Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Этапы и приемы развития воображения в дошкольном возрасте).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1. Детское воображения и важность его развития.
1.2. Виды и функции воображения ребенка
1.3 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
1.4 Этапы и приемы воображения ребенка.
1.5 Воображение в разных видах деятельности.
Глава II. Методические аспекты развития воображения у дошкольников.
2.2 Упражнения, игры для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Для становления фантазии применяются кое-какие приемы:
1. Все облики креативных занятий (рисование, лепка, конструирование и т.д.). Для этого предложите выдумать и нарисовать несуществующий картина автотранспорта или же необыкновенный жилище и дополнить набросок дополнительными составными частями из пластилина, коих не хватает в рисунке.
2. Сказки считаются прекрасным средством для становления воображении малыша. Возможно, прочесть сказку до определённого эпизода, а вслед за тем предложить ребёнку выдумать её завершение. Вспомните для ребёнка сочинить сказку и нарисовать картинку к ней.
3. Дидактические игры обязаны для ребят быть увлекательными. Примеры игр: Ребёнок, обязан соотносить себя с хоть каким живым существом и приписать, отчего как раз выбранное скотина или же птица заинтриговало его.
- Нарисуйте ребенку то, собственно что не есть, к примеру, несуществующее животное, растение. Пусть малютка выдумает ему имя и поведает о нем ситуацию.
- Предложите ребёнку сочинить «волшебную историю» о трёх предметах, которые не связаны меж собой, к примеру: половник, мяч, питание.
- Предложите ребёнку дорисовать геометрические фигуры. На пример: круг, квадрат, треугольник. Впоследствии такого как ребенок дорисует, спросите собственно что у него вышло. На листе бумаге капните краской кляксу, и предложите ребёнку выдумать тип кляксы.
4. Больше читайте книжек ребёнку. Фантазируйте совместно с ним, предлагая задуматься, что бы он устроил, в случае если бы он попал в заколдованный лес или же на нежилой полуостров. Каких животных он имел возможность бы там повстречать, какие фрукты и овощи, там имели возможность вырастать.
5. Игры с песком, могут помочь развитию креативного фантазии и заключаются в автономном разработке свежих образов.
1.5 Воображение в разных видах деятельности.
Дидактическая игра – как основа развития воображения.
Дидактические игры, одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников, это способ познания окружающего. Играя- он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
В игре ребенок развивается физически при этом приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Дидактические игры разнообразны по содержанию, характеру, организации. По характеру применяемого материала дидактические игры разделяются на три основных вида:
1) Словесные - дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя конкретные поручения. В данную группу входит большое количество народных игр: «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, смекалку, быстроту реакции, связную речь. Словесные игры более сложны: они не связаны с конкретным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют огромное значение для развития мышления ребёнка. Так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения. Делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения иных, замечать логические ошибки. Так, в играх на запоминание состава, числа и расположения картинок дети должны запомнить содержание картинок, а вслед за тем определить, какую из них перевернули книзу рисунком. Эти игры направлены на развитие фантазии, памяти, запоминания и припоминания.
2) Настольно-печатные - игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам. Настольно-печатные игры ориентированы на уточнение представлений об находящемся вокруг, стимулирование познаний, становление мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, систематизацию и др.). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в что случае, когда она требует самостоятельной интеллектуальной работы.
Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в данных играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр многообразно, они разбиты на некоторое количество видов, к примеру: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры «Лабиринт» для старших дошкольников. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их применении. Например игра «Подбор картинок по парам» подразумевает нахождение между различных картинок двух одинаковых: две шапочки одинаковы и по цвету, фасону, или же две куколки, ничем не отличающиеся. Вслед за тем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам , но и по смыслу: например, найти между всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинках, могут быть различные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному типу предметов. В этой игре «Подбор картинок по общему признаку (классификация)» требуется кое-какое обобщение, установление связи между предметами. Например: в игре«Что растет в саду (в лесу, в огороде)?», дети выбирают рисунки с надлежащими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания. А в игре«А что было потом?» дети выбирают картинке к какой-нибудь сказке с учетом очередности становления сюжетных действий, это способствует развитию творческого воображения детей.
3) С игрушками и предметами – дети играют, применяя куколки, детскую посуду, машинки и прочие элементы.
Предметные игры - это игры с дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Главные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание цельного из частей и т.д. Игры с предметами более доступны ребятам, так как они основаны на конкретном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребёнок начинает в раннем возрасте и не теряет своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного возраста. Эти игры развивают цвета, величины, формы. Играя, в эти игры, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из всевозможных форм, что способствует развитию фантазии детей. С целью развития воображения, в дидактических играх возможно применять различные игрушки, в которых выражены цвет , форма, название, размер, материал, из которого они изготовлены. Это позволяет педагогу упражнять детей в решении определенных дидактических задач. Например: отбирать все игрушки, изготовленные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или же игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. При этом, в играх улучшаются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, важных людям в всевозможных видах их деятельности. Применяя дидактические игры с аналогичным содержанием, педагогу удается вызвать у ребят интерес к творчеству, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек, развивать воображение.
Игры с природным материалом у детей всегда вызывают желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, все это применяется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры воспитатели проводят во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. И при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.
Таким образом- дидактическая игра представляет собой многословное, сложное и педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей. А так же самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Воображение в изодеятельности дошкольника.
Во время занятий изобразительной деятельностью у ребенка включаются зрительные, двигательные и другие анализаторы, развивается моторика, мышление и воображение. Рисование ребенком каких –то невообразимых фигур может нам показаться пустой забавой. Но это- полноценный труд ребенка. Ребенок постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся более обдуманными и все четче. Развиваются постепенно не только навыки рисования, но и способность представлять конец произведения в уме. Ребенок старается изобразить на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть планета с феями и волшебниками, а могут быть образы наблюдаемые в действительности. В процессе целенаправленного воздействия у детей развиваются важные качества воображения: произвольность, креативность, устойчивость.
Поэтому для полноценного развития воображения надо позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами. Стараться организовать так занятия, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка и дать возможность ребенку наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.
Сказка и воображение дошкольника.
В качестве средства формирования воображения используют сказку, которая одна из наиболее эффективных методик для развития воображения дошкольников. Сказка сама по себе является основой развития воображения:
- это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
- воспринимая сказочный сюжет, дети активизируют свой жизненный путь;
- в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти.
- это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
- новые краски приобретает окружающий мир благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
- ребенок учится представлять себя на месте героев, выбирать возможные решения трудностей, возникающих перед персонажами;
- через метафорические формы развивается эмоциональная сфера детей- одно только слово «волшебство» уже вызывает восторг у детей.
Методики, включающие слушание сказок, пересказ, участие в тетрализации, ролевых играх способствуют полноценному развитию ребенка.
Воображение на затятиях конструктивной деятельностью.
В детском саду и дома широко используется для развития воображения конструкторская деятельность. Моделируя постройку ребенок чувствует себя создателем. Он радуется, если получается что-то красивое, огорчается, если что-то не выходит, как хотелось. Такие игры учат прикладываь волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.
Самое главное в процессе игры в конструкторов это:
Дети представляют в уме требуемый результат;
Расширяются представления об окружающем мире;
Идет процесс осмысления предметных свойств;
Дети запоминают особенности и детали объектов,с которыми они работают;
Ребенок получает первичные навыки построения моделей, учится их применять.
У детей развитие воображения на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:
Готовых наборов для создания каких либо моделей, например разных видов транспорта или домов;
Деревянных наборов, пластмассовых деталей, из которых можно построить все что захочется ребенку;
Нетрадиционных технологий- оригами, монотипии, рисовании цветными нитками, кляксографии и другое.
Итак, рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку развиваться гармонично. Одновременно уделяется большое внамание мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способность мыслить. Все это позволяет ребенку успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень. Усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.
Глава II. Методические аспекты развития воображения у дошкольников.
2.1 . Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
Для изучения развития воображения у детей дошкольного возраста разработано достаточно много методов и методик.
Методика "Незаконченные рисунки" (Тихомирова Л.Ф.).
Цель: Определение уровня развития воссоздающего воображения.
Состоит из III этапов:
I этап:
Материал: блок рисунков, завершающихся полным изображением собаки;
Методика проведения: ребенку предлагается по очереди каждый блок от А до Г и уточнялось, что здесь нарисовано. Чем быстрее ребенок справлялся с этим заданием, тем лучше у него было развито воссоздающее воображение.
На этом этапе воссоздающее воображение делится на:
высокий уровень - ребенок по фрагменту изображения А сразу правильно определить, что на целом рисунке собака.
средний уровень - ребенок определил, что на данном рисунке изображена собака только по фрагменту изображения Б.
низкий уровень - ребенок определил, что эта собака, только по фрагменту изображения В или догадался, что это собака, лишь по фрагменту Г.
II этап:
Стимульный материал: 9 прямоугольников, соединенных вместе, на которых контуром с разрывами изображены предметы.
Методика проведения: ребенок должен был назвать, что это за предмет изображен в каждом из прямоугольников.
На всю работу даётся 1 минута. По окончанию одной минуты подсчитывалось, сколько картинок правильно назвал ребенок. Это характеризует интенсивность его воссоздающего воображения.
Ключ к заданию: собака, дом, голова человека, автомобиль, магнитофон, рука, рыба, велосипед, молоток.
На этом этапе воссоздающее воображение делится на:
высокий уровень - за одну минуту ребенок назвал от 6 до 9 предметов;
средний уровень - за одну минуту ребенок назвал от 4 до 5 предметов;
низкий уровень - за одну минуту ребенок назвал от 1 до 3 предметов или не назвал ни одного предмета;
III этап:
Материал: контурное изображение с разрывами.
Методика проведения: ребенок должен назвать, что здесь нарисовано и что делают персонажи.
Это задание отлично развивает воссоздающее воображение.
Ключ к заданию: ребенок, играющий с собакой.
На этом этапе воссоздающее воображение распределяется на:
высокий уровень - ребенок отвечает сразу что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?», отвечает, что мальчик играет с собакой.
средний уровень - ребенок с помощью взрослого называет, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" - отвечает, бегают или гоняются.
низкий уровень - ребенок только с помощью взрослого, но все равно, а с трудом, называет, что нарисован мальчик и собака, или даже с помощью взрослого не понимает что нарисовано. Следовательно, не может ответить на вопрос "Что делают?".