения на 100%.
Приложение 3
Тест «Отношение коллектива к своему руководителю»
1. Всегда ли вы можете обратиться к своему начальнику с личной просьбой или с предложением, касающегося организации учебного процесса?
_____________________________________________________________
2. Как ваш руководитель воспринимает критику, советы со стороны?
_____________________________________________________________
3. Когда вы приходите на рабочее место, у вас не возникает желания незаметно пройти мимо кабинета директора, чтобы не попасться ему на глаза?
_____________________________________________________________
4. Насколько вы доверяете своему руководителю?
_____________________________________________________________
5. Что вы можете сказать о профессиональных и личных характеристиках вашего начальника?
_____________________________________________________________
6. Довольны ли вы стилем руководства, которого придерживается ваш руководитель?
_____________________________________________________________
7. Насколько соответствует внешний вид (имидж) руководителя занимаемой должности?
_____________________________________________________________
8. Чувствуете ли вы что руководитель ценит вас как работника?
_____________________________________________________________
9. Как вы можете охарактеризовать манеру поведения руководителя с сотрудниками?
_____________________________________________________________
10. Является ли ваш руководитель уравновешенным человеком? Умеет ли контролировать эмоции?
________________________________________________
Размещено на Allbest.ru
-
Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С.Виханский.- М.: Издательство Экономистъ,2012.- 294с. ↑
-
Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Т.Ю.Базарова, Б.Еремина.- М.:ЮНИТИ, 2012.-560с. ↑
-
Алехина,О. Индикаторы эффективности кадровой политики /О.Алехина // Справочник кадровика. - 2011.- №6.- С.113-115 ↑
-
Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С.Виханский.- М.: Издательство Экономистъ,2012.- 294с. ↑
-
Алехина,О. Индикаторы эффективности кадровой политики /О.Алехина // Справочник кадровика. - 2011.- №6.- С.113-115 ↑
-
Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: учебник /Под ред. А.Я.Кибанова. М.: РИОР, 2010. - 288с. ↑
-
Комиссаров, Т.А. Управление человеческими ресурсами / Т.А.Комиссаров.- М.: «Дело», 2011.- 191с. ↑
-
Управление качеством: Учеб. для вузов по экон. спец. / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2013. - 399 с. ↑
-
Управление качеством: учебник / Под ред. Н.П. Терешиной. – М.: 2013. - 597 с. ↑
-
Швец В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента. Стандарты и качество. 2011. - №6. - С 48-50. ↑
-
Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебное пособие / Н.Беляцкий, С.Велесько, П.Ройш - Мн.:Интерпрессервис, Экоперспектива, 2012. - 352с. ↑
-
Мескон, М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ./ М.Х.Мескон, М.Альберт , Ф.Хедоури.- М.:Дело, 2013.- 215с. ↑
-
Полукарпов В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие/ В.Л.Полукарпов. – М.:КНОРУС, 2013.-386с. ↑
-
Виханский, О.С. Менеджмент: курс лекций / О.С.Виханский.- М.: ИНРА-М, 2011.- 429с. ↑
-
Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть III. Управление персоналом: пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей./ И.Д.Ладанов. – М.: Коммерческо-производственная фирма «НИКА», 2011.- 360с. ↑
-
Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть III. Управление персоналом: пособие для руководителей, менеджеров и предпринимателей./ И.Д.Ладанов. – М.: Коммерческо-производственная фирма «НИКА», 2011.- 360с. ↑
-
Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учебное пособие – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Экзамен, 2010 - 416с. ↑