Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Этапы и приемы развития воображения в дошкольном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию….»

Альберт Эйнштейн.

Воображение (фантазия)- психический процесс создания новых, представлений и мысленных ситуаций в форме образа и идеи, а в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Это незаурядное, уникальное умение человеческого сознания представлять и создавать в мыслях то, чего нет и из того, что имеется уже в памяти. Особенно интенсивно воображение развивается в возрасте от пяти до пятнадцати лет, и если в этот период воображение не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Актуальность исследования: Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. И в наше время ситуация главным образом изменилась. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не привычных действий, а подвижности, мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению малых и больших проблем. Насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, то и будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. А основной необходимостью развития творческих способностей является богатое, яркое воображение.

Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Еще в раннем детстве у ребенка появляются зачатки воображения. А в дошкольном возрасте развитие ребенка связано уже с усложнением форм общения со взрослыми и с переходом от элементарных форм деятельности к более сложным. После словесного общения со взрослым у ребенка возникает потребность на основе слов взрослого представить себе то, что выходит за пределы его восприятия. И переход дошкольника к другим видам продуктивной деятельности- рисованию, конструированию, к ролевой игре- требует планирования предстоящей деятельности, подготовки предварительного замысла. И задачи, встающие перед ребенком во всех этих видах деятельности, не могут быть разрешены без наличия у него воображения.

Е.А.Аркин, замечательный педагог писал: « Ребенок это еще не зрелое существо, но он- становящаяся личность, индивидуальность, имеющая свои особые потребности, склонности и интересы, свои глубоко переживаемые отношения с взрослыми и другими детьми, свою богатую эмоциональную жизнь. При оценке его качества и возможностей взрослых- воспитатели не должны терять из виду ни одной грани пусть еще не развернувшейся, но уже многосторонней и вместе с тем целостной личности ребенка». И задача взрослых , всячески развивать у детей способности к воображению.


Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии.

Проблема развития воображения актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития воображения ребенка.

Объект исследования- развитие воображение у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования- воображение, его особенности, виды, этапы развития в дошкольном возрасте.

Цель исследования: изучить возможности воображения дошкольников.

Задачи исследования:

раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;

определить возможные пути развития воображения дошкольников.

Глава I. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.

1.1. Детское воображения и важность его развития.

В жизни человека, воображение, играет очень большую роль. Благодаря воображению человек творит, планирует и управляет свою деятельность. На основе деятельности формируется умение представлять и воображать. Игра, лепка, рисование на том и построены, что нужно что-то, или кого-то изображать. Детство обычно можно сравнить с долгой прекрасной сказкой. Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет и его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии. Ведь они не рождаются вместе с нами, а появляются гораздо позже.

Любой детский специалист скажет, что для появления и развития воображения детей нужен хотя бы небольшой жизненный опыт. Именно он является необходимым материалом для создания новых образов или творческого преобразования уже имеющихся. Вот поэтому появление первых попыток воображения и фантазии психологи приписывают раннему детству, когда еще малыш находится в двух летнем возрасте. В этом возрасте формируется начальный опыт взаимодействия с окружающим миром и попыток его преобразования.


Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми- все это помогает им эмоционально развиваться.

Иногда родители забывают, какими интересными может выглядеть окружающий мир в детстве. Деревья казались огромными, луга- необъятными, реки- бесконечными, а сны живыми и красочными. Детские фантазии чаще утомляют взрослых, но и настораживают постоянные выдумки ребенка, становясь предметом раздражения и тревожности. Родители ругают ребенка за обман, тем самым возвращая его к реальности, разрушая выдуманный мир, полный увлекательных приключений.

На минуточку представим, что, если бы человечество не обладало воображением, то, общество могло бы лишиться научных открытий, художественных произведений, игр и забав, сказок и историй. Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получает бесценный опыт.

Когда рождается ребенок, у него отсутствует понятие воображение. Как таковое оно возникает у детей на третьем году жизни. К этому возрасту накапливается некий опыт: ребенок знает название многих предметов, а так же их предназначение, он слышал истории и сказки, для него появились стандарты поведения в разных ситуациях. Без этого невозможно развитие фантазии.

Воображение дается нам как один из механизмов психики. Если слишком активное воображение означает уход от реальной жизни, желание спрятаться там, где нет проблем. В таком раннем возрасте жить только воображением нехорошо: это говорит о проблемах адаптации ребенка. Но и недостаток воображения тоже является проблемой, о неправильном развитии психики. Когда мы отдает ребенка в детский сад, это мощный прорыв для его развития. Здесь взаимодействия со взрослыми, первые знакомства с детьми и совместные игры. Набор игрушек приобретают «историю». Ребенок придумывает свои правила, по которым будут жить здесь игровые персонажи. В его голове уже есть некий план того, как пойдет игра. Дети начинают создавать собственный мир вокруг. Психика ребенка – тонкий и сложный инструмент. Постепенно он начинает видеть мир таким, каким его видят взрослые. А пока что лучше заменять непонятное и страшное простыми объяснениями. Вот роль воображения в жизни малыша.

Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет игра, особенно ролевая. Необходимый элемент игры- воображаемая. Ситуация, вводимая при помощи слов «как будто»- представляет свободное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Дети могу взять в руки палку и она станет шпагой, а простыня прекрасным платьем принцессы. И чем старше ребенок, тем проще ему придумывать. Поначалу малыши могут воображать только то, что услышали, потом начинают придумывать несуществующие вещи.


Сложен вопрос о богатстве детского воображения. Есть мнение. Что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Да, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют различные истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания, разговаривают с предметами, вещами…. Но так как дети мало знают и их жизненный опыт мал, чем у взрослых, то и материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить меньше чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни. Иногда, не имея достаточного опыта. Ребенок по своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни и эти объяснения взрослым кажутся оригинальными, неожиданными. значит воображение ребенка никак не богаче, а даже беднее чем у взрослых. Если ребенку поставить задачу что- ни будь сочинить, придумать, то многие дети отказываются это делать или выполняют это задание неинтересно. Часть детей перескажут некоторые сюжеты уже знакомых сказок, а лишь два ребенка постараются придумать что-то свое. Не многие дошкольники смогут справиться с таким заданием. И именно поэтому воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, сенситивный возраст для развития воображения, как отмечал Л.С.Выготский- это дошкольное детство.

Итак, так зачем нужно воображение? Прежде чем заниматься развитием воображения у детей, родителям нужно понять главное: зачем оно им нужно? Дети видят мир не так, как мы. В нем есть место для всего чудесного необычного сказочного. Развитие воображения важно, ведь это показатель того, как ребенок, а потом и взрослый, могут адаптироваться в любой среде. В этот процесс входит: знания и опыт; возможность объяснить явления; желание объяснить то, чего не понимаешь; интерес к жизни.

Чтобы убедиться в том, как хорошо работает фантазия, можно просто рассказав ребенку новую сказку. И вот он уже «капитан пиратского корабля, ищет сокровища, сражается с врагами и побеждает».

Воображение –реакция нашей психики на впечатления, переживания, новый опыт. Дети старшего возраста, читая книгу, начинают видеть себя ее героями, перед глазами появляются картинки прочитанного. С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее.

Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Мы говорим «представь себе….», а для воображения другого это уже толчок к действию. В голове уже возникает уникальный образ. Мы слышим историю, а ее герои уже «видны» нам. Наш мозг сам строит их, и сразу предлагает нам картинку происходящего. Но каждый представляет себе одного и того же героя по разному. Развитие воображения это один из способов подготовки ребенка к решению многих насущных проблем. В будущем нам придется искать пути решения сложных ситуаций. На работе, дома, в общении с кем то. И именно наша фантазия подсказывает нам, как поступить в «экой» ситуации. А наличие опыта дает варианты. Вот поэтому так важно правильное и своевременное развитие способности фантазировать.


Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека. Всего первые шесть-семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие воображения идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. При этом получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.

Итак, воображение –это основная двигательная сила творческого процесса человека и играет важную роль во всей его жизни. Так как вся жизнедеятельность человека связана с творчеством, начиная с приготовлении пищи до создания литературных произведений и изобретательства. Это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

1.2. Виды и функции воображения ребенка

Воображение характеризуется активностью и действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Воображение может быть пассивным и активным, а активное , в свою очередь разделяют на воссоздающее(репродуктивное) и творческое (продуктивное воображение).

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение(воссоздающее),направленное на создание образцов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео и кино. В этом типе воображения мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения этого типа восстанавливают действительность не на умственной, а в основном на эмоциональной основе. В образах в основном воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него явные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересными.Наиболее характерно оно проявляется у дошкольников младшего возраста. Более яркими признаками являются сны малютки, его фантазии в состоянии легкой дремы, когда малыш путает образ с действительностью.

Произвольно-активное воображение возникает тогда, когда нужно решать конкретные задачи. Для детей дошкольного возраста с целью его развития рекомендованы игры, когда нужно представить что-то, придумать, выдумать. Сюда относятся логические игры. Развитие этого типа проходит несколько позднее, обычно тогда, когда ребенок становится более самостоятельным. Дети до четырех лет еще с трудом могут решать такие задачки. Ведь у них еще не достаточно развита речь, а опыт еще довольно мал.