Файл: Теоретическая характеристика субъектов коммерческой деятельности в сфере потребительского рынка.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 597
Скачиваний: 1
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия «ПАО МАГНИТ»
«Магнит» является одной из ведущих розничных сетей в России по торговле продуктами питания, лидером по количеству магазинов и географии их расположения.
Компания представлена в более чем 3 800 населенных пунктах, ежедневно магазины компании посещают почти 12 миллионов человек. «Магнит» работает в мультиформатной модели, которая включает в себя магазины у дома, супермаркеты, аптеки и магазины дрогери. На 30 сентября 2020 года компания насчитывала 21 154 торговые точки в 65 регионах России. Участниками кросс-форматной программы лояльности сети являются около 39 млн человек.
«Магнит» является уникальной компанией в российском ритейле. Наряду с продажей товаров розничная сеть занимается производством продуктов питания под собственными торговыми марками. Компания управляет несколькими предприятиями по выращиванию овощей, производству бакалеи и кондитерских изделий. «Магнит» владеет тепличным и грибным комплексами, которые являются одними из крупнейших в России. Логистическая инфраструктура компании включает в себя 38 распределительных центров и около 4900 автомобилей.
«Магнит» входит в список крупнейших публичных компаний мира рейтинга Global 2000 Forbes и возглавляет рейтинг крупнейших частных работодателей России по версии Forbes. Общая численность сотрудников превысила 300 тысяч человек.
«Магнит» был основан в 1994 году на юге России в Краснодаре как небольшая региональная компания. За это время «Магнит» вырос в одну из крупнейших российских компаний. Штаб-квартира розничной сети по-прежнему находится в Краснодаре. В 2006 году компания провела IPO на Лондонской фондовой бирже. 64% акций «Магнита» находятся в свободном обращении и торгуются на Московской и Лондонской фондовой биржах (LSE: MGNT). В соответствии с неаудированными данными управленческой отчетности Компании по МСФО 16, выручка «Магнита» за 1 полугодие 2020 года составила 763,4 млрд руб., EBITDA — 86,9 млрд руб.
[10]История ПАО «Магнит»
1994 — 1998
- Основание Сергеем Галицким компании по оптовой торговле товарами бытовой химии «Тандер»;
- Активное развитие сети оптовых магазинов и вхождение в десятку крупнейших российских дистрибьюторов косметики, бытовой химии и парфюмерии;
- Выход на рынок продуктового ритейла в формате Cash&Carry.
1998 — 2001
- Появление бренда «Магнит» (Магазин Низких Тарифов) и начало развития сети под новым брендом;
- Создание собственного автотранспортного предприятия — компании «Сельта»;
- Запуск первой линейки товаров под собственной торговой маркой;
- Переход «Магнита» на модель дискаунтера;
- Открытие первых 160 магазинов, что выводит «Магнит» на лидирующие позиции в России по размеру сети.
2002 — 2005
- Открытие первого распределительного центра в Кропоткине, Краснодарский край;
- Перезапуск всей сети в формате магазинов «у дома», являющийся ключевым для «Магнита» и сейчас;
- Стремительное развитие сети магазинов: 1,5 тыс. торговых точек на конец 2005 года;
- «Магнит» закрывает бизнес по оптовым продажам косметики и бытовой химии, полностью концентрируется на розничном бизнесе;
2006 — 2009
- Первичное размещение акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже;
- Запуск нового формата — компактного городского гипермаркета;
- Статус самой быстрорастущей розничной компании мира по мнению Deloitte;
- Вторичные размещения акций (SPO) на Лондонской фондовой бирже, привлеченные средства идут на развитие сети;
- «Магнит» первым из ритейлеров переходит на собственный импорт самых востребованных товаров.
2010 — 2012
- Открытие первого магазина формата дрогери «Магнит Косметик»;
- Запуск собственного производства овощей и зелени — тепличного комплекса «Зеленая линия» в Краснодарском крае;
- «Магнит» становится крупнейшим частным работодателем в России и сохраняет этот статус по сей день;
- Появление нового формата — «Магнит Семейный»
2013 — 2015
- Крупнейшая розничная компания по количеству магазинов, торговых площадей, эффективности и объему продаж;
- Капитализация «Магнита» на Московской бирже превысила 1 трлн рублей;
- «Магнит Косметик» становится крупнейшей по размеру сетью дрогери в России;
- В «Магнитах» появилась возможность оплачивать покупки по банковской карте, а также первые кассы самообслуживания;
- Число магазинов «Магнита» превысило 10 000;
- Начало строительства собственного Индустриального парка «Краснодар».
2016 — 2018
- Запуск новых форматов «Магнит Аптека» и «Магнит Опт»;
- Открытие первого распределительного центра за Полярным кругом (Мурманск) и 37-го по счету для компании;
- Запуск в Краснодарском крае собственного завода по выращиванию шампиньонов;
- Приобретение Группой ВТБ 29,1% пакета акций «Магнита» и сложение полномочий Сергеем Галицким;
- Презентация стратегии развития до 2023 года;
- Начало работы первого резидента Индустриального парка Краснодар — «Кубанского комбината хлебопродуктов»;
- «Магнит Косметик» становится крупнейшим игроком на рынке розничных продаж косметики и парфюмерии в России.
2019
- Назначение Яна Дюннинга президентом и генеральным директором компании;
- Презентация нового кроссформатного бренда для всех магазинов «Магнит»;
- Открытие 20 000-го магазина «у дома» и 5 000-го «Магнит Косметик»
- Запуск в Индустриальном парке «Краснодар» второго резидента — «Кондитера Кубани»
- Тестирование новых форматов — суперстор, «Магнит Сити»
- Запуск собственной программы лояльности «Магнит» для покупателей;
- Начало партнерства «Магнита» с Российским Футбольным Союзом и Сборной России по футболу.
Стратегия развития:
• Дальнейшее расширение сети за счет роста плотности покрытия ключевых рынков присутствия, а также развитие в наименее освоенных регионах. Увеличение числа торговых точек на Урале и в Сибири;
• Ежегодное открытие не менее 500 магазинов «у дома» и не менее 250 магазинов косметики в населенных пунктах с численностью от 5000 человек и около 50 гипермаркетов в населенных пунктах с численностью от 50 000 человек;
• Развитие мультиформатной бизнес-модели для удовлетворения потребностей покупателей с различным уровнем доходов;
• Дальнейшее совершенствование логистических процессов и инвестиции в IT-систему для максимально эффективного управления запасами и транспортными потоками;
• Развитие собственного импорта: увеличение доли прямых поставок свежих овощей и фруктов для минимизации издержек.
Структура уставного капитала
Уставный капитал открытого акционерного общества "Магнит" составляет 945 613,55 рублей и состоит из 94 561 355 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 0,01 рубля.
Общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям обыкновенные именные акции в количестве 106 288 645 штук номинальной стоимостью 0,01 рубля (объявленные акции).
Сведения о размещенных акциях ПАО "Магнит"
[11]Покупатель прежде всего
Стратегия основана на постоянном совершенствовании ценностного предложения покупателю. Переход на клиентоориентированный подход к принятию решений. Фокус на покупателе заложен в ДНК компании «Магнит»: “Мы стремимся лучше понимать потребности в каждом регионе и адаптировать под них свое предложение”.
Стремление улучшить восприятие «Магнита» покупателями, заменив исторически сложившееся мнение как о магазине с самыми низкими ценами на восприятие «Магнита» как магазина с лучшим соотношением цены и качества. В связи с этим идет обновление наших бизнес-процессов, чтобы улучшить коммуникацию с покупателями, и отталкиваться от их предпочтений в принятии решений.
С учетом этого было решено сконцентрировать внимание на повышении доступности товара на полке, качества и свежести товаров, и планируется инвестировать в развитие собственной торговой марки, прямого импорта и поставок местных производителей. В то же время мы будет поддерживаться широкий ассортимент товаров в первом ценовом сегменте, учитывая потребности наших постоянных покупателей. Кроме того, среди приоритетов — повышение качества обслуживания клиентов, предъявляя высокие стандарты к профессиональным навыкам персонала. Они хотят видеть собственных сотрудников доброжелательными и всегда готовыми помочь покупателям.
Ценностное предложение, которое сейчас внедряется, будет регулярно обновляться в соответствии с меняющимися потребностями покупателей. Совершенствуя корпоративную культуру, поощряется открытый диалог и эффективное взаимодействие функциональных подразделений, что позволит быстро и эффективно внедрить ценностное предложение.
Создание платформ для будущего роста
Благодаря новым технологиям с каждым годом растет взаимодействие с покупателем через цифровые каналы, открывая новые возможности для идентификации и коммуникации с клиентами и оптимизации всех бизнес-процессов. Внедрение омниканального подхода в работе с покупателями является важной частью нашей долгосрочной стратегии. С этой целью формируется сильная команда ИТ-специалистов, разрабатываются новые цифровые решения и развиваем возможности в работе с большими данными. Одним из важнейших шагов в этом направлении стало успешное внедрение кросс-форматной программы лояльности в первом квартале 2020 г.
Также рассматривается возможность сделать первые шаги в сфере электронной коммерции в 2020 году, которые послужат основой для потенциального развития в будущем.
Удобство и доступность
Стремление удовлетворять самые важные потребности российских покупателей с помощью удобных и доступных предложений семьи магазинов «Магнит».
Чтобы обеспечить эффективную реализацию стратегии, идет работа над операционным и организационным развитием, включая:
- клиентоориентированный подход к принятию решений;
- форматная структура управления;
- фокус на повышение уровня сервиса и доступности товара на полке;
- повышение качества обслуживания в магазинах;
- развитие контроля качества;
- оптимизация затрат по всем функциональным подразделениям;
- повышение точности прогнозирования.
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия «Магнит»
Прежде всего, следует отметить, что стратегия магазина «Магнит» может быть охарактеризована как стратегия быстрого роста. Необходимо произвести анализ внешней и внутренней среды магазина «Магнит» для оценки возможных вариантов оптимизации стратегии. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды - это очень важный для выработки стратегии организации и сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих во внешней среде процессов, оценки и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.
Угрозы и возможности среды косвенного воздействия, с которыми сталкивается организация, можно выделить в PEST-факторы:
Р - политические факторы.
Е - экономические факторы. Необходимо постоянно диагностировать и оценивать такие экономические факторы окружающей среды, как темпы инфляции, стабильность рубля и налоговые ставки - социальные факторы. Они включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества.
S - социально-культурное окружение.
Т - технологические факторы. Необходимо постоянно следить за изменениями в технологической внешней среде. Анализ этой среды может учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг.
Получение необходимой информации основано на экспертных оценках (по 5-балльной шкале).
Таблица PEST-факторы
Значимые факторы внешней среды, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия |
Экспертная оценка |
1. Политические факторы |
|
Отсутствие поддержки со стороны государства |
3 |
Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции |
4 |
2. Экономические факторы |
|
Сезонность влияние погоды |
2 |
Высокая суммарная нагрузка на предприятие и возможность ее усиления |
5 |
Динамика курса рубля |
4 |
Инфляция |
4 |
Опасность экономической нестабильности |
5 |
Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ |
5 |
Наличие 3 прямых конкурентов |
4 |
Рост цен на сырье |
5 |
Агрессивный маркетинг со стороны конкурентов |
4 |
Ухудшение позиций конкурентов |
5 |
3. Социальные факторы |
|
Стабильный и постоянно растущий круг потребителей. |
5 |
Снижение уровня жизни основной массы населения в связи с кризисом |
4 |
Отток квалифицированных специалистов в Центральный регион России. |
5 |
Влияние СМИ |
4 |
4. Технологические факторы |
|
Доступ к технологиям, лицензирование, патенты |
5 |
Таким образом, по результатам PEST-анализа можно сделать вывод, что