Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические основы использования игры в процессе обучения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Общая характеристика дидактической игры
2.2 Формы и методы дидактической игры
Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка:
А так же дидактические игры могут использоваться на уроках окружающего мира:
Ребенок нуждается в активной деятельности, которая помогает повысить его жизнеспособность, удовлетворяет его интересы, социальные потребности.
Таким образом, игры являются наиболее важным образовательным инструментом для детей.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Общая характеристика дидактической игры
Главная особенность дидактических игр определяется их названием: это развивающие игры. Они созданы взрослыми для обучения и воспитания детей.
Как отмечает А.Н. Леонтьев: «Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают ее в занимательную для детей форму».
Ребенка привлекает к игре не задача обучения, а способность быть активным, выполнять игровые действия, достигать результатов и побеждать.
Таким образом, активное участие в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок усвоил знания и навыки. Это побуждает ребенка быть внимательным, помнить, сравнивать, классифицировать.
Дидактические игры существуют уже много веков. Их первый создатель - люди, которые заметили удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. На протяжении истории человечества у каждой нации есть свои дидактические игры. Уникальные дидактические игрушки были созданы и теперь являются частью его культуры. Содержание игр и дидактических игрушек отражало особенности национального характера, истории, труда, жизни того или иного народа.
Со временем народные игры претерпевают изменения, которые вносят сами дети (обновление содержания, использование различных игровых материалов, усложнение правил).
Традиция широкого использования дидактических игр для обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, сложилась в трудах ученых и в практической деятельности многих учителей.
Дидактическая игра имеет свою структуру, которая включает в себя несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты:
1. Учебное (дидактическое) задание является основным элементом дидактической игры, которой подчиняются все остальные.
2. Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях.
3. Правила обеспечения реализации игрового контента. Они делают игру демократичной: все участники игры подчиняются им.
Существует тесная связь между учебным заданием, игровыми действиями и правилами. Задача обучения определяет игровые действия, а правила помогают реализовать игровые действия и решить проблему.
В педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных типа:
1) Игры с предметами:
В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
В играх решаются задачи для сравнения, классификации и определения последовательности при решении задач.
2) Настольно – печатные игры:
Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они бывают разных типов: домино, лото, парные картинки.
- Словесные игры:
Словесные игры основаны на словах и действиях игроков. В этих играх дети учатся на основе существующих представлений об объектах, углубляя знания о них, поскольку в этих играх требуется использовать полученные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя их характерные признаки, угадывают по описанию, решают самые разные мыслительные задачи. С помощью словесных игр у детей появляется желание заниматься умственным трудом.
2.2 Формы и методы дидактической игры
В современной дидактике существуют разные подходы и способы классификации методов обучения. Одной из этих классификаций является распространенный метод обучения по источникам знаний (словесные, наглядные и практические методы).
Общая дидактика исследует процесс обучения, а также факторы, которые его запускают, условия, при которых он происходит, и результаты, к которым он приводит.
Частная дидактика изучает закономерности процесса, содержание, формы и методы обучения по различным предметам.
Как наука, дидактика занимается проблемами развития:
• Зачем учить? (цели образования, обучения).
• Кого учить? (субъекты обучения).
• Каковы наиболее эффективные стратегии обучения? (принципы обучения).
• Чему учить? (содержание образования, обучение).
• Как учить? (методы обучения).
• Как организовать тренинг? (формы организации обучения).
• Какие учебные инструменты необходимы? (дидактический материал, компьютерные программы, учебники, учебные материалы и т. д.).
• Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения).
• Как контролировать и оценивать результаты обучения? (методы мониторинга и оценки результатов обучения).
Частная дидактика больше ориентирована на педагогическую практику, имеет собственный концептуальный и терминологический аппарат и использует определенные методы исследования.
1) Словесные методы
Их основная цель - передавать образовательную информацию словами (устными и печатными), используя логические, организационные и технические методы. Основные приемы этой группы: беседа, рассказ, лекция, работа с печатными источниками.
2) Наглядные методы
Основная цель заключается в предоставлении образовательной информации с помощью различных наглядных пособий. Основные методы: демонстрация экспериментов, природных объектов, наглядных пособий (макеты, модели, объекты, диаграммы, таблицы и т. д.), просмотр видеофильмов, телевизионных программ и т. д.
3) Практические методы
Основная цель состоит в том, чтобы получить информацию, основанную на практических действиях, предпринятых обучающимся или обучаемым при организации различной практической работы. Основные методы: лабораторные и практические работы, упражнения.
Существуют и другие классификации методов обучения. Это связано со сложностью предмета исследования и важностью методического оснащения педагогического процесса. Выбор методов обучения практиками зависит от многих условий:
• из общеобразовательных целей;
• особенности тестируемого предмета;
• возрастные характеристики учащихся и уровень их подготовки;
• уровень профессиональных навыков учителя;
• материальное оснащение;
• цели и задачи конкретного урока и т. д.
Важной особенностью дидактической игры является стабильная структура, которая отличает ее от других видов деятельности. Структурные составляющие дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Замысел игры обычно выражается в названии игры. Игровые действия увеличивают познавательную активность учащихся, давая им возможность продемонстрировать свои способности, применить имеющиеся знания и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который отмечает конец игры и дает игре логическое завершение. Кажется, прежде всего, в форме решения, назначенного учебной задаче, и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и отсутствие какого - либо из них разрушает игру.
При выборе игр важно четко учитывать эффективный характер мышления учащихся.
По психическому развитию их можно отнести к следующим группам:
1. Игры, требующие детской исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»).
2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры предназначены для обучения навыкам сложения и вычитания в пределах 10. Это «Лучший космонавт», «Лучший пилот», «Математическая рыбалка» и т.д.
3. Игры, в которых дети меняют примеры и задания на другие, которые логически связаны с ними. Например, «Математическая эстафета», «Составление круговых примеров», «Цепочка».
Конверсионные действия также включают в себя игры, которые развивают возможности управления и самоконтроля («Арифметический бег», «Лучший контролер», «Проверь Угадайку» и др.).
4. Игры, которые включают элементы исследования и творчества. Это «Загадки Веселого Карандаша», «Определите курс самолета», «По какому пути вы пойдете?», «Угадайте загадки Буратино» и другие.
Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
1) ориентация: учитель вводит тему, дает описание игры, общий обзор ее хода и правил;
2) подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, разделение ролей, подготовка к их реализации, обеспечение процедур управления игрой;
3) игра: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, записывает результаты;
4) дискуссия об игре: особенности выполнения заданий, их восприятие учащимися, положительные и отрицательные стороны хода игры, обсуждаемые трудности, обсуждаются возможные пути улучшения игры, в том числе изменение ее правил.
2.3 Виды дидактической игры
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой деятельности, в которой у человека нет другой цели, кроме как наслаждаться проявлением физических и духовных сил. Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных характеристик личности ребенка.
Дидактические игры отличаются образовательным содержанием, познавательной деятельностью детей, игровыми действиями и правилами, организацией и взаимоотношениями детей.
Традиционно существует несколько типов дидактических игр, сгруппированных по типу активности учащихся:
1) Игры - путешествия похожи на сказки, их развитие, чудеса. Игра - путешествие отражает реальные факты или события, раскрывает обычное через экстраординарное, простое - через таинственное, трудное - преодоленное, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в действиях игры, подходит ребенку, ему это нравится. Цель игры - путешествие - состоит в том, чтобы увеличить опыт, добавить немного невероятного необычного в информационный контент, привлечь внимание детей к тому, что находится рядом, но не замечено ими.
Игры - путешествия повышают внимание, наблюдение, понимание игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры - путешествия всегда несколько романтичны. Это то, что вызывает интерес и активное участие в разработке сюжета игры, обогащении игровых действий, стремлении овладеть правилами игры и получить результат: решить проблему, чему-то научиться, что - то узнать. Роль учителя в игре сложна, требует знаний, готовности отвечать на вопросы детей, играть с ними, вести незаметный для них процесс обучения.
Игра - путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма, удовлетворяющая его потребности в знаниях.
2) Игры - поручения: имеют те же структурные элементы, что и игры в путешествиях, но имеют более простое содержание и меньшую продолжительность. Они основаны на действиях с игрушками, предметами, устными инструкциями. Игровая активность и содержащиеся в них игровые действия основаны на предложении сделать что - то: «Помогите Пиноккио поставить знаки препинания», «Проверьте домашнее задание Незнайки».
3) Игры - предположения «Кем бы я хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?», «Что было бы ...?» или «Что бы я сделал ...» и т. д. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что задание ставится перед детьми, и возникает ситуация, которая требует понимания последующих действий. Задачей игры является название «Что было бы..?» или «Что бы я сделал ...».
Дети принимают подтверждающие или обобщающие предположения. Эти игры требуют умения связывать знания с обстоятельствами, устанавливать причинно - следственные связи.
4) Игры – загадки - это головоломки. Появление загадок уходит в прошлое. Загадки создавались самими людьми, включались в праздники, в обряды, ритуалы. Они были использованы для проверки знаний и находчивости.