Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические основы использования игры в процессе обучения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Общая характеристика дидактической игры
2.2 Формы и методы дидактической игры
Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка:
А так же дидактические игры могут использоваться на уроках окружающего мира:
Особой разновидностью дидактических деловых игр являются образовательные игры, которые касаются моделирования образовательных ситуаций и ролевых игр со студентами образовательных учреждений.
Игра стратегий и вариантов создания фрагментов урока в контексте обновления педагогических и психологических знаний развивает педагогическое мышление, обучает умению применять методологические приемы и умению работать в реальной учебной среде.
Другим относительно новым типом образовательных игр в практике обучения и повышения квалификации педагогов и методистов можно считать организационно - деятельностную игру. Основное содержание этого вида игр связано с «погружением» учащихся в мир их собственного отражения в области образования, обучения и педагогических технологий.
Одним из типичных способов введения участников игры в состояние рефлексивного поведения является специально сформированное, довольно жесткое и раздражающее поведение ведущего такой игры, когда он постоянно пытается вывести игроков из спокойного состояния.
В результате участники игры подвергаются режиму оппозиционного, почти конфликтного обсуждения, в котором они вынуждены находить, запоминать и собирать новые и новые доказательства правильности своих взглядов на сущность образовательного процесса, методы, способы и формы обучения.
В настоящее время направление компьютерно - дидактических игр развивается очень быстро. Компьютерные игры используются в качестве учебного пособия практически во всех сферах современного образования.
Скорость действий, диалог, большой объем памяти, простота использования творческих способов представления информации делают компьютерные или, как их все чаще называют, информационные технологии, идеальным инструментом для дидактических игр.
Цели дидактических игр при обучении в школе, как правило, связаны с активным использованием полученных знаний, например, на конкурсах изложений по гуманитарным наукам, при разгадывании кроссвордов, «путешествиях» по окружающему миру.
Использование дидактических игр в условиях активного изучения иностранного языка является многообещающим, поскольку учащиеся получают различные ролевые функции, используя «погружение» в языковую среду.
«Погружение» в языковую среду является типичным примером использования дидактических игр для моделирования определенных социальных ситуаций.
В игровой деятельности - уже хорошо освоенной школьниками - детям легче решать межличностные проблемы, приобретать опыт толерантности, совместимости, партнерства, дружбы, а также навыки наставничества в своих собственных действиях и поведении других.
3.2 Примеры дидактических игр
Применение дидактических игр на уроке математики:
- Ускорит работу на уроке, задаст хороший темп игра «Назови число».
Я бросаю мяч кому-нибудь из учеников и называю число. Поймавший его должен назвать число на 1, 2, 3.. больше или меньше названного; назвать числа, стоящие в ряду натуральных чисел до или после названного числа, в предела 10 и так далее.
- При изучении первого десятка одним из трудных вопросов для первоклассника является состав числа. Для закрепления этого материала можно использовать игру «Молчанка».
В этой игре дети могут выступать в роли учителя, что им очень нравится. Например, один из учеников показывает карточку с каким - то числом, остальные молча, показывают состав этого числа.
3) Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания помогают игры «Точно по курсу», «Чей букет лучше?», «Полет в космос», «Собери урожай» с использование разнообразно счетного и наглядного материала.
- «Точно по курсу»
На доске записываются примеры без ответов. Внизу под ними расставляются бумажные корабли, на парусах которых записаны цифры, являющиеся ответами к данным примерам. Дети должны расставить кораблики так, чтобы пример соответствовал ответу, записанному на парусе корабля. Кто быстрее проведет по курсу свои корабли, тот считается лучшим капитаном.
- «Чей букет лучше?»
На доске прикрепляются вырезанные из бумаги изображение ваз для цветов. Фигурки цветов раскладываются на полочке. Ученик подходит к полочке, берет цветок, решает пример, записанный на обратной стороне рисунка. Если пример решен верно, то ребенок прикрепляет его к доске (ставит его в вазу). В конце игры подсчитывается, кто собрал больше цветков для букета. Игру можно проводить, разделив всех учеников на команды.
- «Полет в космос»
Винтик и Шпунтик изобрели новую космическую ракету, но она не может вместить всех желающих. Класс делится на 2 - 3 команды. По сигналу начинается соревнование. С начало примеры решают капитаны, решив, они передают мел следующим игрокам команд. Выигрывает, та команда, которая быстрей и без ошибок решит примеры.
- «Собери урожай»
На чудо - яблоне висят яблоки, на обратной стороне которых написаны примеры. Ученики «рвут» яблоки и решают примеры. Ребенок, правильно решивший пример, кладет яблоко в свою корзину. Побеждает тот, у кого яблок больше.
- Очень нравится детям игра «Выбери ответ правильно».
С каждого ряда вызывается один ученик, который решает примеры, записанные на доске слева. На правой половине уже написан правильный ответ. Решив пример, ученик находит справа правильный ответ и соединяет линиями две записи. Эта игра хороша тем, что не требуется особой подготовки, а участвует весь класс, контролируя работу своих товарищей.
- Занимательные задачи:
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
- Как с помощью всего одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола)
- Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг.. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2 ногах? (2 кг.)
- У трех братьев по одной сестре. Сколько в семье детей? (Четверо)
- Надо разделить 5 яблок, между 5 девочкам, так чтобы одно осталось в корзине? (Одна девочка должна взять яблоко вместе с корзиной)
- На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось на столе? (Четыре)
- У какого геометрической фигуры не ни начала, ни конца? (У круга)
- Загадки:
- Пять братьев в одном домике живут. (Варежка)
- Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце встанет, туда и глянет. (Подсолнух)
- Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)
- Много рук одна нога. (Дерево)
- Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)
- Кто в году четыре раза переодевается. (Земля)
- Ученики начальных классов с удовольствие решают задачи в стихотворной форме. Дети их легко запоминают и спешат сообщить ответ. Вот некоторые из них.
- Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели
Пять румяных налитых,
Три с кислинкой. Сколько их?
- К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок?
8) Часто на уроках использую задачи со сказочным сюжетом.
«Старик и волк»
У старика со старухой жили парень и девушка, петушок да курочка, пять овец, шестой жеребец. Сколько всего живых существ было у старика со старухой?
Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка:
Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес, нежелание им заниматься порождает неграмотность. Побудить интерес к предмету можно с помощью увлекательного дидактического материала.
-
- При изучении новых букв используются игры «Веселый поезд» и «Кто больше?», причем у последней есть несколько вариантов, что позволяет внести в процесс обучения элемент новизны. Вот некоторые из них.
- Составить слова из слогов, написанных на доске.
- Составить как можно больше слов из данного слова.
- Заменить в слове одну согласную, например в слове (Бочка).
- Заменить в словах гласную.
- «Веселый поезд»
Вызываются четыре ученика – проводника и они «рассаживают» буквы по вагонам. Вагонов четыре: синий и зеленый для согласных и два красных для гласных. В одном из красных вагонов нарисованы кресла. Это мягкий вагон, в нем «едут» гласные, обозначающие мягкость согласных звуков. Игра позволяет лучше разобраться в слого - звуковом анализе и быстрее запомнить все буквы.
-
- «Словесный сказочник»
На букву, названную учителем, нужно придумать как можно больше слов. Побеждает тот, кто назовет последнее слово.
-
- «Лучший сказочник»
Дети по очереди читают отрывок из какой - нибудь сказки. Остальные должны отгадывать ее название. За каждый правильный ответ участники игры получают жетон. У кого в конце игры наберется большее количество жетонов, тот и победил. Ему присваивается звание «Лучший знаток сказок».
4) «Сбежавший медведь»
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.
Содержание игры:
“Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще - то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.
Материалы:
“Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?)...
Близко подходить (к кому?) к... опасно.
Я видел (кого?)... в зоопарке.
В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали.
Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...”
5) «Убери лишний вагон»
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
Теперь ребята немножко поиграем.
На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.
Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1.
забег, заплыв, закон, запуск.
Слово, на каком вагоне здесь лишнее?
Лишнее слово закон, на третьем вагоне?
Почему?
Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.
Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.
Поезд № 2.
чайник, кофейник, молочник, веник.
Какое слово лишнее.
Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.
Запишите слова с суффиксами.
Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.
Поезд № 3.
посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Какой вагон, здесь лишний.
Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.
Запишите слова с приставками.
Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.
6) «Твердый – мягкий»
Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».
Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.
Для данной игры класс разделился на две команды, в которой верность и точность ответа зависела от знаний каждого участника. В зависимости от того, насколько правильно отвечает каждый член команды, ей присуждаются очки. Работа команды зависит от ее сплоченности. Таким образом, весь класс активируется, а учитель видит, кто делает больше ошибок, с кем необходимо поработать.
А так же дидактические игры могут использоваться на уроках окружающего мира:
1) «Кто где зимует?» и «Раздели птиц на перелетных и зимующих»
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.