Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Этапы и приемы развития воображения в дошкольном возрасте).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1. Детское воображения и важность его развития.
1.2. Виды и функции воображения ребенка
1.3 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
1.4 Этапы и приемы воображения ребенка.
1.5 Воображение в разных видах деятельности.
Глава II. Методические аспекты развития воображения у дошкольников.
2.2 Упражнения, игры для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Для творческого воображения характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приемов. Именно этой проблеме были посвящены работы Дьяченко О.М., в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач.
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции: познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. Дети с помощью воображения могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Такая защита может проходить двумя путями. Первый – через проигрывание травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начиная видеть их со стороны. Второй- дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя. Они чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими и всемогущими. Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка. Вариант режиссерской игры был разработан, О.М.Дьяченко и Е.М. Гаспаровой, позволяющий выявить особенности воображения ребенка. Детям разного возраста, предлагали пять деревянных кукол- две больших и две маленьких, которые представляли собой не закрашенный цилиндр- туловище с шариком-головкой. И ребенку предлагалось придумать, кто они, и поиграть как он хочет. И вот результаты эксперимента показали, что в 2,5-3 года отчетливо выделяются два типа воображения. Познавательное воображение проявляется , когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты, как кормление детей, укладывание их спать, прогулка с ними и другие. А Аффективное воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей( милиционер, баба Яга, волк) которые подстерегают непослушных детей, забирают их и наказывают. И значит, что в этих играх дети изживают собственные страхи и защищают себя от них. Нужно напомнить, что аффективное воображение в этом возрасте работает очень ярко. Рассказы – фантазии детей о том, что они победили самого сильного медведя или поймали птичку, в 2,5-3 года встречаются у многих детей. Так ребенок наблюдая, как сдувается или лопается воздушный шарик, может вообразить, что подобное может произойти с ним. Появлению подобных страхов способствуют также сказки, мультики. Одни дети боятся внезапного исчезновения мамы, диких животных, о которых знают по сказкам. Эти страхи исчезают в процессе развития ребенка, по мере освоения им новых, тонких способов мышления. А вот роль родителей в развитии воображения и снятии страхов заключается в подробном знакомстве ребенка с объектами действительности. Также в повышенном внимании к эмоциональным проявлениям ребенка, при знакомстве с новыми предметами, людьми, игрушками, мультфильмами. А вот излишняя опека здесь не нужна, поскольку это может лишь укрепить ребенка в его подозрениях и страхах, но вот внимание не помешает.
1.3 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
Большинство исследователей отмечают, что в дошкольный период начинается формирование личности ребенка.
В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать и обобщать свои переживания. Формируется внутренняя социальная позиция, развивается самооценка. Меняется отношение к успеху и неудаче в деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан. Собственное «Я» ребенка уходит от взрослых и становится предметом своих переживаний. Появляется «Я сам», «Я хочу», «Я могу». Именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» ( до этого они говорили о себе в третьем лице).
Собственное «Я» ребенка может выделяться, только тогда, когда противопоставляется другому «Я», непохожему на собственное. Отделение себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого.
В развитии личности ребенка можно выделить две стороны:
Во-первых, ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и узнает свое место в нем. Это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает различные поступки.
Во-вторых, происходит развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность данных событий, устойчивость поведения от изменения внешних обстоятельств.
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы поведения. Этот возраст приносит ребенку новые достижения. Формируется внутренняя социальная позиция и осознание своего социального «Я». В представлении о себе у ребенка входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные об этих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту общения со взрослыми и сверстниками. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Для самостоятельности в поведении ребенок должен научиться выделять самое важное в каждом конкретном случае. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник имеет возможность управляться различными мотивами: обязанностями по дому, поручением мамы, собственным желанием, но у него нет еще обычного соподчинения всех мотивов. Поэтому пяти-. Шестилетний ребенок не редко попадает в конфликты. И подчиняется в конфликтах тому, чье побуждение наиболее сильное и яркое.
Творческое воображение зависит от многих факторов:
- Возраста.
- Умственного развития.
- Индивидуальных особенностей личности.
- Разработка процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно. Он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. У ребенка совсем другое отношение к среде, которая своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого человека.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого, но в то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка богаче. Ребенок живет в фантастическом мире, нежели в реальном. При этом интересы у него проще, элементарнее. Отношение его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение человека взрослого, а ведь это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукт настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т.Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
- Детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла.
- Юность - сочетание вымысла и деятельности.
- Зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, но оно занимает больше места в его жизни.
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом
В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Следовательно, воображение играет важную роль в жизни человека. По мнению ряда исследователей именно благодаря воображению люди способны создавать новое потому, как только в процессе воображения человек не может заранее рассчитывать на результат, который надеется получить.
1.4 Этапы и приемы воображения ребенка.
Детство довольно значимо для личного и умственного становления ребенка. В данный период складывается его характер, закладывается база отношения к людям, к труду, вырабатываются способности и привычки правильного поведения, приобретаются базисные познания об окружающей жизни.
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов, путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат любой деятельности, до ее начала. То есть воображение – это отблеск реальности в свежих, внезапных сочетаниях и связях. В зависимости от степени энергичности различают пассивное и интенсивное фантазия, когда продукты первого не воплощаются в жизнь.
Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний
Существуют следующие этапы развития воображения у ребенка.
1-ый период в развитии воображения возможно отнести к 2,5 - 3 годам. В данном возрасте случается деление воображения на «познавательное» и «эмоциональное», связанное с 2-мя важными новообразованиями возраста. С одной стороны, это определение ребенком себя от предмета, от воздействия с предметом и отсель - направление его на овладение свежими деяниями и предметами, а в случае невозможности этого-обращение к предметам-заместителям. С иной стороны - выделение собственного «я», переживание собственной отдаленности от находящегося вокруг мира.
Уже к 3 годам можно четко отметить 2 типа плода фантазии, о которых мы заявляли. Отметим, что, возможно, собственно «эмоциональное» воображение связано с самого начала с употреблением символов. Разногласия вида «я» с действительностью, их причина часто не осознаются чадом и выражаются символически. Первоначально эти символы заимствуются детками из цивилизации (Змей Горыныч, Баба Яга), а потом создаются без помощи других (черный цветок, зубастый самолет, придуманный плохой или добрый мальчик).
На предоставленном шаге основополагающим способом порождения идеи представляемого товара является «опредемедчивающий» имидж. Так как опыт малышей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие взаимно объединенной деятельности), их образы при значимой схематичности имеют все шансы быть весьма оригинальны.
2-й шаг (этап) - возраст от 4 до 5 лет. В этом возрасте крошка нацелен на усвоение параметров, а еще правил и образцовых пробников деятельности. Взрослые, испытывая по новизне свежие его потенциальной вероятности, ведут, в большинстве случаев, повышение образования и воспитательное обучение через эталоны, которым малютка должен следовать.
«Эмоциональное» воображение в этом возрасте возникает стандартно и типично в связи с волнением чадом определенного конфликта. «Познавательное» - с буйным процессом формирования ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководящего состава оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование эталонам. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления.
3-ий период в развитии воображения дошкольника - возраст от 6 до 7 лет. В данном возрасте малыш уже усваивает главные эталоны поведения и облики работы и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отступать от усвоенных стереотипов, сочетать их, применяя при построении товаров фантазии. «Эмоциональное» фантазия малыша нацелено, с одной стороны, как и в прошлом возрасте, на изживание приобретенных психотравмирующих воздействий методом их неоднократного варьирования в всевозможных обликах работы и создание адекватных моделей поведения. С иной стороны, в случае стойкого противоречия с реальностью малыши зачастую обращаются к замещающему фантазии. «Познавательное» фантазия претерпевает в данном возрасте высококачественные конфигурации. Малыши 6 лет в собственных произведениях не элементарно передают переработанные эмоции, но и начинают направленно находить способы для данной передачи. Способности выбора этих способов напрямик связаны с особенностями изучения малыша, до этого всего с овладением им на протяжении дошкольного юношества культурой игры и составляющих художественного творчества. Выбор имеет место быть не лишь только в подборе адекватных способов реализации товаров фантазии, передачи идеи, но и в розыске самой идеи. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение».
4 этап (7 лет).
Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Появляются элементы творчества.