Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Этапы и приемы развития воображения в дошкольном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика "Придумай рассказ" (Тихомирова Л.Ф.) Цель: Определение особенностей творческих проявлений детей в речи,
интонации, мимике, пантомимике. Ребёнку даётся задание придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка. Воображение ребёнка в данной методике оценивается по следующим признакам:

- скорость придумывания рассказа;

- необычность, оригинальность сюжета;

- разнообразие образов, используемых в рассказе;

- проработанность и детализация этих образов;

- эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нём выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Методика: игровой тест «Три слова»:Л.Ю.Субботина

Цель: исследование особенностей воссоздающего и творческого воображения.

Стимульный материал: карточки со словами.

Ребёнку даётся задание: «Сейчас я назову три слова, а ты придумай несколько предложений с этими словами». В каждом предложении должны присутствовать эти три слова. А вместе они должны составлять рассказ.

Воображение ребёнка в данной методике оценивается по следующим признакам:

Один балл- бессмысленное сочетание слов;

Два балла- два слова имеют логическую связь, а третье нет;

Три балла- банальная фраза;

Четыре балла- правельное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;

Пять баллов- остроумная, оригинальная фраза.

Методика . «Придумай игру».

Цель: выявление уровня развития творческого воображения.

Методика проведения: ребенок отводится на задание за пять минут. Придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора:

1 Как называется игра?

2 В чем она состоит?

3 Сколько человек необходимо для игры?

4 Какие роли получают участники в игре?

5 Как будет проходить игра?

6 Каковы правила игры?

7 Чем должна будет закончиться игра?

Оценка результатов:

В ответах детей должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Спрашивая ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки:

- Оригинальность и новизна.

- Продуманность условий.

- Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

- Наличие в игре определенных правил.

-   Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому критерию придуманная ребенком игра оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов – полное отсутствие в игре любого из перечисленных критериев.

1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.

2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

Методика «Придумай сказку».

Цель: Изучение творческого воображения дошкольников на основе придумывания сказок.

Методика проведения: ребенка просили сочинить сказку на свободно выбранную тему и пересказать ее.

Для оценивания результатов особенностей творческого воображения использовались показатели:

1. Сюжет сказки: сказочный, бытовой и приключенческий. Наличие сюжетных линий, их взаимосвязи.

2. Композиция сказки: наличие начала, завязки, развития сюжета, кульминации, развязки и концовки.

3. Наличие главных и второстепенных героев, описание их характеристик.

4. Наличие описаний внешнего вида героев, душевные качества.

5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.

6. Наличие идеи сказки: насколько она четко сформирована, а значит, осознана.

Творческое воображение на основе придумывания сказок делится на:

высокий уровень - ребенок набрал от 21 до 30 баллов.

средний уровень - ребенок набрал от 11 до 20 баллов.

низкий уровень - ребенок набрал от 1 до 10 баллов.


2.2 Упражнения, игры для развития воображения у детей дошкольного возраста.

Рассмотрим варианты упражнений, которые могут применяться для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Упражнение . «Фантастический образ» Л.Ю.Субботина. Цель: используется для развития воображения, мышлению. Стимульный материал: карточки с изображенными элементами. Время проведения десять, пятнадцать минут. Ребенку предлагаются карточки с изображением элементов. Задача- создать из этих элементов фантастический предмет или образ. Затем описать какими свойствами , предмет или образ, обладает. Как его можно использовать. Чем больше будет элементов включены в этот предмет или образ, тем ярче функционирует воображение ребенка.

Упражнение.«Волшебники» Л.Ю.Субботина. Цель: используется для развития чувств на базе воображения. Стимульный материал: по две карточки с изображением волшебников, лист альбомный, карандаши цветные. Время проведения: двадцать- тридцать минут. Ребенку дается задание: «У тебя два волшебника, тебе надо дорисовать эти фигуры так, чтобы один волшебник был «добрый», а другой «злой». Затем на альбомном листе нарисовать самостоятельно «доброго» и «злого» волшебника. А также придумать, что совершил плохого злой волшебник и как его победил добрый волшебник.

Упражнение . «Неоконченные рассказы» Л.Ю.Субботина. Цель: упражнение развивает творческое воображение. Стимульный материал: текст «Проделки белки» Время проведения десять- пятнадцать минут. Ход упражнения: Сейчас я прочитаю интересный рассказ. Но в этом рассказе не будет окончания. Ты должен досочинить начатый рассказ. А рассказ называется «Проделки белки». - «Пошли две подружки в лес по грибы. И собрали полную корзину грибов. Идут по лесу и видят красивую поляну цветов. – «Давай повесим корзину на дерево, а сами цветов нарвем» - говорит одна подружка. «Ладно!»- отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Тут выглянула белка из дупла и увидела корзинку грибов. Вот думает...» Ребенок должен довести сюжет не только до конца, но и учесть название рассказа.

Игра: «Пантомима» Л.Ю.Субботина Цель: используется для развития воображения. Время проведения десять – пятнадцать минут. Ход проведения игры: группа детей становятся в круг. «Дети, каждый по очереди выходит в середину круга, и с помощью пантомимы покажет какое- либо действие. Например, представляет, как рвем яблоки с дерева и кладем их в корзину. При этом нельзя говорить, все изображаем движением». Победителями будут те дети, которые верно изобразили пантомимическую картину.


Вывод : для исследования воображения разработано множество методов и методик. Для каждого дошкольного возраста используется определенный набор психолого-диагностических методик.
Использованные методики: наблюдения за игровой деятельностью детей, "Изучение воображения при понимании сказочных образов" , "Изучение построения образов сказочных персонажей" позволяют диагностировать особенности проявления воображения у дошкольников в естественных условиях привычной для них деятельности - игре, рисовании, конструировании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение –это основная двигательная сила творческого процесса человека и играет важную роль во всей его жизни.. Это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание

Воображение ни как не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и запомнить их.

И чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для сочетания образов.

В жизни ребенка воображение играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Огромная работа воображения, это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

В первой половине дошкольного детства у детей преобладает репродуктивное воображение. Механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным). Постепенно превращается из непосредственного в посредственное. Причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

Но по своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.

Познавательное воображение формируется отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я». Психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.


Для развития воображения важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.

Все виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку развиваться гармонично. Одновременно уделяется большое внимание мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способность мыслить. Все это позволяет ребенку успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень. Усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Для изучения развития воображения у детей дошкольного возраста разработано достаточно много методов и методик. Такие как: "Незаконченные рисунки", "Придумай рассказ", игровой тест «Три слова», «Придумай игру», «Придумай сказку». А так же упражнения, которые могут применяться для развития воображения у детей дошкольного возраста: «Фантастический образ», «Волшебники»,«Неоконченные рассказы», «Пантомима»



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баханов К.О. Традиции и инновации в обучении истории: дидактический словарь-справочник- 2002г.
2..Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. - 2001.

3..Выготский Л. С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 1997

4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте –СПб.: Союз 2014г.

5. Дубровина И.В., Психология. - М., 1999. 

6. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников –Мозаика-синтез 2007г.

7. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964. 

8. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. - М., 1989. 

9.Люблинская А.А., Детская психология. - М., 1971. 

10.Мухина В.С., Детская психология. - М., 1985. 

11.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999. 

12.. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998

13. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. - М., 1994. 

14. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991. 

15..Обухова Л.Ф., Возрастная психология. - М., 1999. 
16.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М., 1982. 115 с.