Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические основы использования игры в процессе обучения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Общая характеристика дидактической игры
2.2 Формы и методы дидактической игры
Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка:
А так же дидактические игры могут использоваться на уроках окружающего мира:
ВВЕДЕНИЕ
Важное место в структуре образовательного процесса занимает учебный процесс, в котором приобретаются навыки, знания и умения, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и показать свою личность.
Игра - самый доступный вид деятельности для детей, способ справиться с впечатлениями, полученными от внешнего мира. Мысль и воображение ребенка, его эмоции, его активность и растущая потребность в общении ясно видны в игре.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и она может решить более сложную задачу в классе.
Игра является лишь одним из методов, и дает хорошие результаты только в сочетании с другими: разговоры, наблюдение, чтение и т.д.
Играя, дети учатся применять свои знания и навыки на практике, чтобы использовать их в различных условиях.
Игры - это самостоятельное занятие, в котором дети общаются со сверстниками. Их объединяет общая цель - совместные усилия для достижения общего опыта. Игровые впечатления оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию хороших чувств, благородных устремлений и навыков коллективной жизни.
Игры занимают важное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания. Ребенок нуждается в активной деятельности, которая помогает повысить его жизнеспособность, удовлетворяет его интересы, социальные потребности.
Игра имеет большое педагогическое значение, она тесно связана с обучением в классе, с наблюдениями за повседневной жизнью. Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи и находить лучший способ реализовать свои планы. Использовать свои знания, выражать их словами.
Зачастую в игре появляется возможность донести новые знания, расширить кругозор. С развитием интереса к работе взрослых, к общественной жизни, к подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, желание подражать своим любимым персонажам.
Все это делает игры важным средством повышения информированности об ориентации ребенка, которая начинает складываться в детстве.
Таким образом, игровая активность является актуальной проблемой в процессе обучения.
Актуальность проблемы определила выбор темы курсовой работы.
Задача исследования: «Какова роль дидактической игры в обучении?»
Объект исследования: «Детская игровая деятельность».
Тема исследования: «Дидактическая игра как средство обучения».
Цель: определить роль дидактической игры в обучении детей.
Задачи:
1. Исследование психологических характеристик игры;
2. Определить цель игровой деятельности в учебном процессе по литературному обзору.
3. Раскрыть суть концепции дидактической игры;
4. Привести примеры дидактических игр.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Теоретические основы
Слова «игра», «играть» в русском языке крайне неоднозначны.
Слово «игра» используется в переносном смысле в смысле развлечения. Е.А. Поправский говорит, что понятие «игра» обычно имеет различие между разными народами:
- у древних греков слово «игра» означало - детские действия, которые в основном выражали то, что мы называем «отдавать себя детству».
- среди евреев слово «игра» соответствовало понятиям «шутка» и «смех». Впоследствии во всех европейских языках слово «игра» стало обозначать широкий спектр человеческих действий, с одной стороны, не требующих тяжелого труда, с другой стороны, дающих людям веселье и удовольствие. Таким образом, все начало входить в этот круг понятий, начиная с детской игры игрушечных солдатиков и заканчивая трагическим воспроизведением героев на сцене театра.
Исследования путешественников и этнографов, содержащие материалы о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне в истории развития, дают достаточные основания для гипотезы о возникновении и развитии детской игры.
На разных этапах развития общества, когда основным методом получения еды был сбор простых инструментов, игры не существовало. Дети рано вступили во взрослую жизнь. Совершенствование инструментов и переход от охоты к разведению скота привели к значительному изменению положения ребенка в обществе. Специальная подготовка была необходима для будущего охотника. В связи с этим взрослые начали делать инструменты для детей. Возникли игры - упражнения.
Детские орудия были разработаны в соответствии с размером ребенка. Общество в целом заинтересовано в подготовке детей к будущему участию в наиболее важных важных областях труда, а взрослые всячески содействуют играм - упражнениям. Впоследствии появляется действие сюжетно - ролевая игра.
Дети, которые предоставлены сами себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, которая по сути отражает социальные отношения и взрослые действия.
Таким образом, детство неотделимо от игры. Игра важна для ребенка как культура.
1.2 Основы и технологии игры
Задолго до научного исследования игра широко использовалась как один из важнейших способов воспитания детей. Время, когда образование стало особой социальной функцией и где игра используется как средство обучения, насчитывает несколько веков.
Игра относится к различным функциям, как образовательным, так ивоспитательным, и поэтому необходимо более точно определить влияние игры на развитие ребенка. Необходимо более точно указать те аспекты психического развития и развития личности ребенка, которые в основном развиваются в игре или имеют ограниченный эффект в других видах деятельности.
Изучить важность игры для умственного развития и развития личности очень сложно. Эксперимент здесь невозможен, потому что вы не можете отделить игровую активность от жизни детей и увидеть, как идет процесс разработки.
Трансформация игры основана на «открытии» ребенком нового мира, мира взрослых, с их деятельностью, функциями и отношениями. Ребенок, находящийся на грани перехода от цели к ролевой игре, еще не знает ни социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социальной значимости их деятельности.
Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом существует эффективная эмоциональная ориентация по отношению к взрослым. Здесь интеллект следует эмоционально эффективному опыту.
Важность игры не ограничивается тем фактом, что ребенок развивает новые модели деятельности и связанные с этим задачи. По сути, в игре появляется новая психологическая форма паттерна.
Прежде чем говорить о развитии психических действий в ходе игры, необходимо перечислить основные фазы, через которые должно проходить формирование психических действий и связанных с ними понятий:
1) этап развития воздействий на материальные объекты;
2) этап формирования одного и того же действия по отношению к громкомкой речи;
3) этап генезиса актуального психического акта.
Рассматривая действия ребенка в игре, легко заметить, что ребенок уже действует со значимыми объектами, но все еще полагается на их материальные заменители - игрушки. И на более позднем этапе разработки игры действие выглядит как жесты, сопровождаемые речью.
Путь развития к действиям в уме - это одновременно возникновение предпосылок для формирования воображения.
А. В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различается. Он установил, что: «В ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения. Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок.
Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий».
З.В. Манулейко раскрывает вопрос о психологическом механизме игры: «Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в которой роль находит свое воплощение».
Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и контролем производительности этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т. е. «рефлексия».
Игра важна как для создания дружной детской команды, так и для независимости и позитивного подхода к труду.
Технология форм обучения игре направлена на то, чтобы научить дошкольника понять причины его обучения, его поведение в игре и в жизни, а также его программу, обычно глубоко скрытую в обычной среде, деятельности независимый и прогнозировать немедленные результаты.
По материалам работы П.И. Пидкасисты, можно утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра - это деятельность спонтанной ориентации, благодаря которой, благодаря естественным процессам самообразования, человек самостоятельно осваивает новые формы и методы действий в привычной обстановке.
Можно выделить шесть общеизвестных организационных форм игровой деятельности:
• Во-первых, отдельные формы включают в себя игру человека с самим собой, с различными предметами и звуками;
• во-вторых, одиночный игрок - это активность игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью, в зависимости от результатов достижения цели;·
В-третьих, парная форма игры - это игра одного человека с другим человеком, обычно в условиях конкуренции и соперничества;
В-четвертых, групповая форма игры - это групповая игра из трех или более игроков, преследующих одну и ту же цель в конкурентной среде.
• В-пятых, коллективная форма игры - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяется противоборствующими командами.
• В-шестых, массовая форма игры представляет собой реплицированную однопользовательскую игру с прямой или обратной связью с общей целью, которой следуют многие люди одновременно. В обучении детей большое значение имеют игры с правилами - дидактические. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения.
Детская игра - неоднородное явление. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько игры различаются по содержанию, степени независимости детей, формам организации, игровому материалу.
По разнообразию детских игр сложно определить начальную основу их классификации.
В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и П.Ф. Лесгафт, но они называются несколько иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвала творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер.
Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Еще одна группа игр этой классификации - игры с правилами.
Творческие игры включают в себя игры, в которых ребенок демонстрирует свое изобретение, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от изобретения сюжета и содержания игры, поиска путей реализации плана до реинкарнации в ролях, данных литературными произведениями.
Это игры с готовым контентом, с фиксированными правилами, которые являются неотъемлемым компонентом игры. Учебные задания выполняются посредством игровых действий ребенка при выполнении любого задания (найти, поймать мяч, сказать наоборот и т.д).
Поэтому дидактические игры делятся по содержанию (природоведческие, математические, речевые и др.) На дидактический материал (игры с игрушками, предметами, словесные, настольно - печатные).
Вывод по 1 главе:
Играя, дети учатся применять свои знания и навыки на практике, использовать их в разных условиях. Игра представляет собой самостоятельное занятие, в котором дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия для ее достижения, общий опыт. Игровой опыт оставляет глубокий след в сознании ребенка и способствует формированию добрых чувств, благородных устремлений и навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.