Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Этапы и приемы развития воображения в дошкольном возрасте).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1. Детское воображения и важность его развития.
1.2. Виды и функции воображения ребенка
1.3 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
1.4 Этапы и приемы воображения ребенка.
1.5 Воображение в разных видах деятельности.
Глава II. Методические аспекты развития воображения у дошкольников.
2.2 Упражнения, игры для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Введение.
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию….»
Альберт Эйнштейн.
Воображение (фантазия)- психический процесс создания новых, представлений и мысленных ситуаций в форме образа и идеи, а в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Это незаурядное, уникальное умение человеческого сознания представлять и создавать в мыслях то, чего нет и из того, что имеется уже в памяти. Особенно интенсивно воображение развивается в возрасте от пяти до пятнадцати лет, и если в этот период воображение не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Актуальность исследования: Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. И в наше время ситуация главным образом изменилась. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не привычных действий, а подвижности, мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению малых и больших проблем. Насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, то и будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. А основной необходимостью развития творческих способностей является богатое, яркое воображение.
Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Еще в раннем детстве у ребенка появляются зачатки воображения. А в дошкольном возрасте развитие ребенка связано уже с усложнением форм общения со взрослыми и с переходом от элементарных форм деятельности к более сложным. После словесного общения со взрослым у ребенка возникает потребность на основе слов взрослого представить себе то, что выходит за пределы его восприятия. И переход дошкольника к другим видам продуктивной деятельности- рисованию, конструированию, к ролевой игре- требует планирования предстоящей деятельности, подготовки предварительного замысла. И задачи, встающие перед ребенком во всех этих видах деятельности, не могут быть разрешены без наличия у него воображения.
Е.А.Аркин, замечательный педагог писал: « Ребенок это еще не зрелое существо, но он- становящаяся личность, индивидуальность, имеющая свои особые потребности, склонности и интересы, свои глубоко переживаемые отношения с взрослыми и другими детьми, свою богатую эмоциональную жизнь. При оценке его качества и возможностей взрослых- воспитатели не должны терять из виду ни одной грани пусть еще не развернувшейся, но уже многосторонней и вместе с тем целостной личности ребенка». И задача взрослых , всячески развивать у детей способности к воображению.
Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии.
Проблема развития воображения актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития воображения ребенка.
Объект исследования- развитие воображение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования- воображение, его особенности, виды, этапы развития в дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучить возможности воображения дошкольников.
Задачи исследования:
раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;
определить возможные пути развития воображения дошкольников.
Глава I. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1. Детское воображения и важность его развития.
В жизни человека, воображение, играет очень большую роль. Благодаря воображению человек творит, планирует и управляет свою деятельность. На основе деятельности формируется умение представлять и воображать. Игра, лепка, рисование на том и построены, что нужно что-то, или кого-то изображать. Детство обычно можно сравнить с долгой прекрасной сказкой. Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет и его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии. Ведь они не рождаются вместе с нами, а появляются гораздо позже.
Любой детский специалист скажет, что для появления и развития воображения детей нужен хотя бы небольшой жизненный опыт. Именно он является необходимым материалом для создания новых образов или творческого преобразования уже имеющихся. Вот поэтому появление первых попыток воображения и фантазии психологи приписывают раннему детству, когда еще малыш находится в двух летнем возрасте. В этом возрасте формируется начальный опыт взаимодействия с окружающим миром и попыток его преобразования.
Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми- все это помогает им эмоционально развиваться.
Иногда родители забывают, какими интересными может выглядеть окружающий мир в детстве. Деревья казались огромными, луга- необъятными, реки- бесконечными, а сны живыми и красочными. Детские фантазии чаще утомляют взрослых, но и настораживают постоянные выдумки ребенка, становясь предметом раздражения и тревожности. Родители ругают ребенка за обман, тем самым возвращая его к реальности, разрушая выдуманный мир, полный увлекательных приключений.
На минуточку представим, что, если бы человечество не обладало воображением, то, общество могло бы лишиться научных открытий, художественных произведений, игр и забав, сказок и историй. Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получает бесценный опыт.
Когда рождается ребенок, у него отсутствует понятие воображение. Как таковое оно возникает у детей на третьем году жизни. К этому возрасту накапливается некий опыт: ребенок знает название многих предметов, а так же их предназначение, он слышал истории и сказки, для него появились стандарты поведения в разных ситуациях. Без этого невозможно развитие фантазии.
Воображение дается нам как один из механизмов психики. Если слишком активное воображение означает уход от реальной жизни, желание спрятаться там, где нет проблем. В таком раннем возрасте жить только воображением нехорошо: это говорит о проблемах адаптации ребенка. Но и недостаток воображения тоже является проблемой, о неправильном развитии психики. Когда мы отдает ребенка в детский сад, это мощный прорыв для его развития. Здесь взаимодействия со взрослыми, первые знакомства с детьми и совместные игры. Набор игрушек приобретают «историю». Ребенок придумывает свои правила, по которым будут жить здесь игровые персонажи. В его голове уже есть некий план того, как пойдет игра. Дети начинают создавать собственный мир вокруг. Психика ребенка – тонкий и сложный инструмент. Постепенно он начинает видеть мир таким, каким его видят взрослые. А пока что лучше заменять непонятное и страшное простыми объяснениями. Вот роль воображения в жизни малыша.
Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет игра, особенно ролевая. Необходимый элемент игры- воображаемая. Ситуация, вводимая при помощи слов «как будто»- представляет свободное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Дети могу взять в руки палку и она станет шпагой, а простыня прекрасным платьем принцессы. И чем старше ребенок, тем проще ему придумывать. Поначалу малыши могут воображать только то, что услышали, потом начинают придумывать несуществующие вещи.
Сложен вопрос о богатстве детского воображения. Есть мнение. Что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Да, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют различные истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания, разговаривают с предметами, вещами…. Но так как дети мало знают и их жизненный опыт мал, чем у взрослых, то и материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить меньше чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни. Иногда, не имея достаточного опыта. Ребенок по своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни и эти объяснения взрослым кажутся оригинальными, неожиданными. значит воображение ребенка никак не богаче, а даже беднее чем у взрослых. Если ребенку поставить задачу что- ни будь сочинить, придумать, то многие дети отказываются это делать или выполняют это задание неинтересно. Часть детей перескажут некоторые сюжеты уже знакомых сказок, а лишь два ребенка постараются придумать что-то свое. Не многие дошкольники смогут справиться с таким заданием. И именно поэтому воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, сенситивный возраст для развития воображения, как отмечал Л.С.Выготский- это дошкольное детство.
Итак, так зачем нужно воображение? Прежде чем заниматься развитием воображения у детей, родителям нужно понять главное: зачем оно им нужно? Дети видят мир не так, как мы. В нем есть место для всего чудесного необычного сказочного. Развитие воображения важно, ведь это показатель того, как ребенок, а потом и взрослый, могут адаптироваться в любой среде. В этот процесс входит: знания и опыт; возможность объяснить явления; желание объяснить то, чего не понимаешь; интерес к жизни.
Чтобы убедиться в том, как хорошо работает фантазия, можно просто рассказав ребенку новую сказку. И вот он уже «капитан пиратского корабля, ищет сокровища, сражается с врагами и побеждает».
Воображение –реакция нашей психики на впечатления, переживания, новый опыт. Дети старшего возраста, читая книгу, начинают видеть себя ее героями, перед глазами появляются картинки прочитанного. С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее.
Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Мы говорим «представь себе….», а для воображения другого это уже толчок к действию. В голове уже возникает уникальный образ. Мы слышим историю, а ее герои уже «видны» нам. Наш мозг сам строит их, и сразу предлагает нам картинку происходящего. Но каждый представляет себе одного и того же героя по разному. Развитие воображения это один из способов подготовки ребенка к решению многих насущных проблем. В будущем нам придется искать пути решения сложных ситуаций. На работе, дома, в общении с кем то. И именно наша фантазия подсказывает нам, как поступить в «экой» ситуации. А наличие опыта дает варианты. Вот поэтому так важно правильное и своевременное развитие способности фантазировать.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека. Всего первые шесть-семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие воображения идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. При этом получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.
Итак, воображение –это основная двигательная сила творческого процесса человека и играет важную роль во всей его жизни. Так как вся жизнедеятельность человека связана с творчеством, начиная с приготовлении пищи до создания литературных произведений и изобретательства. Это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
1.2. Виды и функции воображения ребенка
Воображение характеризуется активностью и действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Воображение может быть пассивным и активным, а активное , в свою очередь разделяют на воссоздающее(репродуктивное) и творческое (продуктивное воображение).
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение(воссоздающее),направленное на создание образцов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео и кино. В этом типе воображения мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения этого типа восстанавливают действительность не на умственной, а в основном на эмоциональной основе. В образах в основном воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него явные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересными.Наиболее характерно оно проявляется у дошкольников младшего возраста. Более яркими признаками являются сны малютки, его фантазии в состоянии легкой дремы, когда малыш путает образ с действительностью.
Произвольно-активное воображение возникает тогда, когда нужно решать конкретные задачи. Для детей дошкольного возраста с целью его развития рекомендованы игры, когда нужно представить что-то, придумать, выдумать. Сюда относятся логические игры. Развитие этого типа проходит несколько позднее, обычно тогда, когда ребенок становится более самостоятельным. Дети до четырех лет еще с трудом могут решать такие задачки. Ведь у них еще не достаточно развита речь, а опыт еще довольно мал.